Нарисовать вышитое полотенце по мотивам народной вышивки. «образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки. I. Организационный момент

02.02.2021 Новый год

Красивое и яркое полотенце уже само по себе является оригинальным предметом в доме. Но иногда хочется выразить свою индивидуальность или преподнести полезный подарок близкому и дорогому человеку. В этом случае это будет слишком уж обыденным презентом. Но выход есть - вышивка на полотенце сделает вещь более оригинальной и не такой привычной.

Полотенца с вышивкой для крещения

Крыжма (именно так называют крестильные полотенца) играет особую роль при совершении таинства крещения. Они обладают силой оберега и несут ее в себе на протяжении всего жизненного пути человека.

Вышивка в виде имени ребенка, нанесенная на полотенце, усиливает действие оберега. Оригинально будет выглядеть крыжма, дополненная вышитой датой крещения малыша. Выполняя работу, нужно придерживаться следующих правил:

Вышивка крестом на полотенце: схемы и необходимые материалы

При желании всегда можно обновить свою ванную комнату или кухню. Наполнить свой дом уютом возможно, используя вышитые полотенца, изготовленные своими руками.

Наиболее простой способ сделать это - приобрести в магазине для творчества готовый набор для вышивки. Однако можно выполнить отдельный узор на канве, а после уже пришить его на полотно. В результате получится прекрасная вышивка на вафельном полотенце или на махровом, все зависит лишь от вашей фантазии.

Работа по вышиванию миниатюр не займет слишком много времени, а справиться с ней сможет даже начинающая рукодельница. Для работы необходимо подготовить такие материалы и инструменты:

  • цветную схему для вышивки крестом;
  • нити мулине (они должны быть качественные с устойчивым окрасом);
  • канву;
  • пяльцы и иголку;
  • швейные нити в цвет канве;
  • маркер водорастворимый для разметки;
  • полотенце.

Инструкция по выполнению работы

Приступая к работе, первым делом необходимо подготовить материалы (прогладить канву и сделать разметку 10 на 10 клеток с помощью маркера). Далее канву натягивают на пяльцы и начинают работу. Чтобы вышивка выглядела аккуратно, все стежки должны идти в одном направлении. Сначала ряд проходят стежками «полукрест» в направлении слева направо. Затем необходимо вернуться назад, выполнив такой же «полукрест» в другую сторону. При желании вышивку можно сделать более объемной, для этого необходимо использовать толстые нити или сложить мулине несколько раз.

Когда работа будет закончена, канву снимают с пялец, стирают в мыльной воде, чтобы убрать разметку маркером, и проглаживают утюгом через ткань на не слишком высокой температуре. В завершение кончики канвы подворачивают на изнаночную сторону и пришивают к полотенцу вручную потайным швом.

Вышивка на махровом полотенце

Выбирая для такой работы махровое полотенце, нужно понимать, что вышивать на нем достаточно сложно. Ткань сама по себе не очень простая, у нее не гладкая поверхность, и перенести на нее эскиз будет проблематично.

На сегодняшний день для подобной работы чаще всего применяют швейную машинку. Хотя, если постараться, приложить время и усилия, то красивая вышивка на полотенце своими руками также может быть выполнена, при этом результат будет выглядеть потрясающе.

Поскольку махровое полотенце обладает ворсистой структурой, лучше всего на нем вышивать гладью. Вышитые элементы в любом случае будут отличаться по своей фактуре, поэтому лучше всего выделить их контрастными нитями.

Приступая к выполнению работы, первым делом необходимо подобрать подходящий узор - это могут быть инициалы, надпись или просто красивый рисунок. В любом случае размеры выбранного узора должны соответствовать размерам самого полотенца.

Поскольку на махровые ткани узоры наносятся проблематично, то лучше всего в качестве основы выбрать фетр. Благодаря этому вышивка на полотенце станет более объемной и выпуклой. При использовании фетра узор получится сделать более заметным.

Эскиз необходимо вырезать и приметать к выбранной части полотенца обычными стежками. После этого выполняют (вручную или на машинке). По сути, техника вышивки не имеет значения - это могут быть прямые или косые стежки. Нужно обращать внимание на то, чтобы края эскиза не виднелись снаружи. Более на полотенце будет смотреться, если выполнить ее гладью с настилом.

