— Отношение мусульман к свинине. Почему мусульманам нельзя есть свинину? Другие распространенные пищевые заперты Что нельзя есть татарам

06.08.2023 Салон красоты

Многих интересует вопрос, почему мусульмане и евреи не употребляют в пищу свинину. Казалось бы, неприхотливое животное, которое дает много мяса. Мы же ее едим и чувствуем себя отлично. От многих можно услышать стандартный ответ: «Религия запрещает» или «Свинья - это грязное животное» . Но если вспомнить времена зарождения религий, то люди были не намного чище тех же свиней.

Но есть еще и исторический аспект запрета употребления свинины данными религиями. Редакция «Так Просто!» расскажет тебе, почему нельзя есть мясо свиньи мусульманам и иудеям.

Почему мусульмане не едят свинину

Действительно, запрет на употребление в пищу мяса свиньи можно найти в Коране: «Из того, что дано мне в откровении, я нахожу запрещенным употреблять в пищу только мертвечину, пролитую кровь и мясо свиньи, которое (или которая) является скверной, а также недозволенное мясо животных, заколотых не ради Аллаха» . Но почему же именно это животное?

Поэтому употребление свинины вызывало множество тяжелых отравлений, заболеваний и смертей. Естественно, люди считали, что этих явлениий гораздо более глубокий смысл, чем угроза для здоровья. Если уж организм не принимает данное мясо, значит оно дьявольское. Следовательно, свинина была запрещена.

Практически любой запрет в религии можно обосновать научно. Например, у иудеев есть запрет на употребление омаров, крабов и раков. Как нынче известно, в мясе этих морских жителей присутствует трупный яд птомаин. А законы кашрута запрещают есть мясо хищников, поскольку они плотоядные, а значит, в их организме очень много токсинов.

Также интересен тот факт, что все авраамические религии запрещают есть свинину. «А свинья, хотя копыта раздваивает, но жвачки не жует, нечиста она для вас; мяса их не ешьте и к трупам их не прикасайтесь» (Библия, Второзаконие, глава 14, стих 8). Существуют также легенды, что свиньи - это люди, превращенные Богом в животных. В любом случае свои традиции и религию нужно почитать, ведь в этом мире не всё поддается научному объяснению, а значит, есть что-то выше нас.

Догматы, обряды и пищевые предписания ислама формировались на протяжении 1400 лет.

Ключевым понятием у мусульман, которое относится и к продуктам питания, является «дозволенность», то есть верующему допустимо употреблять любую пищу, которая не запрещена Священным писанием (Кораном), жизнеописанием Пророка Сунна и другими общепризнанными мусульманскими суждениями.

Чего нельзя есть мусульманам – запрещенные продукты в исламе

Запрет на пищевые продукты в исламе включен в понятие «харам» (араб. – запретное).

В группу строго запрещенных продуктов в исламе входят:

  • Свинина и мясо осла – эти животные считаются «грязными», «нечистыми» для мусульман.
  • Кровь животных и птиц.
  • Мертвечина – животные, умершие от пожара, утопления, поражения электрическим током, а также растерзанные хищником.
  • Мясо животного, которое заколото не по правилам шариата – окровавленное животное, либо убитое без упоминания имени Аллаха.
  • Мясо жертвенного животного, которое не было доедено в трапезу, связанную по времени с жертвоприношением.
  • Внутренние органы животных – почки, сердце, селезенка и другие.
  • Мясо хищных птиц – сокола, коршуна.
  • Мясо рептилий – змей, жаб.
  • Рыба, которая лишена чешуи – осетровые, угорь и другие.
  • Мясо, к которому прикоснулся иноверец.
  • Спиртные напитки.

Употребление запретной пищи мусульманином не считается грехом в случае использования продуктов во время нужды (голод, жажда, болезнь или смерть), если нет возможности питаться допустимыми исламом продуктами.

Верующий может поесть немного запретной еды для поддержания своего здоровья и самочувствия, пока не найдет возможность отведать разрешенные продукты.

Разрешенные продукты и блюда в рационе мусульман

Дозволенные к употреблению продукты и блюда мусульмане объединили в категорию .

На мусульманском языке в категорию «халяль» входит пища, которая:

  1. Не запрещена Кораном.
  2. Не определена мусульманскими догмами как нежелательная.
  3. Не находится в области сомнительной пищи.

