Живой цветок из бумаги открывается в воде. Эксперимент опыт "волшебные цветы". Опыт «Цветок, распустившийся на воде»

20.03.2021 Ребенок

Мастер-класс с детьми
Экспериментирование в детском саду.
Проведение опыта с водой и бумагой:
«Волшебный цветок»

Цель:

  • создать условия для знакомства детей со свойствами бумаги, опущенной в воду.

Задачи:

  • продолжать знакомить детей с окружающим миром (свойства воды и бумаги, качество материалов, действия с водой и предметами);
  • расширять словарный запас детей;
  • развивать зрительно-двигательную координацию и мелкую моторику рук.

Оборудование: цветная бумага, ножницы, карандаш, тазик с водой.

Ход мастер-класса:

Педагогам:

В период дошкольного детства формируются способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. Однако такое познание осуществляется детьми не в понятийной, а в основном в наглядно-образной форме, в процессе деятельности с познаваемыми предметами, объектами. В ходе экспериментально-познавательной деятельности создаются такие ситуации, которые ребёнок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином физическом законе, явлении.
В обыденной жизни дети часто сами экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что-то новое. Они разбирают игрушки, наблюдают за падающими в воду предметами, пробуют языком в сильный мороз металлические предметы и т.п. Но опасность такой «самодеятельности» заключается в том, что дошкольник ещё не знаком с законами смешения веществ, элементарными правилами безопасности. Эксперимент же, специально организуемый педагогом, безопасен для ребёнка и в то же время знакомит его с различными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы и необходимостью их учёта в собственной жизнедеятельности.
Пожалуй, самыми простыми и интересными будут опыты с водой и бумагой. Для их проведения не понадобится сложного оборудования или повышенных мер безопасности. Достаточно самого элементарного «инвентаря» - бумаги и воды.
Один из самых простых и известных опытов с водой и бумагой – «Распускающийся цветок», в литературе этот опыт называется «Цветок лотоса». Мы же этот опыт назвали «Волшебный цветок».

Для проведения опыта в зал приглашаются дети, садятся на стульчики.

Детям:

  • Ребята, сегодня у нас не совсем обычное занятие. Мы с вами будем проводить опыт с водой и бумагой, который называется «Волшебный цветок». Как вы думаете, почему его так назвали? (Ответы детей.)
  • Сейчас мы с вами проведём опыт и постараемся найти правильный ответ на этот вопрос.

Педагогам:

  • Предварительно в группе я показала ребятам этапы изготовления цветка: из цветной, лучше двухсторонней, бумаги вырезать квадрат. Сложить его по диагонали. Получившийся треугольник сложить пополам. Снова треугольник сложить пополам. Нарисовать на получившемся треугольнике детали цветка. Вырезать по контуру (показываю).

Педагогам и детям:

  • Берём заготовку цветка, разворачиваем. Теперь лепестки загибаем так, чтобы они сходились кончиками в центре цветка. Цветок для опыта готов!
  • Теперь нам понадобится ёмкость с водой (ставлю тазики с водой).
  • А сейчас самое интересное! Аккуратно положите цветок на поверхность воды. Теперь понаблюдаем, что произойдёт дальше.
  • Что произошло с цветком? (Цветок стал распускаться.)
  • Как вы думаете, почему цветок в воде стал распускаться? (Ответы детей.)
  • Вода, обладающая капиллярностью, способна проникнуть в совсем небольшое пространство между волокнами бумаги, постепенно заполняя его. Получается, что бумага в воде намокает, набухает, постепенно становится тяжелее и сгибы начинают распрямляться. В итоге мы можем наблюдать за раскрытием цветка.
  • Ребята, а почему этот опыт мы назвали «Волшебный цветок»? (Ответы детей.)
  • Верно, бумажный цветок без нашей помощи раскрыл свои лепестки.
  • Вам понравился опыт?
  • Напомните мне, пожалуйста, каким свойством обладает вода? (Капиллярностью.)
  • Что происходит с бумагой в воде? (Она намокает.)
  • Я хочу подарить вам по цветку. Дома родителей попросите налить в тазик воды и проведите с ними этот опыт. А сейчас нам пора возвращаться в группу.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение МБДОУ Детский сад № 29 « Золотая рыбка».

