Пальчиковая гимнастика на осеннюю тематику. Пальчиковая гимнастика на тему «Осень

11.02.2019 Возраст ребенка

Уже давно ученые доказали, что развитие речи у детей напрямую связано с развитием и тонких движений пальцев. Дело в том, что благодаря тактильным ощущениям ребенок исследует окружающий мир. Эти ощущения, движения рук, буквально приводят в действие мыслительные процессы у ребенка. Для того чтобы быстро и правильно развить мелкую моторику рук подойдет гимнастика для пальчиков.

В коре головного мозга значительные области выделены под зоны для рук. Эти зоны расположены в тесном соседстве с другими, отвечающими, к примеру, за речь. Таким образом, при возбуждении одного участка мозга, автоматически подключается и соседний.

Если во время гимнастики использовать дополнительные предметы, тогда можно совместить приятное с полезным: развитие мелкой моторики и приятный массаж. Перекатывание в ладошках шарика или карандаша окажет благотворный, успокаивающий и расслабляющий эффект. Особенно плотно расположены друг к другу акупунктурные точки на ладонях и кончиках пальцев.

Пальчиковая гимнастика в стихах

Гимнастика для пальчиков в стихах не только поспособствует развитию ручек, но и станет приятной на слух. Стихотворную форму проще запомнить, она мелодична и легче воспринимается. Такие упражнения для рук учат сознательному управлению органами артикуляционного аппарата, а также воспитывают внимательность и стимулирует развитие ЦНС. Пальчиковая гимнастика на тему «Осень» обязательно придется по вкусу и детворе, и их ручкам.

Такая гимнастика поможет ребенку расслабиться во время занятий. Не важно, учитесь ли вы дома или уже в школе, - гимнастика полезна всем. Она стимулирует нормальное кровообращение в руках, учит координации движений, в том числе восприятие на слух.

Развитая мелкая моторика (гимнастика для пальчиков этому поможет) и подготовит руки к школе. Письмо, рисование, чертеж – для неподготовленных деток становятся настоящим испытанием. Если же заранее приучить руки ребенка к нагрузке - это значительно снизит уровень стресса от школьных занятий. Если предварительно заниматься пальчиковой гимнастикой, осень после первого сентября у первоклашки будет значительно проще. Почерк будет ровным, рука твердой, ответы четкими, а внимание сконцентрированным.

Делая перерыв для пальчиковой гимнастики, вы дадите деткам возможность морально расслабиться. Веселые стишки и забавные движения, дадут отдохнуть и с новыми силами приступить к получению знаний.

Пальчиковая гимнастика «Осень»:

Осень, осень, - трем ладошки друг о друга

Приходи! – по очереди сжимаем кулачки

Осень, осень, - трем ладошки друг о друга

Погляди! – положить ладошки на щеки

Листья желтые кружатся, - движение ладонями сверху вниз

Тихо на землю ложатся. – поглаживаем коленки

Солнце нас уже не греет, - по очереди сжимаем кулачки

Ветер дует все сильнее, - разводим одновременно ручки в разные стороны

К югу полетели птицы, - скрестить ручки и пошевелить пальчиками

Дождик к нам в окно стучится. – стучим пальчиками по ладошкам

Шапки, куртки надеваем – делаем вид

И ботинки обуваем – постучать ногами

Знаем месяцы: - похлопать ладошками по коленкам

Сентябрь, и Октябрь, и Ноябрь. - кулак, ребро, ладонь

«Осенние листья»

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем листья собирать. - сжимаем и разжимаем кулачки

Листья березы, - загибаем пальчики, начиная с большого

Листья рябины,

Листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба мы соберем,

Маме осенний букет отнесем – пальчики «шагают» по столу.

«Осень»

Ветер северный подул, - подуть на пальцы

все листочки с липы сдул с-с-с – смахивать руками, будто сдувает листочки

Полетели, закружились и на землю опустились. - ладони зигзагами плавно опустить на стол

Дождик стал по ним стучать кап-кап-кап – постучать пальцами по столу

кап-кап-кап – постучать пальцами по столу

Град по ним заколотил, листья все насквозь пробил, - постучать кулачками по столу

снег потом припорошил, - плавные движения вперед-назад кистями

Одеялом их накрыл. - ладони прижать крепко к столу

«Мы идем в осенний лес» (И. Михеева)

Мы идем в осенний лес. - маршируем на месте

А в лесу полно чудес! - разводим руки в стороны, «удивляемся»

Дождь вчера в лесу прошел – потряхиваем ладонями обеих рук

Это очень хорошо. - хлопаем в ладоши

Будем мы грибы искать – приставляем ладонь ко лбу, смотрят то в одну, то в другую сторону

И в корзинку собирать. - сводят руки перед собой в «корзинку»

Вот сидят маслята, - загибают по одному пальцу на обеих руках одновременно на каждое название грибочка

На пеньке – опята,

А во мху – лисички,

Дружные сестрички. - делают манящие движения руками

«Подосиновик, груздок, - грозят указательным пальцем правой руки

Полезайте в кузовок! – присесть, обнять себя руками

Ну, а ты, мухомор, - встаем, разводим руками в стороны

Украшай осенний бор!»