На заметку!

  • , молочные продукты, выпечка, пряности мусульманам разрешены в любое время, кроме поста.
  • Густой суп – любимое блюдо исповедующих ислам. После трудового дня в каждой семье принято подавать на стол горячий сытный суп. Для улучшения вкусовых качеств первого блюда мусульмане добавляют в него различные пряности – перец (черный, красный, белый, душистый), шафран, тмин, гвоздику, имбирь, лавровый лист, мускатный орех.
  • Излюбленное для правоверного мусульманина, правильно забитое и приготовленное мясо – это баранина, говядина и конина. Его они едят с удовольствием. Мусульманам разрешается употреблять в пищу животных, которые забиты сознательно на убой или на охоте, так как при этом есть возможность максимально выжать кровь из зверя. А вот кровь в пищу употреблять нельзя.
  • Верующие в ислам считают свое питание здоровым и правильным, так как оно одобрено самим Аллахом.

Отступление от религиозных канонов в питании

Исламская этика выделяет переходную зону между дозволенными и запрещенными поступками, действиями, пищевыми предписаниями. Эта категория называется «макрух».

Однако не нужно возводить данную степень продуктов в группу дозволенных. Пища, которая входит в категорию «макрух», прямо не запрещена ясными Кораническими стихами или Сунной, поэтому употребление продуктов из этой группы не влечет за собой нарушение религиозных пищевых предписаний. Но и вкушать эту пищу добровольно нежелательно, дабы не разгневать Аллаха.

Нельзя упускать и тот факт, что разнообразие мира ис­лама (мусульманских стран и народов) вносит свои изменения в культуру питания.

Рассмотрим несколько примеров.

Как мы подчеркивали выше, к запрещенным продуктам в исламе относится мясо жертвенного животного, которое осталось после трапезы жертвоприношения. Однако мусульмане в Тунисе готовят особенное блюдо – сухую баранину («кадид»). Готовится оно из правой лопатки барана, в том числе и забитого во время жертвоприношения, которого режут на Праздник разговения (Ураза-байрам). Мясо солят, посыпают специями и оставляют сушиться. Готовый продукт едят только через три недели в день Нового года, который является народным праздником.

Арабы, закоренелые почитатели ислама, тоже иногда отступают от пищевых предписаний религии. Так, арабы-кочевники едят внутренние органы животных. К примеру, бараньи почки – их любимое блюдо, которым принято угощать гостей.

Меню в пост

Выполнение пищевых предписаний ислама является одной из главных задач в соблюдении религиозных традиций мусульман, чье питание строго регулируется общепризнанными канонами.

Преднамеренное нарушение пищевых запретов Шариата считается грехом и осуждается другими верующими. А отказ от пищи и питья во время поста очищает не только организм, но и одухотворяет постящегося на благие дела.

0

Свиное мясо - один из основных продуктов питания современного человека. Из него готовят первые и вторые блюда, холодные и горячие закуски, колбасы и т. д. Является ли свинина полезным продуктом, и почему мусульмане ее не едят?

Мусульмане не употребляют свинину — это факт, но мало кто знает почему. В этой статье попробуем разобраться детально почему мусульмане не едят свинину.

Что говорится в словаре о слове «свинья» :

  1. Парнокопытное млекопитающее, одомашненный вид которого разводят для получения мяса, сала, щетины, шкур.
  2. Самка этого животного (в отличие от хряка, борова).
  3. Грязный, неопрятный человек; неряха.
  4. Невежественный, некультурный человек с низменными привычками.

Для понимания причин, по которым мусульмане не едят свинину, нужно знать, как забивают животных. Чтобы мясо могло быть классифицировано как Халяль (разрешенное), животное должно быть умерщвлено следующим образом:

Горло перерезается очень острым ножом быстрым движением руки. Нож следует ввести достаточно глубоко, чтобы перерезать яремные вены и сонные артерии с обеих сторон, не повредив при этом спинной мозг. Данный метод гарантирует полный слив крови. Если всё делается правильно, животное не страдает и умирает безболезненно, и его жизненно важные органы не повреждаются.

