Декорации васнецова к снегурочке. Таинственная гостья из зимнего леса - снегурочка. Полностью текст работы приведен в

29.12.2018 Новый год

©Елена Горбунова
Снежная девушка, приходящая к нам под Новый год – явление уникальное. Ни в какой другой новогодней мифологии, кроме российской, нет женского персонажа
В. М. Васнецов «Снегурочка» (1899)
Говорят, она слеплена из снега… И тает от любви. Так, по крайней мере, представил в 1873 г. Снегурочку писатель Александр Островский, которого смело можно считать приемным папой ледяной девушки.

История установлена ​​в Испании семнадцатого века. Наборы и костюмы Джонса охватывают барочную роскошь этого периода. Рут Пейдж танцевала роль Инфанты и Болма, танцевала роль самого безобразного карлика, безумно и безнадежно влюбленного в нее. Снегурочка - девочка-подросток с сердцем льда, чье само существование оскорбляет Солнца-Бога. Только когда она научится любить, по мере того, как ее сердце тает, Бог Солнца будет успокоиться и таким образом придет наступление лета. Как и многие народные мифологии, это рассказ об обряде перехода к взрослой жизни, а также миф о жертве, обеспечивающей плодородие.

М.Малкус Иллюстрация к сказке "Снегурочка"

Истинные же корни родства Снегурочки уходят в дохристианскую мифологию славян. В северных областях языческой Руси существовал обычай изготавливать идолов из снега и льда. И образ ожившей ледяной девочки частенько встречается в преданиях тех времен. А. Н. Афанасьев изучил сказки о Снегурочке во втором томе "Поэтических воззрений славян на природу". Книжка попала в руки Островскому, он вдохновился и написал пьесу "Снегурочка", где и пролил свет на происхождение холодной красавицы.
Родителями Снегурочки оказались Мороз и Весна-Красна. Жила себе девушка одна-одинешенька, в темном холодном лесу, не показывая личика солнцу, тосковала и тянулась к людям. И однажды вышла к ним из чащи.



По сказке Островского ледяная Снегурочка отличалась пугливостью и скромностью, но не было в ней и следа душевного холода. Пребывая в морозной невозмутимости, где-то внутри красавицу глодала тоска: хотелось Снегурочке испытать настоящие теплые эмоции. Но если ее сердце полюбит и станет горячим, погибнет Снегурочка! Она это знала и все-таки решилась: вымолила у матери-Весны способность страстно любить.
Николай Рерих Снегурочка и Лель, 1921

Как она выглядела, продемонстрировали художники Васнецов, Врубель и Рерих.
Михаил Врубель "Снегурочка" 1890

Именно благодаря их картинам мы узнали, что Снегурочка носит бледно-голубой кафтан и шапочку с опушкой, а иногда – кокошник.



Снегурочка пришла к Деду Морозу не сразу. Хотя еще до революции фигурками снежной девушки украшали елки, девочки наряжались в костюмы Снегурочки, а из фрагментов сказок, пьесы Островского или одноименной оперы Римского-Корсакова делались новогодние инсценировки.
В. М. Васнецов Заречная слободка Берендеевка
Эскиз декорации к первому действию оперы Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка» (на сюжет одноименной сказки А. Н. Островского)



В советской России официально праздновать Новый год было разрешено только в 1935 году. По всей стране начали устанавливать елки и приглашать Деда Мороза. Но вот рядом с ним вдруг появилась помощница – милая скромная девушка с косой через плечо, одетая в голубую шубку. Сначала дочка, потом – неизвестно почему, – внучка. Первый совместный выход Деда Мороза и Снегурочки состоялся в 1937 году – с тех пор так и повелось. Снегурочка водит с детьми хороводы, передает Дедушке Морозу их просьбы, помогает раздавать подарки, поет песни и танцует вместе с птичками и зверюшками.
И Новый год не Новый год без славной помощницы главного волшебника страны.
На звание "родового гнезда" дочери Мороза и Весны претендуют два места.