Постаравшись и приложив немного усилий, можно изготовить оригинальное полотенце с вышивкой, которое станет одной из любимых вещей или прекрасным подарком.

Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки.

Учитель ИЗО, черчения и МХК

МБОУ СОШ №87 г. Хабаровск

Маркевич Юлия Юрьевна


Особенности русской народной вышивки:

  • Природный характер
  • Условность и символичность
  • Вариативность образов
  • Силуэтный узор (линия-шов)
  • Преобладание красного цвета

Анализ рисунков на раздаточном материале

Какие мотивы преобладают в русской народной вышивке? Природные, но не копии, а декоративные

Какова точность передачи образов в вышивке? – тела угловатые, кисти рук огромные, головы странной формы,

Обратите внимание, как линия – шов очерчивает жесткой ломаной линией выразительные контуры древних образов. Поверхности фигур украшены шахматным рисунком, широкими и узкими цветными полосами.

Швы – узоры дерзко дробят поверхность на ряды орнаментов, превращая её в нарядное узорочье.

Какой цвет преобладает в русской народной вышивке?

Красный цвет – цвет солнца, огня, жизни, красоты, олицетворял мужское начало

Белый цвет (фон – «земля») – символ света, чистоты, всевозможного блага

Вышивать начинали с первыми весенними лучами солнца, когда ещё оставалось время до начала полевых работ


Способы вышивки:

Крестиком Гладью


Какие древние символы изображают на фрагментах полотенец?

Птицы

Птицы

Древо жизни

Знаки земли

Знаки воды


Птицы

Древо жизни






Элементы полотенца:

Ленточный орнамент

Центральный узор

Ленточный орнамент – это узор, декоративные элементы которого создают ритмический ряд с открытым двусторонним движением, вписывающимся в ленту.

Центральный узор – это узор декоративные элементы которого сгруппированы так, что создают замкнутость композиции.

Кружево


  • Выполнить эскиз вышитого полотенца по мотивам народной вышивки.

Рефлексия:

Отлично, я все понял и мне было интересно

Хорошо, но я немного не понял и были небольшие трудности

Мне было неинтересно на уроке, я очень устал


  • НАЙТИ ИЗОБРАЖЕНИЯ ЖЕНЩИН И МУЖЧИН В НАРОДНЫХ КОСТЮМАХ, А ТАКЖЕ ОТДЕЛЬНЫЕ ДЕТАЛИ КОСТЮМОВ НА ОТКРЫТКАХ, ФОТОГРАФИЯХ, В ИЛЛЮСТРАЦИЯХ К ДЕТСКИМ КНИГАМ.

Со словом "вышивка" обычно связано представление о вещах, снисходительно именуемых "дамским рукоделием". Действительно, этим древним искусством на Руси издавна занимались женщины всех социальных слоев. Но не они одни. К концу XIX века, когда во многих областях образовались вышивальные промыслы, чьи изделия выполнялись для продажи на потребу городским жителям, гоголевский губернатор был далеко не единственным мужчиной, занимавшимся вышиванием. В 1914 году, для демонстрации этого искусства за рубежом, в Берлин был послан Александр Васильевич Кондратов, крестьянин из деревни Старое Рахино Крестецкого уезда Новгородской губернии, прославленного и поныне района шитья.

Вышивка была едва ли не самым развитым и распространенным видом русского народного искусства. Для нее не нужны были сложные приспособления, а холст, нитки и игла были в каждом доме. В свободное от полевых работ время, особенно в долгие зимние дни, крестьянки садились за пяльцы и расшивали полотенца, скатерти, рубахи, передники, края простыней - подзоры. В узорах воплощали они свои представления о жизни, природе, людях, мечты о лучшей доле.

Но искусство шитья заключалось не только в орнаменте. Гладкий кусок полотна превращался в узорчатую поверхность, изукрашенную мелкими швами-узорами. Любой из многочисленных способов вышивки придавал ткани узорное строение и своеобразную фактуру. В одних случаях шитье исполнялось по счету нитей основы нанесением узора непосредственно на ткань. В других - часть нитей выдергивалась, перевивалась в сетку, и вышивку исполняли по этой сетке, как по канве, способом перевити или настилания узора. Шитье рассчитано на близкое рассматривание мелкоузорных разработок и заполнений деталей орнамента. Это искусство требовало внимания и усидчивости, в него вкладывалось немало народного терпения и трудолюбия.