Оборудование:

Осенние листья большие и маленькие.
Вырезанные из картона листья желтого, красного и зеленого цветов и таких же цветов вазы (подносы, пакеты или т. п.)
Вырезанные из клеенки лужи.
Орехи, игрушка «белка», пластиковая бутылка с вырезанным «дуплом».
Пластилин желтого, красного и зеленого цветов, листы бумаги с нарисованным деревом.
Деревянные шпатели с прикрепленными к ним прищепками красного, желтого, зеленого цветов.
Вырезанные из клетки для яиц цветы и клумбы, пальчиковые краски.
Клей, листы бумаги с фоном «осень, стволы деревьев без кроны).
Музыкальные детские инструменты.
Аудиозаписи: «Вальс цветов» П. И. Чайковского, песня «Осень, осень наступила, листья осыпаются».

Ход занятия:

Приветствие

Здравствуйте, ребята, как хорошо, что вы все сегодня пришли!

Наши умные головки
Будут думать много, ловко.
Ушки будут слушать,
Ротик четко говорить.
Ручки будут хлопать,
Ножки будут топать.
Спинки выпрямляются,
Друг другу улыбаемся.

Сегодня мы отправимся в гости к осени.

Пальчиковая гимнастика «Осенние листья»

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем листья собирать.
(Сжимают и разжимают кулачки)

Листья берёзы,
(Загибают пальчики, начиная с большого)

Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберём,
Маме осенний букет отнесём.
(«Шагают» по столу средним и указательным пальцем)

Дидактическое упражнение «Большие и маленькие листочки»

Вот перед вами листочки. Они разные. Вот большой листок. А вот маленький листок. Покажите мне большой листок. Покажите маленький листок. Положите большой листок на стол. Положите маленький листок сверху на большой. А теперь положите маленький листок на стол и накройте его сверху большим листом. Спрятался маленький листок. Большой лист накрыл маленький так, что маленький лист не видно.

Дыхательное упражнение «Подуй на листок»

Вот подул ветер и листок улетел.

Динамическая пауза «Листочки»

Мы листики осенние.
(Плавное покачивание руками вверху над головой)

На ветках мы сидим.
Дунул ветер - полетели.
(Подуть, развести руки в стороны)

Мы летели, мы летели
(Бег)

И на землю тихо сели.
(Присесть)

Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
(Подуть, плавное покачивание руками вверху над головой)

Закружились, полетели
И на землю снова сели.
(Дети садятся на ковер)

Игра «Ветер дует, задувает, все листочки обрывает»

Дети снимают разноцветные прищепки с деревянной палочки - «срывают листочки».

Сенсорно-динамическая пауза «Собери листочки по цвету»

У нас есть листочки разного цвета. Давайте соберем их и сложим в букет.
В эту вазу несите листочки вот такие. (Показ). Какого они цвета? Желтого. В желтую вазу соберем желтые листочки. Вот эта ваза какого цвета? Красного. В красную вазу будем собирать красные листочки. А вот эта ваза какого цвета? Зеленого. В зеленую вазу собирайте листочки зеленого цвета.

Лепка барельефная «Листики осенние»

На лист бумаги с нарисованным деревом, дети прикрепляют кусочки пластилина, отщипывая их пальцами, прикладывая к ветке и придавливая.
Пальчиковая гимнастика «Дождик-дождик, понемножку, капай-капай на ладошку» Пальчики стучат по ладошке как капельки дождя.

Игра «Резиновые сапожки надеваем мы на ножки»

Делаем движения, как будто надеваем настоящие сапожки. Надев «сапожки» - начинаем ходить по «лужам» (стараемся идти так, чтобы наступать только на «лужи», не наступать на пол).

Посади цветы на клумбу

В вырезанные из клетки для яиц цветы, дети пальчиком с краской ставят «серединку». Затем «сажают» цветы на клумбу - три секции из той же клетки для яиц, выкрашенной в коричневый цвет.

Слушание музыки

Дети слушают музыку («Вальс цветов» П. И. Чайковского). А затем воспитатель предлагает детям взять в руки цветы и подвигаться в свободном темпе.

Дидактическая игра «Собери орешки для белочки»

Посмотрите, кто это? Это белка.

Запасает впрок орешки
Для еды и для потешки.
Путь к дуплу скорлупкой мелкой
Нам указывает белка.

Давайте поможем белке собрать орехи. Вот у меня один орех. А сколько орехов у вас? Много орехов. Я возьму свой один орех и положу в дупло беличьего дерева. Вот так. А теперь вы складывайте орехи в дупло. У вас орехов много. Вот будет белка рада!