Преимущества этого метода:

  • Чистое мясо (без крови). Мочевая кислота, в избытке содержащаяся в крови, может вызвать ряд опасных заболеваний, таких как артрит (иногда приводящий к подагре), сердечно-сосудистые заболевания, диабет, метаболический синдром, камнеобразования в почках и др.
  • Животное не испытывает боли и страха. Быстрый разрез сосудов на шее отключает приток крови в зону мозга, отвечающую за болевые сигналы. Таким образом, животное не чувствует боли, и у него не вырабатывается адреналин. Умирая, оно продолжает двигать конечностями не из-за боли, а вследствие сокращения и расслабления мышц и истечения крови из тела.
  • Ни один из жизненно важных органов животного не повреждается.

Употреблять в пищу свинину мусульманам запрещает Священный Коран. Некоторые аяты (структурные единицы Корана) указывают на это прямо, например: «Он запретил вам мертвечину, кровь, мясо свиньи и то, что принесено в жертву не ради Аллаха» (сура 2, аят 173).

Упомянуты в Коране и случаи, в которых допускается нарушение данного запрета: «Если же кто-либо вынужден съесть запретное, не проявляя ослушания и не преступая пределы необходимого, то нет на нем греха. Воистину, Аллах - Прощающий, Милосердный» (та же сура, тот же аят - 2:173). Это означает, что в случае крайней необходимости (например, для спасения жизни) правоверный мусульманин не осквернится, употребив запретное в пищу, и на нем не будет греха. Согласно Корану, человек обязан, в первую очередь, заботиться о спасении собственной жизни - бесценного дара Аллаха, которым следует дорожить больше всего остального.

Есть в Коране и такой аят: «Тот, кого проклял Аллах и на кого разгневался, и сделал из них обезьян и свиней, и кто поклонялся тирану. Они - злостнее по месту и более сбившиеся с прямого пути» (сура 5, аят 60). Это означает, что без крайней необходимости мусульманин не должен прикасаться к свинине. Поскольку глубочайший смысл Корана до сих пор так и не познан, правоверные мусульмане неукоснительно, слово в слово выполняют все его предписания, в том числе и запрет на употребление свинины. В исламе принято считать свиней бывшими людьми, проклятыми Аллахом за поклонение тирану - такому же смертному, как и любой человек.

Первой религией, запретившей употребление свинины, является иудаизм. Согласно Торе, животное, мясо которого можно есть, должно быть одновременно жвачным и парнокопытным (т. е. его копыта должны быть раздвоенными). Свинья соответствует только первому условию - она действительно является парнокопытным животным. Второе же условие не выполняется - свинья не жует жвачку, поэтому ее мясо не считается кошерным (т. е. разрешенным к употреблению).

У свиньи более высокое содержание гормона роста, а также более высокий уровень холестерина и липидов по сравнению с другими животными и человеком. Научно доказано, что антитела, гормоны, холестерин и липиды, содержащиеся в свинине в больших количествах, представляют серьезную угрозу для здоровья человека.

«Я есть то, что я ем», - эти слова принадлежат великому врачевателю древности - Гиппократу. Хотя он покинул этот мир задолго до написания Корана, мусульмане вполне могут использовать его крылатое изречение в качестве еще одного довода в пользу запрета употреблять в пищу свиное мясо. Питайтесь правильно и будьте здоровы!

Свиное мясо – один из основных продуктов питания современного человека. Из него готовят первые и вторые блюда, холодные и горячие закуски, колбасы и т. д. Является ли свинина полезным продуктом, и почему мусульмане ее не едят?

Мусульмане не употребляют свинину - это факт, но мало кто знает почему. В этой статье попробуем разобраться детально почему мусульмане не едят свинину.

Что говорится в словаре о слове «свинья»:

  1. Парнокопытное млекопитающее, одомашненный вид которого разводят для получения мяса, сала, щетины, шкур.
  2. Самка этого животного (в отличие от хряка, борова).
  3. Грязный, неопрятный человек; неряха.
  4. Невежественный, некультурный человек с низменными привычками.

Употреблять в пищу свинину мусульманам запрещает Священный Коран. Некоторые аяты (структурные единицы Корана) указывают на это прямо, например: «Он запретил вам мертвечину, кровь, мясо свиньи и то, что принесено в жертву не ради Аллаха» (сура 2, аят 173).

