Предметы неживой природы зимой. Урок познания мира на тему "Зимние изменения в живой и неживой природе. Труд людей зимой"

04.07.2019 Все для женщин

Это самое холодное время года.
Зимние месяцы - декабрь, январь и февраль.
Декабрь - от латинского «децем», что означает «десять», т.к. декабрь у римлян был десятым месяцем.
Другие названия декабря: студень, стужайло, ветрозим, лютовей, зимник.


В декабре, на 21-22 декабря, приходится самый короткий световой день и самая длинная ночь - это время зимнего солнцестояния.
Декабрь год заканчивает и зиму начинает.
Декабрь-стужайло на всю зиму землю студит.

Январь - от латинского слова «януариус», в честь двуликого бога солнца и ветра Януса, который охранял время, входы и выходы, ведал началом человеческой жизни.

Другие названия января: снежень, снеговик, огневик, просинец, щипун, трескун, студень, ледовик, сечень (потому что средний месяц зимы сечет ее пополам и отсекает прожитый год от наступившего).

Январь - начало года и зимы середина.
Январь тулуп до пят надевает, хитрые узоры на окнах расписывает, глаз снегами тешит да ухо морозом рвет.
Январь - зимы государь.

Февраль - от латинского «фебруарис», что означает «очищение». Очищение перед тем, как природа снова возродится.

Другие названия февраля: бокогрей (потому что февральское солнце греет только повернутый к нему бок, а другой - мерзнет), вьюговей (из-за частых морозов и метелей), межень (условная межа между зимой и весной).

Февраль - самый короткий месяц в году. Февральские дни - солнечные, светлые, но холодные и морозные. В феврале уже заметно прибавляется день.

Февраль переменчив: то январем потянет, то мартом проглянет.
Февраль три часа дня прибавит.

Какие изменения происходят в неживой природе зимой?

С наступлением зимы становится все, холодней, приходят морозы. Почти всегда зимой небо покрывают облака, которые приносят уже не дождь, а снег. Он покрывает землю, ветки деревьев, крыши домов. Мороз сковывает льдом озера, реки, ручьи.

Это происходит потому, что солнце в это время года находится низко над землей и не прогревает землю. Холодный воздух приносит тучи, в которых капельки дождя под действием холода превращаются в снежинки.

В безветренную погоду снежинки падают на землю спокойно, но стоит подуть ветру, как поднимается снежная метель , оставляя после себя заносы и сугробы.

Зимой бывают сильные морозы. В такую погоду снег становится рыхлым и скрипучим.

Иногда зимой теплые воздушные течения доходят до заснеженных мест и немного повышают температуру воздуха. Наступает оттепель — теплые солнечные дни, во время которых снег становится мягким, и из него можно лепить снежки и снеговиков.

Белая, узорная
Звездочка-малютка,
Ты слети мне на руку,
Посиди минутку!
Покружилась звездочка
В воздухе немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке.

Верхний слой воды в водоемах — речках, озерах, прудах и ручьях — промерзает и покрывается толстым слоем льда.

В конце зимы, когда солнце прогревает крыши, снег начинает таять, но мороз успевает превратить воду в сосульки.

В оттепель, когда стекла окон покрываются тонким слоем воды, мороз образует на них фантастические узоры. Это тонкий слой льда, который состоит из мельчайших кристалликов, сложенных в причудливые формы.

Каким бывает снег и лед?

Иногда ветки деревьев, телефонные провода, антенны на крышах домов покрываются изморозью — пушистым снегом.
Снег и лед легче воды, поэтому весной льдины и снежные сугробы плывут по реке, пока не растают и не превратятся в воду.
Хрупкий, прозрачный лед и рыхлый, сыпучий снег под действием тепла превращаются в воду, а вода под действием холода превращается в лед и снег.

Растения зимой

В конце зимы в неживой природе происходят новые изменения. Солнце выше поднимается над землей, светит ярче и чаще показывается из-за туч. Хотя морозы еще не ослабевают, но в солнечные дни снег уже начинает подтаивать.
За ночь подтаявший снег снова замерзает, и к утру появляется наст — плотная ледяная корка.

Снег покрывает землю толстым ковром, под которым, несмотря на холод, продолжается жизнь.
Оказывается, именно снежное одеяло сохраняет жизнь растениям. Если измерить температуру воздуха над снегом и под снегом, на почве, то она будет сильно отличаться.
Над снегом термометр показывает 40° мороза, а на почве — всего 10° мороза. Даже если толщина снега небольшая, всего 10 сантиметров, температура на почве будет на 15—20° выше, чем над снегом.
Вот почему такие травянистые растения, как земляника, засыпанные снегом, не погибают и даже продолжают расти. Под снегом зимуют пшеница, земляника, клюква, рожь.
Снежное одеяло согревает не только растения, но и животных, которые добывают себе пищу, проделывая в снегу тоннели. В основном, это мыши. Они питаются семенами растений, укрытых снегом. Берлоги медведей, норы барсуков и ежей тоже занесены снегом, который сохраняет в них тепло.