Открытый показ экспериментальной деятельности по ОО «Познавательное развитие» (Экспериментальная деятельность в старшем возрасте).

Тема: «Волшебные цветы».

Воспитатель: 1 квалификационной категорий

Закирзянова З.Т.

г. Елабуга.

(экспериментальная деятельность в старшем возрасте).

Тема: «Волшебные цветы».

Место проведения: МБДОУ Детский сад № 29 «Золотая рыбка»,

Старшая группа № 12«Непоседы».

Педагог: воспитатель 1 квалификационной категорий МБДОУ «Детский сад № 29 «Золотая рыбка» ЗакирзяноваЗ.Т

Цель : Развитие познавательного интереса через экспериментальную деятельность, способствовать развитию у детей любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

Задачи:

Расширение представления детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук;

Развитие у детей представления о свойствах воды;

Формировать у детей умений пользоваться приборами-помощниками при проведении игр-экспериментов;

Развитие мыслительных способностей: анализ, классификация, сравнение, обобщение;

Форма проведения:

Подгрупповая, практическая деятельность.

Материал:

Бумага, цветные карандаши, ножницы, посуда с водой.

Предварительная работа:

Рассматривание картин и иллюстрации моря, рек, озер, океан, проведение опытов с песком, со льдом, снегом, проведение развивающих игр (с песком, с водой и.т.д.), чтение художественной литературы, заучивание стихотворении, подвижные и дидактические игры

Ход ОД

Воспитатель - Проходите, дети посмотрите, сколько к нам пришло гостей.

Здравствуйте, ребята! Давайте улыбнемся друг другу, поздороваемся с гостями и поделимся хорошим настроением. (Здравствуйте, ис ә нмесез).

Воспитатель - Дети мы с вами проводили опыты с песком со снегом. Давайте вспомним, какой был песок? А с сухого песка можно было лепить, почему ? Что оставалось на мокром песке? (сухой, сыпется через сито, а мокрый нет, лепили, оставались следы на мокром песке).

А дома, какой опыт вы делали с водой? (воду превращали в лед, ставили воду в морозильник, со снегом).

Что произошло со снегом, когда мы делали опыт в группе? Какой был снег? Где, быстрее, растаял снег?

(Он растаял, на батарее быстрее, потому - что батарея горячая, а снег холодный, мокрый, пушистый, белый, чистый, грязный, его есть нельзя, много микробов, можно заболеть).

Давайте поиграем со снежинкой. Ладошки приготовили. Снежинки упали на ладони, подуем, ой улетели. Еще раз упали снежинки на ладошки, зажмем в кулачок, вместо снежинки, что осталось в руке (капелька воды).
- Вода – это единственное вещество на земле, встречающееся в трех естественных состояниях – твердом, жидком и газообразном.

Всемирный день воды или Всемирный день водных ресурсов.

Воспитатель - Вот мы и вспомнили с вами какие опыты мы с вами делали.

Дети поиграем с капелькой:

1, 2, 3, 4, 5. Любят капельки играть!

Мы ногами, топ- топ, мы рукам, хлоп-, хлоп

Мы глазками миг-миг, плечиками чик-чик

Раз туда, два сюда повернись вокруг себя.

Раз присели, два привстали.

Руки кверху все подняли.

Раз, два, раз, два вот и кончилась игра.

Дети отгадайте загадку:

Очень добродушная,

Я мягкая, послушная,

Но когда я захочу,

Даже камень источу (Вода)

Для чего нужна вода? (ответы детей) (растениям, животным, птицам, людям, всему мир)

Дети как вы думаете как движется вода? (ответы детей) По течению вниз.

Вода стремиться вниз.