Коллекция вышивки в Русском музее насчитывает почти десять тысяч произведений. Разными путями попали они в собрание. Народная вышивка редко служила предметом увлечения частных собирателей. Большинство произведений переместилось в фонды музея прямо из деревенских изб, где их использовали в быту или бережно хранили в сундуках в память о матери или как часть приданого. Так дождались они сотрудников научных экспедиций, которые ежегодно изучают народное искусство на местах, пополняют музеи новыми экспонатами, собирают о них важные и редко доступные в других условиях фактические сведения.

Последовательную историю развития русской вышивки представить себе невозможно: слишком отрывочны и неполны ее сохранившиеся страницы.

Древнейшие вышивки X-XIV веков известны только по мелким обрывкам, которые находят в земле археологи. По ним трудно судить о первоначальном виде произведений. К тому же они исполнены шелком и золотными нитями и найдены в знатных погребениях.

До недавнего времени народные вышивки ранее XVIII века не были известны. Случай помог открыть два уникальных произведения шитья средневековья.

В 1957 году в Русский музей поступила икона, доски которой с тыльной стороны были оклеены рваной тряпкой. Приглядевшись, на ней можно было увидеть интересный узор: среди геометрических фигур, заполняющих основное поле ткани, стояли олени, а в узкой кайме, обрамляющей середину, чередовались человеческая фигура и зверь на задних лапах по сторонам дерева.

Несколько лет спустя похожая вышивка была обнаружена под живописью другой иконы. Старая вышитая скатерть была использована в качестве паволоки иконы - ткани, наклеиваемой на доски перед нанесением на них грунта. Представить себе ее орнамент удалось лишь с помощью рентгенограмм, снятых по частям со всей поверхности иконы. Здесь также внутри крупных клеток, заполняющих все поле ткани, расположились олени, лоси, звери и птицы; а в кайме - олени, стремительно бегущие по лесу. Обе найденные вышивки оказались очень похожими по орнаменту, приемам и материалам шитья, по стилистическим особенностям и характеру изображений. Они вышиты белыми нитями по тонкому льняному полотну двусторонним швом, дающим одинаковый узор с лица и с изнанки. Изображения оленей, зверей и птиц очень условны. Без лишних деталей, одними прямыми вертикальными, горизонтальными и диагональными линиями переданы особенности облика каждого. Они вполне узнаваемы, хотя намеренно геометризованы и превращены в своего рода орнаментальный знак. Линии рисунка обеих вышивок взаимозависимы и строго параллельны. Все детали связаны в единую композицию удивительным ритмом чередования фигур, соотношений фона и узора, его рельефных плотных и тонких линейных частей.

Датировка икон, техника шитья, характерная для этого времени, и особая осмысленность узоров позволяют отнести эти уникальные вышивки к рубежу XV и XVI веков. Орнамент найденных вышивок - не обычное украшение предметов. Лаконичная выразительность и важная роль изображений оленей, птиц, зверей придают ему особый смысл. Это своеобразные поэтические рассказы о северной природе и обитателях северных лесов, выраженные условным языком декоративного искусства. Одну из этих редчайших находок можно видеть в экспозиции Русского музея. Другая так и осталась сокрытой живописью XVI века.

К числу старинных произведений шитья относятся северные подзоры - белые узкие края простыней, на которых длинными фризами развертываются сказочные сцены. Изображения фантастических зданий, двуглавых орлов, единорогов, морских чудовищ соседствуют здесь с летящими птицами, длиннохвостыми павами и дамами в нарядных платьях, подбоченившимися в пляске или выглядывающими из окошек. Подлинное и сказочное переплетается в сплошном калейдоскопе образов, изобразительная конкретность которых сочетается с декоративной орнаментальностью. Фигуры плоскостны, их плавные контуры и плотная расшитая поверхность противопоставляются ажурному фону - мелкой квадратной сетке, по которой исполнена вся вышивка. Каждая деталь расшита тончайшими узорами, разнообразными по рисунку и строению. Эта изощренная техника вносит светотеневую игру и цветовые оттенки в белую на белом фоне вышивку.