Большинство растений заранее готовятся к зиме. Осенью некоторые травянистые растения, увядая, оставляют на почве свои семена. Из них весной вырастут новые травы.
Растения, размножающиеся клубнями, луковицами и корневищами, остаются в почве под снежным одеялом. Некоторые из них, например, гусиный лук, хохлатка, ветреница дубравная, продолжают расти и зеленеть даже под снегом, а с приходом тепла расцветают.
Хвойные растения зимуют с зелеными листьями. На них всю зиму сохраняются шишки. Остаются плоды и на других растениях — клене, акации, рябине, шиповнике, бузине.
Деревья и кустарники, скованные холодом, впадают в зимний сон. Но несмотря на то, что почти все деревья на зиму сбросили листья, на их ветках остаются почки.
Уже в конце января на вербе почки увеличиваются. Внутри почки находятся маленькие зеленые листья. Снаружи почки покрыты темными чешуйками. Когда почки увеличиваются, они сбрасывают чешуйки и покрываются светлым пушком.
Вот почему вербы к концу зимы стоят словно покрытые серебром.
Подрастают почки и на других деревьях. Зима не прекращает рост растений, она только задерживает его.

Птицы зимой.

Холод и отсутствие корма заставляют перелетных птиц улетать в теплые края, но зимующие типы находят себе корм. Они питаются насекомыми, спрятавшимися в сухих листьях, под корой деревьев, в трещинах домов и заборов. Кроме того, на ветках деревьев и кустарников остались почки, плоды и семена.
Некоторые птицы, например, синицы и поползни, зимой пользуются запасами, которые они сделали еще осенью.
Клесты питаются семенами ели и сосны. У этих деревьев семена созревают зимой, поэтому в это время года у клестов появляются птенцы. Им хватает корма для того, чтобы прокормить себя и свое потомство. Птенцам клестов зимой не холодно, потому что они всегда сыты.
Во время метелей и снегопадов, а также в сильный мороз, когда деревья покрыты изморозью, птицам трудно доставать из-под коры насекомых. После нескольких часов голодания некоторые птицы могут погибнуть.
Поэтому очень важно подкармливать птиц зимой. Устраивайте кормушки в садах, парках и скверах.
Птицы прилетают к кормушкам и склевывают не только оставленные вами семена, зерна и хлебные крошки, но и насекомых-вредителей на расположенных рядом с кормушкой деревьях и кустарниках. Так птицы приносят большую пользу.
Если птицы постоянно будут находить корм в кормушках, то они будут прилетать к ним и летом, а значит, будут очищать деревья от вредителей весь год.

У серебряной дорожки,
Лишь наступит Новый го,
На высокой тонкой ножке
Чудо-елочка встает.

Это елка не простая,
И она не для ребят.
Возле елочки летая,
Птицы весело свистят.

Тут и дятел, и синицы,
Снегири, и воробей -
Все хотят повеселиться
Возле елочки своей!

Не блестят на ней игрушки
И не светится звезда,
Но зато для птиц кормушки
Мы повесили туда!

Прилетают птичьи стаи
К нам на елку в зимний сад,
И в саду не умолкая
Колокольчики звенят.
З.Александрова

Звери зимой

Зверей от зимней стужи спасают пушистый мех и теплая шерсть.
Главной заботой для зверей в зимнее время является питание. Даже барсук, накопивший за осень достаточно жира и залегший в зимнюю спячку, иногда просыпается, чтобы поесть что-нибудь из своих запасов.
Не просыпается только медведь — ему хватает жира на всю зиму. Спит медведь очень чутко. Можно сказать, что он не спит, а дремлет, прислушиваясь ко всему, что происходит вокруг.
К концу зимы у медведицы появляются маленькие слепые медвежата. Медведица кормит их своим молоком. Только через месяц, весной, когда пригреет солнце, медвежата прозревают и выходят из берлоги играть и учиться добывать себе корм.
Не только зимний мороз, но и голод зверям не страшен. Они давно приспособились жить в зимних условиях и знают, что питание надо запасать еще с осени.
Могут зимой найти себе корм лисы, зайцы, лоси, волки. Основной зимний корм лисиц — мыши. Благодаря своему острому зрению, слуху и нюху лисица находит в день до 20 мышей.
Олени, лоси и зайцы зимой питаются корой деревьев и кустарников.
Это не такая питательная пища, как трава, поэтому люди подкармливают их сеном, ветками осины, ивы и солью.
Бурундук заготавливает на зиму до 10 килограммов орехов и хлебных зерен. Он приносит их в защечных мешках и прячет в своих кладовых.
Белка иногда так спрячет свои запасы, что потом не может их найти. Тогда ей приходится питаться семенами ели и сосны. Особенно ей нравятся семена из шишек ели: в них больше жира, чем в сосновых, и они намного питательней.
Маленький зверек полевка в теплые осенние дни приносит в свою норку разные зерна и семена и складывает их в отдельные норки.
Но некоторые звери не делают никаких запасов. Речной выдре они не нужны. В ледяной воде ей не холодно и всегда достаточно пищи. Она питается рыбой, лягушками, раками и водяными крысами. Рыбы зимой без труда находят корм, но они могут погибнуть от недостатка воздуха: через лед воздух не проходит. Рыбам становится трудно дышать, поэтому зимой во льду люди пробивают проруби. Чтобы вода вновь не замерзала, в прорубь кладут солому и посыпают ее снегом.

Домашние животные зимой

Домашние животные не ищут себе корм, об этом заботятся люди. Еще с лета фермеры готовят запасы силоса, сена, соломы, зерна.
Зимой коров, коз, овец, свиней держат в теплых помещениях, в которых следят за чистотой и здоровьем животных.
В это время у коров рождаются телята, у овец — ягнята, у свиней — поросята. Детеныши питаются материнским молоком до тех пор, пока их не переводят на заготовленный корм.