Упомянуты в Коране и случаи, в которых допускается нарушение данного запрета: «Если же кто-либо вынужден съесть запретное, не проявляя ослушания и не преступая пределы необходимого, то нет на нем греха. Воистину, Аллах – Прощающий, Милосердный» (та же сура, тот же аят – 2:173). Это означает, что в случае крайней необходимости (например, для спасения жизни) правоверный мусульманин не осквернится, употребив запретное в пищу, и на нем не будет греха. Согласно Корану, человек обязан, в первую очередь, заботиться о спасении собственной жизни – бесценного дара Аллаха, которым следует дорожить больше всего остального.

Есть в Коране и такой аят: «Тот, кого проклял Аллах и на кого разгневался, и сделал из них обезьян и свиней, и кто поклонялся тирану. Они – злостнее по месту и более сбившиеся с прямого пути» (сура 5, аят 60). Это означает, что без крайней необходимости мусульманин не должен прикасаться к свинине. Поскольку глубочайший смысл Корана до сих пор так и не познан, правоверные мусульмане неукоснительно, слово в слово выполняют все его предписания, в том числе и запрет на употребление свинины. В исламе принято считать свиней бывшими людьми, проклятыми Аллахом за поклонение тирану – такому же смертному, как и любой человек.

Первой религией, запретившей употребление свинины, является иудаизм. Согласно Торе, животное, мясо которого можно есть, должно быть одновременно жвачным и парнокопытным (т. е. его копыта должны быть раздвоенными). Свинья соответствует только первому условию – она действительно является парнокопытным животным. Второе же условие не выполняется – свинья не жует жвачку, поэтому ее мясо не считается кошерным (т. е. разрешенным к употреблению).

Читайте также наши статьи:

У свиньи более высокое содержание гормона роста, а также более высокий уровень холестерина и липидов по сравнению с другими животными и человеком. Научно доказано, что антитела, гормоны, холестерин и липиды, содержащиеся в свинине в больших количествах, представляют серьезную угрозу для здоровья человека.

«Я есть то, что я ем», – эти слова принадлежат великому врачевателю древности – Гиппократу. Хотя он покинул этот мир задолго до написания Корана, мусульмане вполне могут использовать его крылатое изречение в качестве еще одного довода в пользу запрета употреблять в пищу свиное мясо. Питайтесь правильно и будьте здоровы!

  • Информация на нашем сайте носит познавательный и просветительный характер. Однако данная информация ни в коей мере не является пособием по самолечению. Обязательно проконсультируйтесь с врачом.

    Знание о том, что дозволено и не дозволено употреблять в пищу, входит в категорию первостепенных знаний, которыми должен обладать каждый мусульманин, так как за употребление харама (недозволенного) обещана суровая кара. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Плоть, которую взрастили на потреблении харама, достойна лишь огня ада » («Джамиуль-ахадис», № 9976).

    أيما لحم نبت من حرام فالنار أولى به

    Именно поэтому мы сочли очень важным информировать мусульман о тех животных, мясо которых дозволено употреблять в пищу. Поскольку жители России и стран СНГ придерживаются в основном ханафитского и шафиитского мазхабов, мы решили разъяснить эту тему согласно этим двум мазхабам.

    Животные, мясо которых дозволено, и животные, мясо которых запретно употреблять в пищу согласно ханафитскому мазхабу

    Ислам – это религия милости и сострадания. Предписания и запреты Ислама несут человеку только благое. Но разум человека, из-за того что он крайне ограничен, не всегда может понять причину каждого предписания религии. Разум может быть не в состоянии осознать, почему решение именно таково, но Всевышний, Всемилостивый и Всезнающий Аллах, лучше всех знает, что полезно, а что вредно для нас, потому что Он нас создал.

    Всевышний Аллах даровал человечеству в качестве милости Своего любимого Посланника (мир ему и благословение) как свет и источник света. Исламский закон (Шариат), с которым пришёл Посланник Аллаха (мир ему и благословение), установил разницу между живыми и мёртвыми животными. Мертвечина была объявлена запретной (харам). Определённые животные, вредные для человека, например свинья, собака, кошка и хищники, тоже стали запретны для приёма в пищу, то есть мясо животных, которых запрещено употреблять в пищу по Шариату, вредно для человека, осознаём мы это или нет.