А может ли она подниматься вверх? (ответы детей)

А может вода оживить бумажный цветок? Давайте посмотрим.

Опыт «Цветок, распустившийся на воде»

Из бумаги вырезаем цветок, загибаем лепестки по пунктирным линиям внутрь, кладем бумажный цветок в тарелку с водой.

Что произойдет с цветком? (ответы детей)

Результат: цветок постепенно раскроется.

Почему? (ответы детей)

Вода проникает в самые маленькие пустые пространства между волокнами бумаги и заполняет их. Бумага набухает, сгибы на ней распрямляются и цветок распускается.

Вывод: значит вода может подниматься вверх.

Воспитатель что мы сегодня узнали, о чем говорили? Вам понравилось? Вода может подниматься вверх?

Водичка- водичка».

Водичка- водичка,

Умой мое личико,

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб белел зубок,

Улыбался роток!

Итог:

Воспитатель - Понравилось вам дети. Что вы узнали о воде? Что вода бывает: прозрачной, светлой, сладкой, соленой, без запаха, без вкуса. Что соленой водой поласкаем горло. А снег можно есть, а то я забыла? Почему? (Нет! Он грязный, там много микробов). Дети грязную воду тоже пить нельзя! Да все правильно вы сказали. Вы сегодня молодцы! Спасибо! До свидания!

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека, именно в этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Именно в этом возрасте каждый ребёнок представляет собой маленького исследователя, с радостью и с удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству. Для поддержки данного интереса необходимо стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность.

Краткое описание работы

Проблема : Изучение свойств и качеств бумаги.

Цель : Создание системы работ по изучению свойств и качеств бумаги экспериментальным путём, подводя детей к самостоятельному поиску ответов на проблемные вопросы, стремление осваивать различные способы их получения.

Задачи:

1.Подвести к пониманию детей, что бумага способна изолировать. При этом изоляция зависит от сорта бумаги.

2.Подвести к пониманию, что разные сорта бумаги по разному таят в воде (вводные капли на бумаге: салфетка, картон, офисная бумага).

3.Научиться самостоятельно, проводить опыты с бумагой, используя ее свойства: намокая расправляться, различная плотность бумаги.

Опыт№1 С водой и со льдом.

Гипотеза: 1. Тёплая вода в стакане, обёрнутая в грубую обёрточную бумагу остынет медленнее, чем стакан с водой, неизолированный ни чем.

2. Лёд растает быстрее в неизолированном стакане, а лёд в стакане, обёрнутый в бумагу, дольше продержится.

Результаты:

1.С детьми взяли два стакана с тёплой водой. Один стакан не изолировали, а другой изолировали грубой обёрточной бумагой. Оба стакана выставили наружу.

В каком стакане вода остынет (потеряет тепло) быстрее?

2.С детьми взяли два стакана со льдом. Один изолировали обёрточной бумагой, а другой оставили также. Оба оставили в комнате. Что случится со льдом в стакане, обёрнутом бумагу? В каком стакане лёд растает быстрее и почему?

Вывод:

1. Изолятор (бумага) не даёт теплу покидать стакан с горячей водой. Вода в стакане, обернутый в бумагу стынет медленнее, чем вода неизолированном стакане.

2. Бумага изолирует стакан, изолятор не даёт теплу проникать в стакан со льдом. Лёд в стакане, обёрнутый в бумагу, остаётся в таком состоянии дольше, чем в другом стакане.

Опыт №2 Бумага в воде.

Гипотеза : Тонкая бумага тонет быстрее, чем толстая.

Результаты : Берём несколько сортов бумаги: туалетная бумага, писчая бумага, обёрточная бумага, папиросная бумага. Какая бумага тонет быстрее? И почему?

Вывод : Чем больше бумага впитывает и чем она тоньше, тем быстрее тонет.

Гипотеза: При намокании бумажные лепестки начинают двигаться, «раскрываясь».