Зима в городе

Зима в городе отличается от зимы в лесу или в поле. Теплые здания, постройки, обилие транспорта, большое количество людей и ночное освещение повышают температуру воздуха в городе. Поэтому, кроме привычных для города воробьев, ворон и сорок, сейчас можно встретить оставшихся зимовать скворцов, галок, дроздов, дятлов, щеглов.
Ягоды на деревьях и кустарниках служат им прекрасным кормом, а чердаки становятся хорошими убежищами на всю зиму. Кроме того, птицы находят себе корм на городских свалках.
Зимой мелкие грызуны начинают перебираться поближе к жилью людей. В подвалах и тоннелях им тепло и всегда находится корм. А за мышами переселяются и их враги — хорьки, ласки, горностаи.
Промышленные предприятия сбрасывают в реки и пруды отработанные теплые воды, поэтому вода в таких реках не замерзает.

Труд людей зимой

Зимой люди заботятся о домашних животных. Несколько раз в день раздают корма, подают воду, убирают навоз. Получая хорошее питание, коровы и зимой дают молоко, а кролики, овцы и свиньи достаточное количество мяса.
На покрытых снегом полях работа не прекращается — идет подготовка к весеннему севу. На поля вывозится навоз, удобрения и проводятся работы по задержанию снега: устанавливаются щиты, пропахиваются глубокие борозды — весной в этих местах скапливается необходимая почве вода. Чем больше на полях влаги, тем богаче будет урожай.
В сельских мастерских готовят к весенним работам сеялки, трактора, культиваторы, бороны, плуги. Их надо проверить и отремонтировать.
В садах растения засыпают снегом, защищая их от морозов. Около плодовых деревьев надо уплотнить снег, чтобы к ним не пробрались мыши.
Зимой собирают богатые витаминами ягоды облепихи. Замерзшие ягоды опадают с веток после легкого постукивания по стволу.
В зернохранилищах следят за тем, чтобы в них была постоянная температура. Особенно это важно для семян хлебных растений. В овощехранилищах регулярно перебирают овощи, удаляя загнившие.
В городе, чтобы снег не мешал движению транспорта, специальные машины очищают дороги, трамвайные и железнодорожные пути. После оттепели дороги покрываются слоем льда, поэтому их посыпают песком.

Зима спешит, хлопочет,
Укутала в снега
Все кочки и пенечки,
Скамейки и стога.

Белеют рукавицы
На веточках берез,
Чтоб им не простудиться,
Чтоб выдержать мороз.

Зима велела дубу
Накинуть пышный мех,
На ель надела шубу,
Тепло укрыла всех.

Надолго и надежно
В реке скрепила лед.
Ходить по речке можно -
Иди к нам, Новый год!
О. Высотская.

Помоги другим! Жми

Всем привет. Листья опали с деревьев, на лужах хрустящий ледок, не слышно щебетания птиц – эти главные признаки зимы в живой природе говорят, что скоро зима. Хотите узнать, что происходит в природе на пороге зимы? Как готовятся к зиме деревья, птицы, звери, насекомые, рыбы? Удивить своих друзей знаниями о живой природе?

Как часто кто-нибудь спрашивает: — Когда же наступит зима? Надоела эта осенняя слякоть…

Процитируйте из Пушкина: — В тот год осенняя погода стояла долго на дворе, Зимы ждала, ждала природа..., ответьте — На самом деле приметы зимы уже повсюду в природе.

Уметь определить наступление зимы в природе, можно лишь наблюдая, за изменениями в природе, где все взаимосвязано — зима и лето, весна и осень.

Первые признаки зимы могут определить все живые существа.

Еще далеко до холодов и нет снега с морозами, но уже понятно, что зима на пороге.

  1. День становится короче, ночи длиннее и холоднее, косые лучи солнца не могут прогреть землю днем.
  2. Облака свисают низко, становятся тяжелыми, печально-серыми, заполняют все небо.
  3. Воздух влажный и холодный.
  4. На лужах появляется ледяная корка.

Как встречают зиму растения


Основные признаки близкой зимы демонстрируют деревья и кустарники. В ожидании холодной зимы, деревья не только сбрасывают листву, под их корой к зиме уплотнилась и прибавилась за лето пробковая ткань, которая держит внутри ствола тепло, как двойной стеклопакет.

Сбрасывают листву, заботясь о себе: под покровом из прошлогодней листвы корни будут меньше мерзнуть. Деревья зимой и кустарники «засыпают», чтобы не тратить силы и питательные вещества на жизнедеятельность.

Какие признаки приближающейся зимы видны в травянистых растениях?

  • — Однолетние растения отмирают, сбрасывая семена в землю. Будущей весной, в прогретой земле, семена, пролежавшие всю зиму под снегом, вновь дадут растению жизнь.
  • — Многолетние растения все лето запасают питательные вещества в корневищах. Желтеет и тускнеет их яркая летняя зелень. Некоторые травы сохраняют цвет, даже плоды (брусника и клюква).

Как готовятся птицы к холодам

Нелегко птицам в холода, не хватает кормов. Чтобы выстоять и пережить мороз, птице нужно съедать столько еды, сколько весит она сама.

Смолкают птичьи разговоры в лесах, тихо и безжизненно без их гомона. Разлетелись пернатые на юга в поисках богатых едой угодий. Многие зимующие птицы перемещаются поближе к домам людей (синицы и снегири).

«Опушились» и заготовили корма морозостойкие виды птиц.

Ночуют и ищут корм в холода птички стаями и стайками, зимой пташке одной нельзя: вместе и от хищников проще оберегаться и пропитание искать.

Что делают звери в преддверии морозов

Самые характерные признаки происходят в мире животных, ожидающих наступление морозов. Зная о наступлении зимы, многие животные впадают в зимнюю спячку — это приспособительный механизм некоторых видов животных и растений во время зимы и морозов. Способ не умереть с голода.