    Принимая во внимание вышесказанное, следует отметить, что в каждой школе исламского права (мазхабе) есть свои принципы (основанные на Коране и Сунне) относительно того, мясо каких животных дозволено (халяль) употреблять в пищу, а каких – запретно (харам).
    Ниже представлены принципы, на которых основываются учёные ханафитского мазхаба. Эти принципы изложены в классических книгах по ханафитскому фикху («Аль-Фатавауль-Хиндия», № 5/289–291; «Бадаис-Санаи», № 5/35–39; «Раддуль-Мухтар», № 304–308).

    1. Животные, употребление в пищу которых было явно запрещено в Коране и Сунне, без сомнения являются харамом, например свинья, осёл и т. д.

    2. Животные, которые рождаются и живут в воде, являются харамом, исключение составляет только рыба. Все виды рыб – халяль, кроме той рыбы, которая умирает в море естественным образом без какой-либо внешней причины. Но если рыба умерла из-за какой-то внешней причины, например от холода, жары, от того, что наткнулась на камень или её выбросило волной на берег и т. п., то такая рыба – халяль.

    Всевышний Аллах говорит (смысл): «Вам запрещается в пищу мертвечина, кровь, свинина…» (сура «Аль-Маида», аят 53).

    В приведённом выше аяте Всевышний запретил мясо мертвечины, не разделяя животных на живущих на суше и в море. Поэтому все морские животные тоже попадают под этот общий запрет. Но рыба не попадает под это общее правило, потому что на её дозволенность явно указал Посланник Аллаха (мир ему и благословение).
    Абдулла ибн Умар (да будет доволен им Аллах) передаёт, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Два вида мертвечины и два вида крови были дозволены в пищу. Два вида мертвечины – это рыба и саранча, а два вида крови – это печень и селезёнка» (Сунан Абу Дауд, Муснад Ахмад, Сунан Ибн Маджа).

    Более того, нет ни одного упоминания в сборниках Сунны о том, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) или его сподвижники хотя бы раз употребляли в пищу мясо каких-то морских существ, кроме рыбы. Если бы такое мясо было халяль, из Сунны был бы известен хотя бы единичный случай употребления мяса морских животных в пищу, чтобы показать, что это дозволено («Дарс Тирмизи», № 1/280).

    Насчёт употребления в пищу рыбы, которая естественным образом умерла в море без влияния каких-то внешних причин (самакат-тафи), Джабир ибн Абдулла (да будет доволен им Аллах) передаёт, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Вам дозволено в пищу то, что извергает море и что остаётся после прилива, но то, что умирает в море и плавает на поверхности, вам есть нельзя» (Сунан Абу Дауд, № 3809; Сунан Ибн Маджа).

    Али запретил продавать на рынках рыбу, которая умерла своей смертью (которая умирает в море и затем всплывает на поверхность) («Бадаи ас-Санаи», № 5/36; «Аль-Ихтияр»).
    В свете вышесказанного можно сделать вывод, что все морские животные, кроме рыбы, запретны для употребления в пищу. Рыбу есть дозволено даже без соблюдения всех правил забивания животных по Шариату. Но если рыба умерла естественной смертью без внешнего воздействия и всплыла на поверхность воды (самакат-тафи), то такую рыбу запрещено (харам) есть.

    3. Среди животных, обитающих на суше, те, у которых нет крови, запретны (харам) для употребления в пищу. Например: шершень, муха, паук, жук, скорпион, муравей и т. д. Всевышний Аллах говорит (смысл): «…(Пророк) который побуждает к доброму, удерживает от неодобряемого, разрешает им в пищу благую (чистую) снедь, подходящую человеческой природе, и запрещает вредное (и нечистое) для людей » (сура «Аль-Араф», аят 157).

    Живые существа, в которых кровь циркулирует по незамкнутой кровеносной системе (паук и др.), относятся к нечистому, потому что употребление их в пищу вызывает у человека отвращение.
    Исключением является саранча, потому что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) явно указал на её дозволенность в вышеупомянутом хадисе, который приводится в сборниках «Сунан» Абу Дауда и «Муснад» имама Ахмада.
    Кроме того, Ибн Аби Авфа (да будет доволен им Аллах), когда его спросили, можно ли употреблять в пищу саранчу, ответил: «Я участвовал вместе с Посланником Аллаха (мир ему и благословение) в шести или семи битвах, и мы вместе ели её (саранчу) » (Сунан Абу Дауд, № 3806).

    4. Также запрещены земноводные и рептилии, например: змея, ящерица, хамелеон и т. д.