Подзоры - подлинные детища своего времени. По изысканности и мастерству их можно сравнить с произведениями холмогорской резной кости второй половины XVIII века. И в тех, и в других народные мастера по-своему восприняли и отразили большие стили архитектуры и прикладного искусства того времени - барокко и рококо.

Особое место среди вышитых предметов принадлежит свадебным головным уборам. Они были самой драгоценной деталью народного костюма и часто служили не одному женскому поколению крестьянской семьи. И украшали их золотным шитьем или низанием жемчугом, подражая пышному великолепию княжеских одежд.

Почти в каждой области головные уборы отличались по форме. Точно короны, увенчивали девичьи головы венцы, бытовавшие в Новгородской губернии. Изгибы шнура, унизанного небольшими зернами речного жемчуга, рождают образ стебля с пышными травами и цветами.

В Тверском крае женщины носили высокий цилиндрический узор с ушками, расшитый по красному бархату золото-серебряными нитями. Густой узор почти не оставлял просветов фона. Здесь среди листьев расположились изображения двуглавых орлов и остроносых птиц. И жемчужный, и золотошвейный орнаменты исполнялись строго по форме убора, выявляя ее своеобразную красоту.

Головной убор являлся завершением многопредметного ансамбля народного костюма.

В костюме вышивка нередко сопровождалась ткачеством, набойкой и кружевом, а в Коротоякском уезде Воронежской губернии, наоборот, замещала собой все другие способы украшения одежды. Свадебный костюм здешних женщин - поразительное сочетание контрастов: строгого черного шитья на белом фоне оплечья рубахи и почти сплошь расшитой красно-оранжевой с яркими цветными вставками юбки-паневы; миниатюрного характера узора и его соединений в крупные плоскости орнамента; богатства вариантов, составляющих орнамент геометрических фигур и простоты и малочисленности исходных мотивов - полос, ромбов, клеток. И геометрический орнамент, и техника шитья "набором" подражают узорному ткачеству, гладкому ковровому характеру его фактуры.

Подавляющее большинство сохранившихся произведений русской народной вышивки датируется XIX - началом XX века. Однако сами узоры и составляющие их мотивы орнамента древнее вещей, на которых они вышиты.

Веками складывались богатства народного орнамента. Из этой огромной сокровищницы ничто не исчезало.

Изнашивались вышитые вещи, но старые узоры повторялись, перефразировались, видоизменялись, к ним добавлялись новые мотивы, а все вместе они соединялись в орнаментальных композициях, в которых со временем образовались сложные напластования тем, образов и сюжетов различного происхождения.

Почти все исторические эпохи оставили след в вышитых узорах. Когда-то, в первобытные времена, человек выражал свои понятия о мире услоdными знаками. Прямая горизонтальная линия означала землю, волнистая - воду; крестом изображали огонь; ромб, круг или квадрат символизировали небесный огонь - солнце. С течением времени изначальный смысл этих фигур изменился, а потом и вовсе изгладился в памяти поколений. Но эти древнейшие мотивы навсегда вошли во многие орнаменты народной вышивки.

Цепь ромбов на конце полотенца из деревни Бычки бывшего Дмитровского уезда Орловской губернии обрела новый художественный смысл. Исполнившая его в начале 1900-х годов мастерица и не подозревала о древнейшем смысле вышитых ею фигур. Она повторила их традиционный рисунок, но дала ему свое собственное художественное решение. В правильные очертания ромба вписан так называемый городчатый ромб - с отростками. Чередование целых фигур с их сдвоенными половинами в промежутках придает узору равномерный ритм. Орнамент вышит "по перевити" цветной шерстью. Ворсистые толстые нити, перевивая сетку, образуют плотные мелкие ячейки фона и более крупные - узора. Резко выделяются на красном фоне белые контуры ромбов. Горящие огоньками яркие ромбики в углах крупных оживляют орнамент нарядным многоцветием.