Во время спячки или оцепенения температура тела животных снижается, пищеварение прекращается, ритмы сердца редкие, дыхание слабое. Медведи устраивают себе теплые и уютные берлоги. В спячку впадают и другие животные: барсуки и ежи, еноты и бурундуки, хомяки и сони, летучие мыши и змеи, лягушки и ящерицы.

Кто меняет цвет, утепляет шубку? Кто из зверей не ждет теплой погоды зимой?

  1. Заяц меняет цвет шкурки с серой на белую теплую обновку.
  2. Белки надевают зимние наряды: их летние рыжие сарафаны легко рассмотреть на серых стволах деревьев, потому они сереют, таким способом маскируются от хищников.
  3. И хищники маскируются, защитный окрас позволит успешнее охотиться. Песцы из темно-серых становятся белоснежными. Горностаи и ласки белеют.

Шубы у зверей становятся богаче не только в плане окраски, но растет к зиме, ближе к коже, густой короткий подшерсток, он и греет в зимние морозы.

Как выживают зимой насекомые

Наступления зимы дожидаются и насекомые, готовятся к ней еще с лета.


Глубоко под землей спрятались муравьи, закрыли входы в дом, не видно их. Муравьи сбиваются в кучки и экономно поедают летние запасы еды, пережидая зиму.

Осы и пчелы запечатывают соты, сбиваются в рои, закрывают воском все щели гнезд. Питаются запасом меда.

Мухи, бабочки и жуки только почуют: зимние признаки — прячутся под кору деревьев, забиваются в щели, пережидают морозы в состоянии подобной спячке зверей, это состояние еще называют анабиоз.

Как живут подо льдом рыбы и подводные обитатели

Температура воды в реках и водоемах с каждым днем понижается, намерзает лед – понятно подводным жителям: наступает по времени года зима. Под слоем льда становится темно и не хватает кислорода. Все обитатели выработали рефлексы, помогающие пережить зимнюю пору.


Раки роют норы в берегах рек и ведут малоактивный образ существования, а самки раков еще и вынашивают в это время икру.

Наступления зимы ждут все водные обитатели. Все лето накапливают рыбы жир, а зимой экономно его расходуют.

  • - Есть такие виды рыб (карп и линь, сом и карась), которые отправляются в это время в зимовальные ямы, где бок о бок греются, находясь в полусонном состоянии.
  • - Активные хищники (щука, окунь и судак), образа жизни не меняют и в зимнее время.

Как человек встречает зиму

Человек тоже объект живой природы, поэтому готовятся и ждут наступления зимы люди, стараются наблюдать и учится у природы.

  1. Приобретают и одевают подходящую одежду.
  2. Дома и окна утепляют различными способами.
  3. Запасы еды и дров заготавливают.


Приметы зимы друг другу в поговорках передают:

  • Год кончается, а зима начинается.
  • Шубка зимой не шутка.
  • В ноябре зима с осенью борется.

Зима — трудное время для всего живого в природе. Морозы, труднодоступные корма, короткий световой день, — все это заставляет животных, птиц, насекомых приспосабливаться и выживать.

Известно, что в особенно трудные времена животные жалеют друг друга. К примеру, травоядные рыбы сбиваются в стаи и стоят бок о бок в зимовальных ямах все холодное время, а хищные рыбы не трогают их, таков закон природы .

Люди тоже заботятся о меньших собратьях: устраивают кормушки у своих домов для птичек и в лесах для зверей, бурят в озерах лунки, чтоб рыбам был приток кислорода. Тогда и летом будет веселее под птичий гомон и рыбалка удачнее.

Надеюсь вам понравился мой краткий обзор самых главных признаков зимы в живой природе. Напишите пожалуйста какие еще признаки зимы вы знаете в комментариях. Мне будет очень интересно о них узнать. А на сегодня это все. Разрешите с вами попрощаться и до новых встреч.

Предлагаю Вам подписаться на обновления блога. А также вы можете поставить свою оценку статье по 10 системе, отметив ее определенным количеством звездочек. Приходите ко мне в гости и приводите друзей, ведь этот сайт создан специально для вас. Я уверена, что вы обязательно найдете здесь много полезной и интересной информации.

МКОУ «Марьинская СОШ»

Тема урока : « Идёт волшебница зима. В гости к зиме. Живая и неживая

Природа зимой».

Цели урока :

· провести наблюдения за зимними изменениями в природе;

· систематизировать и обогатить знания детей о природных связях;

· формировать у учащихся представления о разнообразии природы;

· развивать умения наблюдать, классифицировать, обобщать;

· развивать внимание, речь учащихся;

· воспитывать бережное отношение к природе;

· познакомить учащихся с правилом, помогающим сохранить собственное здоровье.

Оборудование урока :

компьютер, мультимедийный проектор, мультимедийная презентация, учебник «Окружающий мир 2 класс »

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы и целей урока.

О чём сегодня мы будем говорить на уроке, вы узнаете из загадки:

Наступили холода.

Обернулась в лёд вода.

Длинноухий зайка серый

Обернулся зайкой белым.

Перестал медведь реветь:

В спячку впал в бору

Медведь.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает?

Сегодня мы будем говорить о зиме, об изменениях в неживой и живой природе с наступлением зимы. Слайд

3. Поэтическая страничка. Слайд

А начнём наш урок с поэтической странички.

Ребята, давайте послушаем, как великий поэт описывает русскую зиму в своих произведениях.