    5. Согласно пятому принципу, все животные-вредители (хашаратуль-ард) запретны (харам) для употребления в пищу, например мышь, ёж, тушканчик и т. д. Причина запрета употреблять в пищу их мясо – в том, что они тоже считаются нечистой пищей.

    6. Все живущие на суше животные, в которых циркулирует кровь, которые питаются травой и листьями и не охотятся на других животных (то есть не хищники, живущие на земле), разрешены (халяль) для употребления в пищу, например верблюд, корова, козёл, буйвол, баран и т. д. Тем не менее, в ханафитском мазхабе есть небольшое разногласие относительно употребления в пищу конины, но об этом речь пойдёт позже. Исключение из данной категории животных составляет осёл – его мясо запрещено употреблять в пищу.

    Всевышний Аллах говорит (смысл): «Аллах по Своей милости сотворил вам скот (ан’ам), чтобы вы использовали шерсть и пух для согревания, а мясо – для питания » (сура «Ан-Нахль», аят 5).

    А также (смысл): «Аллах – Тот, кто подчинил вам скот, чтобы вы ездили на одних, а от других питались » (сура «Аль-Мумин», аят 79).

    В приведённых выше аятах Всевышний Аллах использует слово «аль-ан’ам» (скот), которое, по единогласному мнению всех знатоков арабского языка, обозначает травоядных животных.

    Что касается употребления в пищу конины, то имам Абу Ханифа (да будет милостив к нему Аллах) высказал мнение, что это порицаемо (макрух танзих), потому что лошадь является благородным животным и используется во время джихада . Имамы Абу Юсуф и Мухаммад (да будет милостив к ним Аллах) высказались в пользу дозволенности употребления в пищу конины, и передаётся, что имам Абу Ханифа тоже высказывал это мнение. Следовательно, употреблять в пищу конину дозволено, но лучше от этого воздержаться.

    Относительно мяса осла и мула Всевышний говорит (смысл): «Аллах сотворил вам коней, мулов и ослов, чтобы вы ездили на них и чтобы они были для вас украшением, которое радует вас. Аллах сотворил и другие средства передвижения, которых вы не знаете» (сура «Ан-Нахль», аят 8).

    Таким образом, мы видим, что все остальные травоядные животные дозволены в пищу, так как об этом сказал Всевышний Аллах (как мы узнали из приведённых ранее аятов). Но по поводу ослов и мулов Создатель сказал, что они предназначены для верховой езды и украшения. Если бы употребление в пищу этих животных было дозволенным, Всевышний, без сомнения, указал бы на это.

    Более того, Абдулла бин Умар (да будет доволен им Аллах) передаёт, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) запретил есть мясо ослов в день битвы при Хайбаре (Сахих аль-Бухари, № 5202).

    Абу Таляба (да будет доволен им Аллах) передаёт, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) запретил употреблять в пищу мясо ослов (Сахих аль-Бухари, № 5205).

    По поводу мулов Халид бин Валид (да будет доволен им Аллах) передаёт, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) запретил мясо лошадей, мулов и ослов (Муснад Ахмад, № 4/89; Сунан Абу Дауд, № 3790; Сунан Насаи и Сунан Ибн Маджа).

    7. Все хищные животные, живущие на суше, и животные, которые охотятся с помощью когтей, – харам. Например: лев, гепард, тигр, леопард, волк, лиса, собака, кошка и т. д.

    8. К хараму относятся все хищные птицы, которые охотятся с помощью когтей. Например: сокол, орёл, коршун, ястреб и т. д. Запрещена и летучая мышь, хотя она и относится к млекопитающим. Доказательством для двух этих принципов (7-го и 8-го) служит известный хадис от Абдуллы ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах), в котором Посланник Аллаха (мир ему и благословение) запретил употреблять в пищу мясо хищников с клыками и птиц с когтями (Сахих Муслим, № 1934). Поэтому все хищные животные и птицы (животные, которые охотятся на других благодаря своим клыкам, и птицы, которые охотятся с помощью когтей) являются харамом.

    9. Птицы, которые не охотятся с помощью когтей на других зверей, в основном питаясь вместо этого семечками и зерном, дозволены в пищу, например курица, утка, голубь, ласточка и т. д. Абу Муса аль-Ашари (да будет доволен им Аллах) сказал: «Я видел, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение) ел мясо курицы » (Сахих аль-Бухари, № 5198).