Особую группу составляют узоры русских вышивок, в которых известный археолог В. А. Городцов открыл целый пантеон древних славянских божеств. Изображения дерева с раскидистыми ветвями, человеческой фигуры с поднятыми руками, держащей поводья коней со всадниками или птиц, часто повторяются на полотенцах, подзорах, женских рубахах. Во времена славян-язычников эти образы олицетворяли силы природы - Солнце, Мать сыру-землю и подвластные ей стихии. Впоследствии содержание их также забылось, но народная традиция веками хранила в орнаменте крестьянских вышивок. Они всегда исполнены красными нитями по белому полотну двусторонним швом. Тонкие линии обрисовывают контуры фигур, заполняют их плоскости. Они неизменно легки, изящны и динамичны. Фигуры отвлеченны и геометризованы: головы - ромбы, крючья - руки, угловатые тела придают им символичность.

Из этой группы вышивок одни в большей мере донесли до нас древнюю иконографию. В таких случаях композиция ограничена тремя лаконичными фигурами, главной - в центре и подчиненными ей - по сторонам. В других произведениях традиционный сюжет нарушен, составлявшие связанную композицию образы обрели самостоятельную жизнь и новый смысл, превратившись то в ряд скачущих среди деревьев всадников, то в хоровод женщин в расшитых передниках с цветами-розетками в поднятых руках. От этих вышивок веет таинственной и манящей силой далекой полузабытой сказки.

В собрании Русского музея представлены все типы предметов, которые украшали вышивкой. Больше всего среди них полотенец. Обрядовая роль полотенец в народном быту была многозначной. Их вешали на ветвях священных деревьев, украшали красный угол избы и иконы; десятки вышитых полотенец готовили к свадьбе; на полотенце опускали в могилу гроб и принимали родившегося ребенка. И орнаменты на них вышивали традиционные, обусловленные обрядом.

На свадебных полотенцах часто изображались две птицы по сторонам куста. Они символизировали любовь, пожелание добра и счастья молодым. Такие птицы-павы с пышными хвостами, хохолками на головах и длинными клювами вышиты на концах полотенца из деревни Инема Петрозаводского уезда Олонецкой губернии. Их обрамляют два ряда маленьких птичек, обращенных друг к другу. Такое многократное повторение изображения птицы было своеобразным художественным приемом, подобным повторам в устном народном творчестве. Оно усиливало содержание образа, подчеркивало его особый смысл. Не случаен и красный цвет вышивки. Когда-то, в давние времена, он также был символом солнечного света и тепла, знаком добра и красоты.

Вышивкой занимались повсюду. И почти в каждом районе она обладала местным своеобразием, которое проявлялось в излюбленных узорах, особенностях техники, цвета, общем характере шитья. Сравним для примера олонецкую вышивку с подобным узором из Костромской губернии. На олонецком полотенце птицы застыли в торжественных позах, словно исполненные понимания важности свадебного обряда. Шитье "набором" - сочетанием двусторонней техники и односторонних фигурных заполнений деталей - подчеркивает классическую ясность и строгость орнамента, безупречный вкус и мастерство автора.

Подобная тема на конце полотенца из Костромской губернии выглядит совсем по-другому. И дело здесь не в том, что пышный куст разросся и занял все пространство холста, а две пары птиц примостились под его сказочными ветвями. Иной характер костромской вышивки - более земной, простодушный, с живыми позами смешных глазастых птиц на длинных лапах и двуглавым орлом, превратившимся в цветок. В отличие от северной суровости и строгости костромское шитье пронизано беззаботной радостью бытия. Этому ощущению немало способствует техника тамбура - швом-косичкой, позволявшая вести узор произвольно, независимо от нитей строения ткани, а также яркие, жизнерадостные краски цветной шерсти, которой исполнена вышивка. Среди тугих спиралей и розеток цветов разбросаны буквы надписи. Это редкий для народного искусства автограф мастерицы: "Шила Авдотия Федоровна Толстова Кого люблю того и дарю оузоры".

Существовали и местные любимые темы орнамента. Они повторялись во множестве вариантов в пределах общепринятого местного типа. В Каргопольском уезде Олонецкой губернии часто вышивали изображение барса. Большой зверь с поднятой лапой и оскаленной пастью заполнил собой весь конец полотенца. Но мастера интересовало не столько само изображение, сколько возможность изукрасить его. Поверхность фигуры представляет собой своеобразную мозаику из мелких разноцветных клеточек, шашек, угольников, вышитых желтой, красной, оранжевой, белой, серой шерстью.