С детьми вырезаем цветок из листа полупромокаемой, например писчей, бумаги. Сложим лепестки внутрь бутона. Положим цветок на поверхность воды с миской. Когда лепестки промокнут, цветок раскроется.

Вывод : Когда вода проникнет в бумажный цветок. Волокна бумаги набухают. При этом лепестки начинают двигаться, «раскрываясь».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Вводная часть

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека, именно в этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Именно в этом возрасте каждый ребёнок представляет собой маленького исследователя, с радостью и с удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству.

Для поддержки данного интереса необходимо стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность.

Краткое описание работы

Проблема : Изучение свойств и качеств бумаги.

Цель: Создание системы работ по изучению свойств и качеств бумаги экспериментальным путём, подводя детей к самостоятельному поиску ответов на проблемные вопросы, стремление осваивать различные способы их получения.

Задачи:

  1. Подвести к пониманию детей, что бумага способна изолировать. При этом изоляция зависит от сорта бумаги.

2.Подвести к пониманию, что разные сорта бумаги по разному таят в воде (вводные капли на бумаге: салфетка, картон, офисная бумага).

3.Научиться самостоятельно, проводить опыты с бумагой, используя ее свойства: намокая расправляться, различная плотность бумаги.

Опыт№1 с водой и со льдом.

Гипотеза: 1. Тёплая вода в стакане, обёрнутая в грубую обёрточную бумагу остынет медленнее, чем стакан с водой, неизолированный ни чем.

2. Лёд растает быстрее в неизолированном стакане, а лёд в стакане, обёрнутый в бумагу, дольше продержится.

Результаты:

1.С детьми взяли два стакана с тёплой водой. Один стакан не изолировали, а другой изолировали грубой обёрточной бумагой. Оба стакана выставили наружу.

В каком стакане вода остынет (потеряет тепло) быстрее? Почему?

2.С детьми взяли два стакана со льдом. Один изолировали обёрточной бумагой, а другой оставили также. Оба оставили в комнате. Что случится со льдом в стакане, обёрнутом бумагу? В каком стакане лёд растает быстрее и почему?

Вывод:

1. Изолятор (бумага) не даёт теплу покидать стакан с горячей водой. Вода в стакане, обернутый в бумагу стынет медленнее, чем вода неизолированном стакане.

2. Бумага изолирует стакан, изолятор не даёт теплу проникать в стакан со льдом. Лёд в стакане, обёрнутый в бумагу, остаётся в таком состоянии дольше, чем в другом стакане.

Опыт №2 Бумага в воде.

Гипотеза : Тонкая бумага тонет быстрее, чем толстая.

Результаты : Берём несколько сортов бумаги: туалетная бумага, писчая бумага, обёрточная бумага, папиросная бумага. Какая бумага тонет быстрее? И почему?

Вывод: Чем больше бумага впитывает и чем она тоньше, тем быстрее тонет.

Опыт№3 Раскрывающиеся водяные цветы.

Гипотеза : При намокании бумажные лепестки начинают двигаться, «раскрываясь».

С детьми вырезаем цветок из листа полупромокаемой, например писчей, бумаги. Сложим лепестки внутрь бутона. Положим цветок на поверхность воды с миской. Когда лепестки промокнут, цветок раскроется.

Вывод: Когда вода проникнет в бумажный цветок. Волокна бумаги набухают. При этом лепестки начинают двигаться, «раскрываясь».


Людмила Бочарова

МДБОУ Детский сад комбинированного вида №17 «Жемчужинка»

Непосредственно образовательная деятельность с элементами экспериментирования в подготовительной логопедической группе «Пчелка»

Тема: «Вода»

Воспитатель: Бочарова Л. Г.

Минусинск, декабрь 2013

Цель: развитие познавательного интереса через экспериментальную деятельность, способствовать развитию у детей любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

Задачи экспериментальной деятельности:

1. расширение представления детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук;

2. развитие у детей представления о свойствах воды;

3. развитие у детей умений пользоваться приборами-помощниками при проведении игр-экспериментов;

4. развитие мыслительных способностей: анализ, классификация, сравнение, обобщение;

5. социально-личностное развитие каждого ребенка: развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля, саморегуляции своих действий.