    10. Если халяльное животное питается исключительно нечистыми продуктами, в результате чего его мясо и молоко приобретает неприятный запах, употреблять такое молоко и мясо в пищу – макрух. Но если наряду с нечистым животное употребляет в пищу чистые продукты или употребление нечистого никак не влияет на его мясо и молоко, то употреблять в пищу мясо и молоко такого животного абсолютно дозволено («Раддуль-Мухтар», № 6/340). В книге «Аль-Фатава аль-Хиндия» сказано: «Употреблять мясо курицы будет порицаемым (макрух) только в том случае, если большая часть того, что она ест, – нечистое, и нечистая пища влияет на мясо курицы так, что оно приобретает неприятный запах » («Аль-Фатава уль-Хиндия», № 5/289).

    11. Если один из родителей животного является дозволенным в пищу животным, а другой – запретным, решение относительно мяса этого животного зависит от того, кто его мать. Если мать – халяльное животное, мясо её детёныша – халяль, как в случае с гибридным животным, мать которого – кобыла или корова. Но если мать относится к запретным в пищу животным, мясо её детёныша – харам, как в случае с мулом, мать которого – ослица.

    Выше были приведены одиннадцать общих принципов относительно определения дозволенности/недозволенности в пищу мяса согласно ханафитскому мазхабу исламского права. Следует отметить, что термин «халяль» в данном случае подразумевает исключительно дозволенность употребления мяса тех или иных животных в пищу. Относительно того, как должны быть забиты животные и как на них охотиться, существуют свои правила, для изучения которых следует обратиться к книгам по фикху. Несоблюдение этих правил может превратить мясо изначально дозволенного животного в запретное.

    На основе изложенных выше одиннадцати принципов представим списки дозволенных (халяль) и запретных (харам) в пищу животных согласно ханафитскому мазхабу (оба списка не являются исчерпывающими).

    Животные, мясо которых – халяль:

    1) верблюд; 2) козёл; 3) баран; 4) буйвол; 5) олень; 6) кролик; 7) корова; 8) дикий осёл; 9) рыба; 10) антилопа/газель; 11) утка; 12) цапля; 13) соловей; 14) перепел; 15) попугай; 16) турач; 17) саранча; 18) куропатка; 19) жаворонок; 20) воробей; 21) гусь; 22) страус; 23) голубь; 24) дикий голубь; 25) аист; 26) петух; 27) курица; 28) павлин; 29) скворец; 30) удод.

    Животные, мясо которых запретно (харам) для употребления в пищу:

    1) волк; 2) гиена; 3) кошка; 4) обезьяна; 5) скорпион; 6) леопард; 7) тигр; 8) гепард; 9) лев; 10) тушканчик; 11) медведь; 12) свинья; 13) белка; 14) ёж; 15) змея; 16) черепаха; 17) собака; 18) краб; 19) шакал; 20) осёл (домашний); 21) ящерица; 22) лиса; 23) крокодил; 24) горностай/ласка; 25) слон; 26) сокол; 27) ястреб; 28) коршун; 29) летучая мышь; 30) гриф; 31) мышь; 32) крыса; 33) все насекомые и близкие к ним животные (комар, муха, паук, жуки и т. д.).

    Животные, мясо которых дозволено, и животные, мясо которых и запретно употреблять в пищу согласно шафиитскому мазхабу

    Основой в халяле (дозволенное) и хараме является аят священного Корана, в котором говорится: «И разрешает вам Всевышний чистое (хорошее) и запрещает нечисть » (сура «Араф», аят 159).

    وَيُحِلُّ لَهُمُ الطَّيِّبَاتِ وَيُحَرِّمُ عَلَيْهِمُ الْخَبَائِثَ

    Все животные, которые обитают в море (воде), и не могут жить долгое время вне воды, дозволены к употреблению. Например: кит, акула, дельфин и т. д.

    А животные, которые живут на суше, также дозволены к употреблению, кроме запрещённых по Шариату. Те, что имеют клыки или когти, нужные при охоте, запрещены.

    К дозволенным животным относятся: овца, козёл, корова, верблюд, курица, лошадь, соболь, гиена, дикий осёл, лиса, газель, горный козёл, заяц, кролик, ящерица, африканский тушканчик, белка, ёж, дикобраз, саранча, страус, утка, гусь, журавль, пеликан, голубь, соловей, дрофа, галка, воробей и подобное по природе.