Наша одноклассница подготовила выразительное чтение отрывка из произведения. Слайд

Спасибо.

4. Работа над новым материалом. Неживая природа зимой.


- Отправляясь, в гости к зиме, мы проведём наблюдения за изменениями в живой и неживой природе в зимнее время года.

a) Работа в парах «Признаки зимы».

Для вас я приготовила карточку с заданием. Работать будете парами.

Задание: найдите и подчеркните признаки зимы.

Самое холодное время года.

Становится теплее.

Солнце находится низко на небосводе.

Идут частые дожди.

Короткие дни и длинные ночи.

Появление раннецветущих растений.

Замерзают почвы и водоёмы .

Прилёт перелётных птиц.

Приходят морозы.

Земля покрывается снежным покровом.

b) Проверка. Слайд

Проверим вашу работу.

c) Народные приметы.

Неживая природа связана с живой природой. И люди издавна наблюдая за явлениями природы, сложили народные приметы. Слайд

А какие народные приметы вы знаете? Поинтересуйтесь у своих родителей.

    Сильно блестят звёзды зимой - к морозу. Воробьи дружно расчирикались - к оттепели. Дым столбом - к морозу. Кошка на печи - к стуже, кошка на полу – к теплу. Первый снег за сорок дней до зимы выпадает. Холодная зима – жаркое лето.

d) Работа с пословицами.

Сколько зимних месяцев? Слайд

О каком месяце идёт речь

Году начало, зиме – середина. (Январь)

Почему так говорят?

А теперь о каком месяце идёт речь?

Год кончает, зиму начинает. (Декабрь)

Говорят: «вьюги да метели под ____________ прилетели». (Февраль)

Кто из вас назовёт по порядку зимние месяцы.

(декабрь, январь, февраль)

e) Работа по учебнику

О явлениях в неживой природе вы узнаете из учебника.

f) Беседа по прочитанному материалу.

Какие же явления в неживой природе происходят зимой?

Разгадаем кроссворд. Слайд

По горизонтали:
1. Обильное выпадение снега называют...(снегопад)

2.Повышение температуры выше нуля градусов в холодное время года. (оттепель)

3.Пушистая снежная бахрома на деревьях и проводах. (изморозь)

По вертикали:

4. Шуба бела - весь свет одела. (Снег)

5.О чём эти пословицы: «Сам не бежит, а стоять не велит», «Без рук, без ног, а рисовать умеет». (мороз)

6. Снегопад при сильном ветре называется… (Метель).

7.Не идётся и не едется, потому что......(Гололедица.)

g) Выборочное чтение.

Назовите ключевое слово в кроссворде. (Гололедица).

Как образуется гололедица? Найдите и прочитайте.

Чем опасна гололедица? Сформулируйте правила безопасного поведения на улице зимой.

5) Живая природа зимой. Жизнь растений зимой.

Все зимние изменения в неживой природе влияют на жизнь живой природы.

На какие 3 группы делятся все растения? (Деревья, кустарники, травы.) Слайд
- Какие бывают деревья? (Лиственные и хвойные.) Слайд
- Как зимуют деревья?

(лиственные сбросили листву, хвойные – стоят зелёные)

Лиственные растения ещё осенью сбросили листья. Но кое-где на их ветках можно наблюдать побуревшие листочки. Особенно много их на дубе. На многих растениях: рябине, клёне, липе, шиповнике - на зиму сохраняются плоды.
Большинство хвойных растений зимует с зелёными листьями.

Как зимуют кустарники и травы?

(кустарники сбрасывают листву, травы желтеют, но не все) Слайд


- Остаются зелёными не только хвойные растения, но и некоторые травянистые растения: земляника, клюква, озимая пшеница.


- Какую роль выполняет снег для этих растений?
(Снег для этих растений - тёплое пуховое одеяло, он укрывает растения и не даёт им замёрзнуть.)

Игра «Узнай дерево». Слайд

Можно ли зимой определить дерево, если оно без листвы?

(по стволу, по плодам, по семенам)

Давайте попробуем узнать деревья.

(клён, ясень, ель, сосна, липа, берёза)

6. Физкультминутка.

Солнце землю греет слабо, (руки вверх и вниз)

По ночам трещит мороз, (руки на пояс, наклоны в стороны)

Во дворе у снежной бабы (руки на пояс, повороты вокруг себя)


Побелел морковный нос. (дети показывают нос)

В речке стала вдруг вода
Неподвижна и тверда, (прыжки на месте)


Вьюга злится, снег кружится, (дети кружатся)


Заметает всё кругом
Белоснежным серебром. (движение руками)

7. Жизнь животных зимой.

О том, как зимуют некоторые звери, мы узнаем из сообщений, подготовленных ребятами.
Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу,
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу. (Белка) Слайд

К зиме белка утепляет своё гнездо, которое ей служит надёжной защитой во время сильных морозов и непогоды. Гнездо своё белка строит в развилках веток или в дуплах деревьев. В морозы, когда очень холодно, белки по лесу не бегают, в гнёзда прячутся. А гнездо беличье называется гайно. Это шар из веток. В нём один или два выхода, а внутри стенки выстланы мхом.
К зиме белочка делает съестные припасы, отбирая самые лучшие плоды, семена. Летом и осенью белка сушит грибы. Бывает, что сотни и даже тысячи грибков белка насушит за лето.