Оборудование: лист бумаги, цветные карандаши, ножницы, глубокая тарелка с водой, пинцет, иголка, стакан, вода, носовой платок, резинка, кусочек картонки, жидкое мыло.

Ход игры – экспериментирования

Вводное слово воспитателя:

Очень добродушная,

Я мягкая, послушная,

Но когда я захочу,

Даже камень источу (Вода)

Что такое вода? (ответы детей)

Для чего нужна вода? (ответы детей)

Дети, вы хотите познакомиться со свойствами этого необычного вещества?

Вода какая? Много свойств у каждого вещества можно обнаружить, если вооружиться вниманием, терпением.

Как движется вода? (ответы детей)

Вода стремиться вниз.

А может ли она подниматься вверх? (ответы детей)

Опыт «Цветок, распустившийся на воде»

Из бумаги вырезаем цветок, загибаем лепестки по пунктирным линиям внутрь, кладем бумажный цветок в тарелку с водой.

Что произойдет с цветком? (ответы детей)

Результат: цветок постепенно раскроется.

Почему? (ответы детей)

Вода проникает в самые маленькие пустые пространства между волокнами бумаги и заполняет их. Бумага набухает, сгибы на ней распрямляются и цветок распускается.

Вывод: значит вода может подниматься вверх.

Почему капли воды круглые? (ответы детей)

Опыт «Плавающая иголка»

Наполним стакан водой до краев. Пинцетом возьмем иглу и осторожно положим на поверхность воды в стакане.

Игла какая? (железная)

Что произойдет с иглой? (ответы детей)

Результат: игла лежит на поверхности воды (может случиться, что игла утонет, тогда надо повторить опыт)

Почему? (ответы детей)

На поверхности воды образуется пленка, способная выдержать вес легкого тела. Когда стакан наполнен водой до краев, если присмотреться поближе к поверхности воды, то ее поверхность выпуклая. Поверхность стремиться заключить воду как бы в мешочек. Если воды совсем мало, то вода принимает форму шара-капли.



Почему игла остается на поверхности воды ни в центре, а смещается к стенкам стакана? (ответы детей)

Игла смещается к краям, не остается в центре на поверхности воды, значит действительно поверхность воды выпуклая.

Опыт «Барьер из ткани»

Надо намочить с выжать носовой платок. Наполнить водой стакан. Накрыть стакан платком, закрепить платок резинкой и хорошенько натянуть его.

Что произойдет, если быстрым движением опрокинуть стакан (работа над тазиком? (ответы детей)

Результат: вода не выливается из стакана, как будто бы платок сделан из непроницаемой ткани.

Почему? (ответы детей)

Вода заполнила все пространство между волокнами ткани и создала непроходимый барьер для воды из стакана.


Опыт «Лодка с мыльным двигателем»

Наполнить тазик водой. Вырезать из картонки треугольную лодочку. Когда вода в тазике успокоится, положить лодочку в угол тазика, острым углом по направлению к центру. Опустить палец в воду за лодочкой.

Что произойдет?

Намочить палец жидким мылом и опустить в воду за лодочкой.

Что произойдет в этом случае? (ответы детей)

Результат: лодочка мгновенно начинает двигаться к противоположному краю тазика.

В начале опыта лодочка стоит неподвижно, так как на поверхности воды пленка держит ее со всех сторон с одинаковой силой. Мыло повреждает поверхностную пленку и лодочка движется в сторону.

Опыт позволяет детям показать: 1. поверхность воды выпуклая; 2. что у воды есть «кожа»-пленка, которая превращает малые количества воды в круглые капли.


Почему происходят такие явления с водой детям не рассказывается, а предлагается показать эти «фокусы» своим родителям и вместе с ними попытаться найти ответы на поставленные вопросы.