Однако орнамент вышивки жил не только образами прошлого. Наряду с измененными и обновленными древними мотивами, в шитье XIX- XX веков находили отражение реальные события и современные темы. Особенный интерес проявляли народные мастера к бытовому жанру, изображая хорошо знакомую крестьянскую жизнь, а также диковинную барскую. На конце полотенца из Костромской губернии вышита сцена гулянья дам и военных. Безвестный автор этого уникального произведения сумел сочетать повествовательный рассказ с орнаментальной формой. Со свойственной народному мастеру острой наблюдательностью переданы типаж, костюмы, даже особенности лиц персонажей, изображенных с легкой иронией. Способ шитья так называемым "верхошвом" с размашистыми стежками цветной шерсти внутри тамбурного контура создает впечатление живописности, красочности сцены. Но реальные устремления не нарушают декоративных принципов вышивки. В чередовании мужских и женских фигур, в равных промежутках фона между ними, в продуманной системе цветовых пятен, соотношении ярких женских платьев и черных мужских мундиров - во всем этом заключен определенный ритм. Как ни занимателен сюжет вышивки, он выражен средствами орнаментального искусства.

Воле народного мастера подчинялось все: любую тему он обращал в орнаментальный мотив, видоизменяя изображение, упрощая, деформируя в соответствии с техникой и природой шитья.

На переднике из деревни Нижний Посад Одоевского уезда Тульской губернии орнаментальной темой стали церковные здания. Они утратили массивность и объемы, но сохранили выразительные очертания главного фасада, ставшие повторяющимся элементом узора. А на подзоре из Никольского уезда Вологодской губернии орнаментальным фризом чередуется два типа крестьянских домов. Это своего рода пейзаж северной русской деревни с выстроившимися в ряд избами. Словно одним росчерком они "обрисованы" по кумачу тонкой линией белого тамбурного шва. Любовно переданы детали архитектуры: ряды окошек, узорные торцы кровли, светелка, характерные свесы причелин и конька. Между избами круги-солнца с ветвями-лучами равномерным повтором дополняют орнаментальную картину.

Русская крестьянская вышивка очень многообразна. Каждое произведение неповторимо и оригинально. В нем запечатлено искусство создателя и художественный опыт многих поколений.

страница 1

Тема урока: Эскиз орнамента вышивки на полотенце.

Тип урока : комбинированный

Цель урока : Знакомство с символическим значением полотенца.

Задачи:

Познакомить учащихся с символическим значением полотенца, мотивами орнамента на нем.

Развитие образного мышления, художественного вкуса, творческой активности, самостоятельности.

Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру и искусству, к национальным традициям.

Оснащение урока : Мультимедийный проектор, компьютер, магнитная доска, иллюстрации с изображением вышитых изделий, таблицы с изображением знаков символов, рисунки вышивок, вышитые работы, презентация в формате PowerPoint (Приложение 1).

У ученика: бумага, фломастеры, краски, кисти, белая бумага, ножницы.

Ход урока:

Организационный момент:


  1. Приветствие.

  2. Проверка готовности к уроку.

  3. Проверить отсутствующих в классе.

  4. Сообщение темы и целей урока.
Основная часть:

  1. Беседа о символическом значении вышивки и полотенца в жизни русского человека.



  2. Подведение итогов, выставка работ.
Искусство вышивки на Руси известно с глубокой древности. Все, что окружало человека в каждодневном быту, было заботливо украшено трудолюбивыми крестьянскими руками.

С древнейших времен почитали на Руси умение создавать на ткани дивные шитые узоры. Занимались этим искусством на протяжении многих веков женщины любого возраста и сословия.

Но самое большое распространение вышивка в русской деревни, где разнообразные узоры были самым главным украшением одежды и предметов быта.

Учиться вышивать девочки начинали с 7-8 лет и уже с детства готовили себе приданое.

Из поколения в поколение передавались узоры и приемы мастерства, и художественные особенности древних вышивок. Каждая из вышивальщиц дополняла полученные сведения чем-то своим. Но традиция при этом не разрушалась.