Какие ещё животные делают запасы? (мышь, крот)

За деревьями, кустами
Промелькнуло быстро пламя.
Промелькнуло, пробежало -
Нет ни дыма, ни пожара. (Лиса) Слайд

Охотится лиса в сумерках или ночью за птицами, зайцами, ежами. Подкрадывается к добыче незаметно, неожиданно бросается на неё и хватает острыми зубами. Любит, как кошка, поиграть с добычей. Зимой можно видеть, как лиса нюхает снег. На самом деле по запаху под снегом она выслеживает мышей, быстро роет передними лапками снег и хватает добычу. Уничтожая мышей, лиса приносит пользу. Во время сильных метелей и непогоды она ищет убежище, сворачивается клубком и прикрывается хвостом.
(Просмотр видеосюжета о лисе.)

Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой. (Медведь) Слайд

Прежде, чем лечь в берлогу, медведь путает свои следы, как заяц. Берлогу – яму, выкопанную где – нибудь под корнями дерева, выстилает травой, сухим папоротником ещё до первого снега. Ложится медведь головой к лазу, прикрывает морду лапой и спит. В это время он пищи не употребляет, а живёт за счёт накопленного жира.
Если медведя разбудить, то он выходит из берлоги голодным и в это время бывает очень опасен. Его называют медведь – шатун. (Просмотр видеосюжета о медведе.)

Какие ещё животные проводят зиму как медведь? (ёж)

Есть ещё один зверёк. Узнаете его? (барсук) Слайд

У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода – кора. (Заяц) Слайд

У зайцев задние лапы сильнее передних. Бегает он по рыхлому снегу на своих опушенных лапах легко, как на лыжах. Спит чутко, дремлет в полусне с открытыми глазами, лишь на минуту их закрывая. Во время сильных метелей и снегопадов прячется в неглубоких ямках, в кустах, ложится заяц в ямку со скока, поэтому поблизости не бывает следов.

Физкультминутка для глаз.

Послушайте стихотворение о жизни птиц в зимнем лесу:

Улетели птичьи стаи,

Лес в сугробах до ветвей.

Вот тогда мы и дождались

Наших северных гостей.

Кто там ловко и упорно

Лазит острым клювом вниз? Слайд

Это поползень проворный Слайд

Перед стайкою синиц.

У опушки в старых ёлках

От зари и до зари Слайд

Разговор ведут чечётки, Слайд

Громко вторят снегири.

Пёстрый дятел крикнет громко, Слайд

Разогнав лесную тишь,

А на вырубках, на липах, Слайд

Отзовётся бойкий чиж .

Я б могла ещё так много

Про лесных сказать певцов,

Как средь стужи и морозов Слайд

Вывел клёст своих птенцов.

Как с утра и до заката Слайд

На репьях гостят щеглы,

И торопятся куда-то Слайд

Ярко-красные щуры.

Игра «Кто лишний?» Слайд

Так какие же птицы прилетают зимовать с севера? Назовите их.

(снегири, свиристели....)

Назовите лишнюю птицу. (Дятел) Слайд

Оставшиеся птицы относятся к кочующим птицам.

Кочующие птицы прилетают зимовать к нам в поисках пищи.

А какие птицы остаются зимовать в наших краях? Слайд

(сороки, вороны, воробьи)

Их называют зимующие птицы.

Как ты можешь помочь птицам перенести трудное время? Слайд

(сделать кормушку, приносить корм, подвесить кусочек сала для синиц)

А может ли человек помочь диким животным зимой?

Профессия этого человека - егерь. Он помогает диким животным. Слайд

Для лосей – устраивает кормушки с сеном.

Для зайцев– запасает веники с молодой листвой, сухие ветки рябины.

Для кабанов оставляет корнеплоды: свёклу, репу.

Чтобы помочь рыбам зимой, человек во льду делает лунки.

8. Домашнее задание.

На странице учебника прочитаете рассказы о животных и приготовите пересказ.

9. Итог урока.

Игра «Распределите животных по группам».

Дополнительный материал.

Игра «Хлопки».
- Хлопните в ладоши, если услышите зимние явления природы.


Листопад, гроза, снегопад , дождь, метель , мороз , цветение яблонь,
прилёт перелётных птиц, оттепель , гололедица .

Это интересно!

    Мыши – основной корм лисы зимой. Чтобы быть сытой, она должна съесть за день до 20 мышей. Обычно каждая белочка имеет несколько гнёзд (иногда до 30) в разных местах. Белка не всегда находит свои запасы, и ей приходится питаться семенами хвойных растений. Чтобы насытиться, ей надо за день съесть семена из 28 шишек ели или 380 шишек сосны. В семенах ели намного больше жира, чем в семенах сосны, поэтому они намного питательнее. Лось за день должен съесть 9-10 кг корма, а при сильных морозах до 20 кг.

Урок познания мира в 1 классе

Тема: Зимние изменения в живой и неживой природе. Труд людей зимой.

Цели:

    систематизировать и обобщить знания детей о природных связях,

    провести наблюдения над зимними изменениями в природе,

    дать представления о том, как зимуют звери, насекомые птицы;

    дать представление о труде людей зимой;

    вести разъяснительную работу по воспитанию бережного отношения к природе, необходимости охранять птиц и зверей.

Ход урока. Слайд №1

1. Организация на урок.

Учитель. О чём будем говорить, узнаете, отгадав загадку.

Снег на полях
Лед на реках,
Вьюга гуляет.
Когда это бывает?

Дети. Зимой. Слайд №2

Учитель . Мы сегодня поговорим о приметах зимы, об изменениях в живой и неживой природе с её приходом, взаимосвязи живой и неживой природы. Слайд № 2 (4 клика)

2) Игра «Приметы зимы». Слайд № 2 (5-й клик)

У вас на столе карточки. Расскажите друг другу, что вы знаете о зимних приметах.