Динамическая пауза «Дует, дует ветер»

Дует, дует ветер, дует задувает.
(Протяжный выдох)

Желтые листочки с дерева срывает.
(Плавно опустить поднятые руки)

И летят листочки над лесной дорожкой.
(Махи руками)

Падают листочки прямо нам под ножки.
(Присесть)

Аппликация из осенних листьев

У вас на картинке нарисована осень. Только не хватает у деревьев красивой осенней листвы. Мы сделаем ее из настоящих листочков. Приложите их к стволам деревьев. Красиво получилось? Теперь приклейте листочки.

Музыкально-ритмическое упражнение «Осень, осень наступила»

Дети берут музыкальные инструменты и отбивают ритм под песенку.

Конспект НОД на тему: «Кружит листья листопад»

Интеграция: Познание, Художественно-эстетическое развитие, Коммуникация, Социализация.

Цель: Расширить представления детей о природном явлении листопаде. Формировать умение рисовать кистью, способом «примакивания». Задачи: - расширять и активизировать словарный запас (способ «примакивания») - названия цветов (желтый, красный, оранжевый) - продолжать учить пользоваться кистью, рисовать способом «примакивания» - воспитывать аккуратность в работе с красками; Средства реализации: осенние листья, иллюстрации осенних явлений природы (листопад, альбомные листы с изображением ствола дерева, кисти, гуашь красного, жёлтого цветов, салфетки, ёмкости с водой, зонт с осенними листочками, диск с музыкой Чайковского Времена года. Способы реализации : персонаж - помощница осени, чтение стихотворений об осени и листопаде, рассматривание иллюстраций на осеннюю тему, беседы на осенние темы, наблюдение на прогулках осенних изменений в природе, наблюдение за листопадом, сбор листьев. Деятельность воспитателя Деятельность воспитанников Ожидаемые результаты

НОД . . Входит воспитатель в образе помощницы осени. Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Дети: Здравствуйте. Воспитатель: Ребята, скажите, а какое у нас время года. Дети: Осень. Воспитатель: Правильно. А я помощница осени, и хочу сегодня поговорить с вами об одном интересном осеннем явление. Попробуйте угадать, что это за явление осени. Загадка про листопад. Листья жёлтые кружатся, На землю ковриком ложатся. Жёлтых листьев хоровод Осенью случается. Танец этот – каждый год. Как он называется? (Листопад) Дети: Листопад. Воспитатель: Молодцы, правильно. Листопад – это очень красивое явление природы. Когда наступает осень, солнышко светит реже, становится прохладно, листики на деревьях «держатся» слабо, стоит подуть ветерку, и листочки срываются с веток, и плавно кружась, падают на землю. А вы знаете стихи об этом красивом явлении природы?

Даша Падают, падают листья В нашем саду листопад. Жёлтые, красные листья В воздухе вьются, летят… Ася . : Ходит осень по садам, Ходит, улыбается, Точно в сказке тут и там Все цвета меняются. Воспитатель: Молодцы, ребята! Очень красивые стихи. А я вам предлагаю ещё одно

стихотворение о листопаде.

Листопад, листопад,

Листья падают, летят.

Листья жёлтые кружатся,

И на землю все ложатся (С. Белов) . Воспитатель: Давайте проговорим это стихотворение вместе (проговаривают 2 -3 раза) .

Воспитатель: Молодцы! Посмотрите, что у меня в руках?

Дети: Осенние листочки.

Воспитатель: Давайте поиграем с ними.

Дыхательная гимнастика «Листопад».

Воспитатель: Молодцы, ребята! Какой у нас сильный ветерок получился. А теперь давайте

представим, что мы с вами осенние листики.

Физкультминутка «Листопад».

Листопад, листопад

Листья жёлтые летят, (бегают, изображая осенние листочки)

Кружат по дорожке, (кружатся на месте)

Падают под ножки (медленно приседают) .

Воспитатель:

А сейчас, я вам покажу, как правильно нужно рисовать листопад, способом «примакивания»

кисти к бумаге. - как правильно держать кисть, наносить мазки) .

Ребята, давайте, и мы с вами возьмём краски и нарисуем листопад в подарок осени.

Пальчиковая гимнастика «Листопад».

Листопад, листопад Вот летит листок осины – А за ним листок рябины. Ветер гонит лист кленовый, Поднимает лист дубовый, Лист берёзки кружится (загибают пальчики на руках, начиная с мизинца) . Осторожно, лужица (грозят пальцем!

Покружился, (поднимают руки, делают вращательные движения, опускают вниз)

Прямо в лужу опустился (руки на коленки) .

Воспитатель напоминает, как правильно держать кисть, промывать кисть

и наносить мазки.

Дети рисуют под музыку Чайковского «Времена года»

Воспитатель: Какие красивые рисунки у вас получились. А давайте посмотрим друг у друга.

Итог.

Воспитатель: - Какое явление осени рассматривали?

Что такое листопад?

Что рисовали?

Как рисовали листопад?

Я попрошу вас дома нарисовать с мамой такой же листопад…

Ответы детей.

Воспитатель: Молодцы, ребята! О нашем занятии я расскажу осени, подарю ей ваши

рисунки, думаю, что она очень будет довольна вашими знаниями и рада вашим подаркам.

Спасибо за ребята.