Полотенце играло в народной жизни важную роль. Полотенце всегда было очень сильным оберегом, перешедшим из языческой традиции в христианскую.

На полотенце вышивали узор красными нитками - это был древний оберег дома от злых духов.

Древние славяне считали, что жизнь человека имеет начало и конец и полотенце сопровождает его всю жизнь от рождения до смерти. Родился маленький человек, бабка- повитуха принимает его на полотенце, которое любовно вышивала его мать. Будучи ещё в девушках, она позаботилась о своём малыше, снабдив полотенце богатой защитной символикой. Это полотенце называется родильным.

На голый животик ребёнку завязывали поясок из выбеленной овечьей шерсти. Сомкнулись концы пояска, получился круг-символ солнца и бесконечности. Распоясался- значит, открылся нечистой силе.

Ребёнка пеленали в свивальник - узкую длинную полоску ткани, это тоже полотенце.

У наших далёких предков существовал ежедневный магический ритуал очищения водой. Утром - от ночных страхов и ужасов, вечером- от дневных тягот, забот и усталости. В обряд очищения входило, и вытирание лица полотенцем и называли его вытиральное.

На свадьбе жениха и невесту родители встречали и благословляли с полотенцем в руках, на котором были хлеб да соль. Это полотенце называли свадебным.

И в последний путь, на кладбище, провожают человека, неся его на полотенцах, на них же опускают в могилу. Это погребальные полотенца. На погребальном полотенце изображались символы души и погребального (жертвенного) костра. Погребальные полотенца после совершения обряда отдавали в храм, на помин души.

Вот видите, какой глубокий символический смысл у самого распространённого и древнего предмета народного быта- полотенца.

Все полотенца имели вышитый узор. В вышивках воплощались древние народные символы и обряды.

Солнце почиталось как источник жизни, обладающей великой очистительной и охранительной силой. К нему обращались с молитвами о плодородии и благоденствии. Изображалось оно окружностью, цветком.

Косой крест с загнутыми концами – солярный знак - солнцеворот (смена дня и ночи, времен года).

Земля, в представление русских крестьян, наделялась человеческими чертами. Её называли «Кормилица – мать-сыра Земля».


Почиталась она в неразрывной связи с водой и растительностью. Изображали ее в виде женской фигуры (Макошь) с птицами в поднятых руках, внутри которой произрастало дерево, а у ног или по краю одежды проходила зубчатая линия, изображающая воду.


Считалось, что птица приносит добро человеку. Поэтому на концах свадебных полотенец всегда вышивались птицы в знак согласия, любви и мира в доме, то в образе горделивой птицы – павы, то в виде изящной утицы, плывущей по волнам.

Хранителем домашнего очага считался конь, воспринимаемый как самое сильное домашнее животное. По древней легенде коню отводилась почетная роль учувствовать в передвижение солнца по небу, которое днем мчится в колеснице, запряженной златокудрыми конями, а ночью плывет по синему морю в ладье. Фигуры коней и ладьи изображались на подзорах и полотенцах.

Дерево – один из древнейших символов, Древо жизни, так представляли предки вселенную. Они думали, что на небе есть райские сады, и растет там чудо-дерево с волшебными плодами. Древо жизни, дерево, рождающее новую жизнь, было символом жизни, единства рода, его продолжением и благополучием.

Животворящая сила воды, питающей Землю, изображалось в виде водоплавающих сил, а сами воды – в виде зигзагообразных полосок.

Основными цветами в вышивках были красный и белый.

Белый цвет почитался как символ красоты и чистоты.

Красный цвет – символ огня – в народном представлении прекрасный, красивый. В вышивке присутствуют и другие цвета, но белый и красный – главные.

Постановка художественной задачи.

Выполнить свой эскиз вышитого полотенца по мотивам народной вышивки.

Практическое выполнение задания.

Постараться создать композицию из знаков-символов, по-разному решить один и тот же изобразительный мотив. Из тонкой бумаги вырезать «кружева» и украсить ими полотенце.

Подведение итогов.

В конце урока на доске организуется экспресс- выставка готовых работ

Литература

Аничков Е.В. Язычество и Древняя Русь. СПб., 1914.