Солнце ______, небо _______, осадки ______, погода ______, реки и озера _________.

3) Неживая природа зимой.

Учитель. Зима – самое холодное время года. Солнце занимает самое низкое положение на небосклоне. Устанавливаются короткие дни и длинные ночи. Замерзает почва и водоёмы. Приходят морозы. Земля покрывается снежным покровом. В это время года мы наблюдаем туман, иней, снегопад, лёд, гололёд, изморозь, вьюгу. Какие знаете зимние месяцы?

Дети. Декабрь, январь, февраль. Слайд № 3 (+)

Ученик 1. Декабрь ещё называют студень, студный, стужайло. Декабрь – это полночь года, месяц долгих ночей и морозных узоров на окнах. Декабрь год кончает, а зиму начинает.

Ученик 2. Слайд № 4 (+) Январь просинец, перелом зимы, перезимье. Самый холодный и ветреный месяц в году. Январь – году начало, зиме – середка.

Ученик 3. Слайд № 5 (+) Февраль – снежень, бокогрей, лютый. Месяц снегопадов, злых вьюг и первого тёплого солнышка. Февраль – месяц лютый: спрашивает, как обутый.

4). Живая природа зимой.

Учитель. А сейчас мы с вами рассмотрим, как отразился приход зимы на жизни растений и животных. Зима – это период покоя в жизни растений, зимой мы не видим живых листьев, цветов, распускающихся почек. Но и зимой в растительном мире можно увидеть много интересного. В течение многих и многих тысячелетий растения испытывали на себе влияние зимы и холода. И растения так привыкли к зиме, что она стала для их развития необходимой. Зимой происходит «дозревание» почек. В конце зимы под снеговым покровом начинают расти молодые ростки некоторых трав.

Сможем определить дерево, если оно без листвы?

Игра «Угадай дерево» Слайды № 6, 7, 8, 9

2) Беседа о животных зимой.

Учитель . Белым ровным слоем покрыл снег землю. Поле и лесные поляны теперь – как гладкие чистые страницы какой-то гигантской книги. И кто пройдёт по ним, всяк распишется «Здесь был такой-то». Днём идет снег. Кончится – страницы чистые. Утром придёшь – белые страницы покрыты множеством таинственных знаков, чёрточек, знаков, точек, запятых. Значит, ночью тут были разные лесные жители: ходили, прыгали, что-то делали. Кто был? Что делал?

Прыг-скок, трусишка! Хвост коротышка, уши вдоль спинки, Глаза с косинкой, одежда - в два цвета: на зиму и лето.

Дети. Заяц. Слайд № 10

Учитель. На снегу появились первые следы. Чем питается зимой заяц? Как меняется окраска?

Ученик 1 . Зайцы питаются веточками осины, берёзы, орешника. Едят и сухую траву, сено. Иногда зайцы наведываются в сады, где обгрызают стволы плодовых деревьев. От хищника зайца спасают ноги. Широкие лапы, обросшие к зиме шерстью, не позволяют ему провалиться в снег. Когда заяц убегает от хищников, он заносит задние ноги за передние. Поэтому большие отпечатки получаются впереди, а маленькие сзади.

Учитель. Ещё один зверёк оставил следы на снегу.

Зверька узнаем мы с тобой По двум таким приметам: Он в шубке серенькой зимой, А в рыжей шубке – летом

Дети. Белка. Слайд № 11

Ученик 2 . Гнездо у белки в дупле или прямо на веточках, ближе к стволу. Внутри своё жилище зверёк выстилает травинками, листьями и шерстью. В таком гнезде обычно один или два входа, которые в сильные морозы белка затыкает мягким лишайником или хвостом. Летом и осенью запасает орехи, шишки, грибы.

Учитель .

Всех зверей она хитрей,
Шубка рыжая на ней.
Пышный хвост её краса,
А зовут её ……

Дети. Лиса. Слайд № 12

Ученик 3. Охотится лиса в сумерках или ночью за птицами, зайцами, ежами. Подкрадывается к добыче незаметно, неожиданно бросается на неё и хватает острыми зубами. Главная пища лисы – мелкие грызуны: мыши и полёвки. Мышиный писк лиса слышит за 100 метров. От непогоды и врагов прячется в норе.

Учитель. Ходит, бродит злой разбойник. Без дубинки и ножа. Все в лесу его боятся, Кроме дядюшки – ежа.

Дети. Волк. Слайд № 13

Ученик 5. Хищный, крупный зверь. Питается мясом других животных. Умён, имеет хорошее зрение, слух. Зимой волки собираются в стаи, потому что легче передвигаться и охотиться. Зимой голод делает волка более смелым, он заходит по ночам в деревни, режет и уносит домашних животных. Человека волк боится, но зимой может напасть на него. В небольших количествах волки полезны, так как они догоняют и убивают старых, слабых и больных животных, которые бы заразили остальных. Волка называют санитаром леса.

Учитель. По веткам прыгает белка, бегают по снегу лиса и волк. А где же эти животные?

Он всю зиму в шубе спал, Лапу бурую сосал, А проснувшись, стал реветь, Этот зверь лесной ….

Дети. Медведь. Слайд № 14

Ученик 6. Всё лето и осень медведь ест, накапливая подкожный жир. Потом выкапывает берлогу где-нибудь под корнями дерева, выстилает травой, сухим папоротником. Ложится медведь головой к лазу, прикрывает морду лапой и спит. Говорят, что медведи в берлоге лапу сосут. На самом деле со ступней медведя сходит старая сухая кожа, а молодая нежная нуждается в согревании. Поэтому медведь и облизывает подошвы горячим языком. Вот и кажется, что он сосёт лапу.