    К запретным животным относятся: мул, домашний осёл, лев, тигр, волк, медведь, слон, обезьяна, сокол, ястреб, орёл, сова, шакал, кошка (как дикая, так и домашняя), змея, ворона, скорпион, коршун, мышь, пичужка, стервятник, попугай, павлин, летучая мышь, моллюски (беспозвоночные, с мягким телом животные, обычно покрытые раковиной), а также все насекомые – исключением является саранча.

    Все животные, которые могут жить как на земле, так и в воде, запрещены. Например: крокодил, черепаха, лягушка, рак и т. д.

    Те животные, которые родились от дозволенных и недозволенных животных, тоже запрещены. Например, мул.

    Есть также животные, которых Пророк (мир ему и благословение) не только запретил есть, но и убивать. К ним относятся: летучая мышь, муравей, пчела, удод, лягушка.

    Также есть животные, которых желательно убивать. К ним относятся: змея, мышь (в том числе и крыса), пятнистый ворон, бешеная собака, коршун.

    Употреблять мясо животного, которое закололи не по Шариату, запрещено, за исключением рыбы, саранчи и зародыша, которого обнаружили в утробе заколотого животного.

    Есть яйца любого животного, даже запретного, разрешается. К примеру, яйца орла, вороны и т. д.

    Также запрещено употреблять нечисть (наджасу), например мертвечину, кровь, алкоголь (так как он тоже относится к наджасе), наркотические и психотропные вещества (в том числе табак и другие курительные смеси), а также всё, что наносит вред организму, например яд, стекло, земля и т. д. Ибо Всевышний в Коране говорит: «Вы не подвергайте себя гибели! »

    وَلَا تُلْقُوا بِأَيْدِيكُمْ إِلَى التَّهْلُكَةِ سورة البقرة 195

    Нежелательно употреблять в пищу то, что куплено на средства, заработанные подметанием, а также на деньги, полученные за работу, во время которой человек занимается нечистотами (наджасой), к примеру кровопускание и т. п.

    Человеку в безвыходной ситуации разрешается употреблять всё, что не дозволяется, в отличие от того, у кого есть выбор. К примеру, если человек умирает от голода, ему можно есть даже мясо собаки или свиньи, но лишь в количестве, необходимом для сохранения жизни.

    Мнения четырех мазхабов относительно дозволенности и запретности на употребление в пищу мяса определенных животных

    Название животного

    Хукм мазхаба Ханафи

    Хукм мазхаба Шафии

    Хукм мазхаба Малики

    Хукм мазхаба Ханбали

    Акула

    Бекас

    Белка

    Буйвол

    Букашка

    Блоха

    Верблюд

    Водная змея

    Волк

    Воробей

    Ворона

    Вошь

    Газель

    Гепард

    Голубь

    Горлица

    Гиена

    Гусь

    Дельфин

    Дикие козы

    Дупель

    Жаворонок

    Журавль

    Жук-олень

    Жигалка осенняя

    Жираф

    Дикие козы

    Дупель

    Змея

    Можно есть, кроме головы и части хвоста

    Индейка

    Камбала

    Канарейка

    Карп

    Коза

    Кошка

    Коршун

    Крот

    Корова

    Крокодил

    Кузнечик

    Куница

    Кулан

    Куропатка

    Курица

    Ласка

    Ласточка

    Леопард

    Летучая мышь

    Лиса

    Лошадь

    Танзихан макрух

    Лягушка

    Медведь

    Мидии

    Морская свинка

    Морской конек

    Моль

    Муравей

    Муха

    Мышь

    Обезьяна

    Овца

    Орёл

    Осёл

    Павлин

    Падаль

    Паук

    Перепел

    Попугай

    Пчела

    Рыба (умершая в воде без видимых причин и всплывшая)

    Сазан

    Сапсан

    Саранча

    Свинья

    Серая цапля

    Собака

    Соболь

    Сова

    Соловей

    Сорока

    Сокол

    Скорпион

    Скворец

    Слон

    Средиземноморская черепаха

    Страус

    Таракан

    Тигр

    Угорь

    Удод

    Улитка

    Утка

    Чайка

    Черепаха

    Черный гриф

    Канале в Telegram .