В имении Щелыково Костромской области Островский придумал свою пьесу по мотивам старой сказки – вот, вроде бы, и родина Снегурочки. Но зато в подмосковном селе Абрамцево у Виктора Васнецова родился образ ледяной

Это универсальный миф об обряд Весны, который давно очаровал художников Ганса Христиана Андерсена Игорю Стравинскому. Это также пример повторяющегося увлечения оперы с человеком - обычно женщиной - которая считает любовь такой сильной, что они готовы умереть за нее. Это в центре и Ла Божем. История также имеет много общего с мечтой летнего солнцестояния, великолепным английским праздником лета и возрождением любви.

Но Снегурочка - также великая националистическая опера - жертва девушки требует от царя обеспечить здоровые урожаи для всей нации. Театральные артисты и музыканты активно участвовали в дебатах вокруг личности. сочетая хоровую музыку с историческими или мифологическими предметами, чтобы поместить народ на сцену.


Снегурочка - новогодний персонаж русских легенд, внучка Деда Мороза. Однако у славян Снегурочка считалась дочерью Мороза и Весны.

Образ Снегурочки уникален для русской культуры. В новогодней и рождественской мифологии остальных народов мира нет женских персонажей. Заграницей русскую Снегурочку называют Snow Maiden.

Виктор Михайлович Васнецов (1848-1926). Снегурочка.1885.

В тот век национализма опера стала общедоступной формой искусства, занимаясь фундаментальными вопросами о том, что нас объединяет и что для нас важно. Верди и Вагнера, и гимны, вокруг которых могли бы объединиться новые народы. Снегурочка была написана во времена русского национализма и пришвартовалась в русской культуре, ритуалах и обычаях. Если бы мы представили его в Лидсе так же, как и на Рождество в Москве, это казалось бы ностальгическим по отношению к миру, который никогда не существовал. Поэтому вместо этого мы пытаемся понять суть мифа, чтобы узнать, что он говорит об извилистом пути к взрослой жизни, об агонии и экстазе первой любви, о свадьбах, браках и чуде новой жизни.

Образ Снегурочки не зафиксирован в русском народном обряде. Однако в русском фольклоре она фигурирует как персонаж народной сказки о сделанной из снега девочке, которая ожила.

Виктор Михайлович Васнецов (1848-1926). Снегурочка и Лель.1885.


Сказки о Снегурке были исследованы А. Н. Афанасьевым во втором томе его труда «Поэтические воззрения славян на природу» (1867 год).

Аласдэйр Миддлтон перевел текст на английский, заменив некоторые из оригинальных народностей более пристальным вниманием к чувствам подростков, влюбляющихся в первый раз. Снегурочка сама трансформируется из волшебной феи оригинала в 15-летнего борется и в конечном итоге преодолевает эмоциональные репрессии. Это работает, потому что опера говорит на универсальном языке - и потому, что рост в России не так сильно отличается от роста в Йоркшире.

Обзор «Человек доброй надежды» - волнующая музыкальная сказка о сомалийском бежене

Художественная форма, победившая в эпоху национализма, превратилась в отличную форму международного обмена. Прошлой осенью южноафриканский ансамбль Исанго привез в Лондон «Человек доброй надежды», путешествующий по национальным и культурным барьерам, разделяющим Африку. Музыка была самым мощным способом представить миры, через которые проходил мальчик, и позволить аудитории напрямую общаться с историей, которая затрагивает всех нас.

В. М. Васнецов «Снегурочка» (1899)

В 1873 году А. Н. Островский, под влиянием идей Афанасьева, пишет пьесу «Снегурочка». В ней Снегурочка предстаёт как дочь Деда-Мороза и Весны-Красны, которая погибает во время летнего ритуала почитания бога Солнца Ярилы. Имеет вид прекрасной бледной светловолосой девушки. Одета в бело-голубую одежду с меховой опушкой (шубка, меховая шапка, рукавички). Первоначально пьеса не имела успеха у публики.

Музыка - это паспорт, он выходит за границы. Объединяя универсальную силу музыки с политической и повествовательной силой театра, опера может быть художественной формой нашего глобального возраста. Но сначала мы должны переоценить границы канона и как мы воплощаем его в жизнь в многонациональном и многоязычном мире. Нам не только нужно смотреть намного шире на художников и рассказы о будущем оперы, нам также необходимо сделать жесткий выбор, о том, какие работы по-прежнему говорят с нами и как лучше всего их выполнять.