Учитель. В стране лесной живёт портной, Не сшил одёжки ни одной. А в чём секрет? Каков ответ? Иголки есть, А ниток нет.

Дети. Ёж. Слайд № 15

Ученик 7. На зиму ёж сворачивается клубком в логове, утеплённом мхом, листьями и травой, и спит более 6 месяцев. Всё это время он не ест и не двигается.

3). Игра «Дополни предложение». Слайд № 16

Трусливый, как… Колючий, как…. Злой, как…Ловкий, как ….. Хитрый, как ……..

(Дети дополняют предложения.)

4) Игра «Выбери животное».

Учитель. Выбери животных, которых можно встретить зимой: муравей, медведь, лиса, лягушка, белка, ёж, заяц, куница, уж, лось, бабочка.

Дети хлопками показывают, каких животных можно встретить в лесу.

5). Беседа о птицах.

Учитель. Не только звери, но и птицы оставили следы на нашей полянке.

Зимой на ветках яблоки! Скорей их собери! И вдруг вспорхнули яблоки, Ведь это …. Слайд № 17

Маленький мальчишка
В сером армячишке
По дворам шныряет,
Крохи собирает.
По полям ночует, коноплю ворует. Слайд № 18

Трещала с самого утра:
Пор-р-ра! Пор-р-ра!
А что пора?
Такая всем морока,
Когда трещит…… Слайд № 19

В лесу под щебет, звон и свист
Стучит лесной телеграфист.
«Здорово, дрозд-приятель»
И ставит подпись…. Слайд № 20

В лесу ночном кукует птица.
Она позвать себя боится.
Ку-ку… ку-ку не спит опушка
А птицу эту звать …… Слайд № 21

(Ответы: снегири, воробей, сорока, дятел, кукушка).

Физминутка Слайд № 22

Шагаем по дорожке,

Затем по скользкому льду,

По мосточку,

Перепрыгиваем через овражек,

Заходим в парк и идём по снежочку.

А в парке деревья большие, высокие.

Посмотрите как здесь красиво,

Воздух чистый, свежий.

Давайте глубоко вздохнём, выдохнем

И ещё раз вздохнём и выдохнем.

А теперь отправляемся назад:

Идём по снежочку,

Прыгаем через овражек,

Затем по мосточку,

По скользкому льду

И шагаем по дорожке

Вот мы и дома.

Шагают

Скользят по полу

Ударяют по коленям

Подпрыгивают

Потирают ладошку об ладошку

Поднимают руки вверх и покачиваются влево, вправо.

Глубокий вздох и

выдох

Потирают ладошку об ладошку

Подпрыгивают

Ударяют по коленям

Скользят по полу

Шагают

Учитель. И у людей зимой много дел. Чем они занимаются зимой? Кому и как могут помочь? Слайд № 23

Ребята, почтальон Печкин принес нам несколько телеграмм. Давайте их прочитаем.

Телеграмма 1 . Прислали телеграмму птицы. Слайд № 24

«Горе нам, настоящее горе! Ведь ни зернышка нет у нас и от холода нет обороны…»

Как помочь птицам? (сделать кормушки) Слайд № 25

Покормите птиц зимой! Пусть со всех концов к вам слетятся, как домой, стайки на крыльцо. Сколько гибнет их – не счесть, видеть тяжело. А ведь в нашем сердце есть и для них тепло. Приучите птиц в мороз к своему окну, чтоб без песен не пришлось вам встречать весну!

Телеграмма 2. Слайд № 26

Когда выпал на землю снег, такой чистый и белый, кругом сразу стало светлее. Поле и луг сделались чистыми и ровными. На полях перестали зябнуть озимые хлеба – теперь им тепло и спокойно под снежным покровом. Они говорили «Спасибо!» снегу, потому что листочки их отогрелись и не дрожали от ветра и холода. Но вот подул сильный ветер. Он унес снежное покрывало, оголил землю. Озимые хлеба просят: «Люди, помогите нам! Мы мёрзнем!»

Как помочь растениям? (Снегозадержание на полях) Слайд № 27

- Слайд № 28. – Почему так говорят6 «Много снега – много хлеба»?

Работа по учебнику.

А как еще трудятся люди зимой в сельской местности, узнаем из учебника. С. 54.

Кто такие агрономы, трактористы, животноводы? Выберите из правого столбика, какую работу они выполняют, соедините линиями. Проверим по слайду. Слайд № 29, 30, 31

А какую работу должны делать люди в городе? Слайд № 32

Итог . Что нового узнали на уроке? Как трудятся люди зимой? Слайд № 33

Рефлексия. Если урок вам понравился, вы справились со всеми трудностями и всё поняли, прикрепите веселый смайлик на солнышко. Если вам на уроке было неинтересно, что то не получилось, прикрепите грустный смайлик на тучку.

Солнце ______,

небо _______,

осадки ______,

погода ______,

реки и озера _____.

Солнце ______,

небо _______,

осадки ______,

погода ______,

реки и озера _____.

Солнце ______,

небо _______,

осадки ______,

погода ______,

реки и озера _____.

Солнце ______,

небо _______,

осадки ______,

погода ______,

реки и озера _____.

Солнце ______,

небо _______,

осадки ______,

погода ______,

реки и озера _____.

Солнце ______,

небо _______,

осадки ______,

погода ______,

реки и озера _____.