Шедевры Пуччини, например, предлагают так много, что универсально, но, несомненно, больше невозможно исполнить Мадам Баттерфляй или Турандот, не ставя под сомнение перспектив композитора в отношении расы. Нам нужно перевести на сегодняшний день. Сегодня любое понятие национальной культуры намного сложнее, чем столетие назад. «Манчестер Юнайтед» - это модные заявления в Сибири, и вы можете купить настоящие русские народные костюмы в Лидсе. Почти каждый крупный европейский город полон людей со всего мира.

Михаил Врубель. Снегурочка. 1890-е.

В 1882 году Н. А. Римский-Корсаков поставил по пьесе одноимённую оперу, которая имела громадный успех.

Н. К. Рерих. Эскиз костюма Снегурочки. Около 1921 г.

Дальнейшее развитие образ Снегурочки получил в работах педагогов конца XIX - начала XX века, которые готовили сценарии для детских новогодних ёлок. Ещё до революции фигурки Снегурочки вешались на ёлку, девочки наряжались в костюмы Снегурочки, делались инсценировки фрагментов из сказок, пьесы Островского или оперы.

Нам нужно взаимодействовать с этой новой реальностью и с искренним любопытством смотреть на окружающий мир, или рискнуть отступить в воображаемую ностальгию. И нам нужно это любопытство сейчас более чем когда-либо, поскольку мы стремимся продвигаться вперед по сейсмическим экономическим, политическим и культурным сдвигам. Нам нужны художники и культура, которые строят связи внутри и между сообществами.

Существует огромная ценность в поиске резонанса в культуре, которая сохранилась и процветала на протяжении веков. Это то, что сделал Аласдар Миддлтон в своем новом переводе «Снегурочка», которое говорит со свежестью музыкального, а не пасторального представления великой оперы. Подобным же образом радикальные переиздания классических текстов регулярно происходят в театре, чтобы наши этапы представляли наши сообщества. И это происходит в балете, как, например, в современном мире трудящихся-мигрантов, в прошлом году иллюстрируется.

Николай Рерих. Снегурочка и Лель, 1921.

Свой современный вид образ Снегурочки получил в 1935 году в Советском Союзе, после официального разрешения празднования Нового года. В книгах по организации новогодних ёлок этого периода Снегурочка выступает наравне с Дедом Морозом, как его внучка, помощник и посредник в общении между ним и детьми.

Ким Светлана.

В начале 1937 года Дед Мороз и Снегурочка впервые явились вместе на праздник ёлки в московский Дом Союзов. Любопытно, что на ранних советских изображениях Снегурочка чаще изображена маленькой девочкой, в виде девушки ее стали представлять позднее.

Нестеров Владимир.

В послевоенный период Снегурочка - почти обязательная спутница Деда Мороза во всех праздничных торжествах, поздравлениях и т. д. Под Новый Год часто Снегурочками работали студентки театральных ВУЗов и актрисы. В самодеятельных постановках на роль Снегурочек выбирали старших девочек, девушек и женщин, чаще светловолосых.

Шабалин Алексей.

Зубкова Тамара Ивановна.


Snow Maiden. Fedoskino, 1998.

Ruth Sanderson.



Boris Zvorykin. Snegurochka.


Boris Zvorykin. Snegurochka At The Court of Tsar Berendei.


Boris Zvorykin. Snegurochka & Lel The Shepherd Boy.


А еще немного открыток или иллюстраций...
1.

2.

4.

5.

6.

7.

8.

9

10.

11.

12.

13.

14.

16.

17.

18.

19.

Резиденция нашего Деда Мороза, как это известно всем, находится в Вологодской области, в Великом Устюге. Снегурочка с ним не живет. А где же? На звание "родового гнезда" дочери Мороза и Весны претендуют два места. В имении Щелыково Костромской области Островский придумал свою пьесу по мотивам старой сказки – вот, вроде бы, и родина Снегурочки. Но зато в подмосковном селе Абрамцево у Виктора Васнецова родился образ ледяной красавицы. Здесь же художник создал декорации к первой театральной постановке по пьесе Островского и, опять же в Абрамцеве, на сцене домашнего тетра Саввы Мамонтова впервые прозвучала опера Римского-Корсакова.