Афанасьев А.Н. Дерево жизни. М., 1983.

Бычков А.А. Энциклопедия языческих богов. Мифы древних славян. М., 2001.

Велесова книга. М., 1995.

Гордиенко Н.С. “Крещение Руси”: факты против легенд и мифов. М., 1984.

Демин В.Н. Заветными тропами славянских племен. М., 2002.

Казаков В. Мир славянских богов. М., 2000.

Кайсаров А.С., Глинка Г.А., Рыбаков Б.А. Мифы древних славян. Велесова книга / Сост. А.И.Баженова, В.И. Вардугин. Саратов, 1993.

Коринфский А.А. Народная Русь: круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц. Смоленск. 1995.

Кривошеев Ю.В. Религия восточных славян накануне крещения Руси. Л., 1988.

Левкиевская Е. Мифы русского народа. М., 2003.

Маковский М.М. Сравнительный словарь мифологической символики в индоевропейских языках. Образ мира и миры образов. М., 1996.

Мифы народов мира. М., 1997.

Нидерле Л. Славянские древности. М., 2000.

Петрухин В.Я. О функциях космологических описаний в погребальном культе // Обычаи и культурно-дифференцирующие традиции у народов мира. М. 1979. С. 3-16.

Петрухин В.Я. Начало этнокультурной истории Руси. – Смоленск, 1995.

Повесть временных лет. Ч. 1 – 2. М.- Л., 1950.

Рыбаков Б.А. Древняя Русь: сказания, былины, летописи. М., 1963.

Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. М., 1987.

Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М., 1994.

Славянская мифология. Энциклопедический словарь. / Ред. В.Я. Петрухин, Т.А. Агапкина, Л.Н. Виноградова, С.М. Толстая. М., 1995.

Топоров В.Н. Из славянской языческой терминологии. // Этимология 1986-87. М., 1989. С. 3-50.

Топоров В.Н. Изобразительное искусство и мифология. Мифы народов мира. Т. 1. М., 1980.
страница 1


ВНИМАНИЮ ВСЕХ УЧИТЕЛЕЙ: согласно Федеральному закону N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогическая деятельность требует от педагога наличия системы специальных знаний в области обучения и воспитания детей с ОВЗ. Поэтому для всех педагогов является актуальным повышение квалификации по этому направлению!

Дистанционный курс «Организация работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в соответствии с ФГОС» от проекта Инфоурок» даёт Вам возможность привести свои знания в соответствие с требованиями закона и получить удостоверение о повышении квалификации установленного образца (72 часа).

Тема «Русская народная вышивка. Полотенце». 5 класс.

1. Познакомить учащихся с символическим значением полотенца, мотивами орнамента на нем.

2. Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру и искусству, любовь к родному краю и его культуре.

3. Развивать творческую активность, навыки работы в составлении орнамента и аппликации, эстетический и художественный вкус.

1. Организационный момент

2. Беседа о символическом значении полотенца в жизни русского человека.

3. Повторение изученного материала.

4. Объяснение нового материала.

5. Практическое выполнение задания.

6. Анализ работ, подведение итога урока.

I . Организационный момент

Проверка подготовки к уроку (альбом, карандаш, акварельные краски или гуашь, кисть, ножницы, клей)

Презентация «Русская народная вышивка. Полотенце»

Слайд 1. Сообщение темы урока.

II . Беседа о символическом значении полотенца в жизни русского человека.
— Для чего нужны вам полотенца? (использовать в быту)
— Какие полотенца называются бытовыми?

Бытовые полотенца – полотенца небольшого размера, предназначенные «для утирания лица или рук» (по словарю В.И. Даля). В старину их называли рушники.

— Сравните ваши бытовые, домашние полотенца с теми, что представлены на слайде:
а) По количеству в помещении;
б) По размеру.
в) Будете ли вы вытирать ими руки? (Нет)
г) Почему? (Красивые, жалко и др.)
д) Чем ещё праздничные полотенца отличаются от бытовых? (Наличием
вышивки)
— Что такое вышивка?
Вышивкой называется украшение изделий из различных материалов орнаментальным узором или сюжетным изображением выполняемыми нитками и другими материалами вручную с помощью иглы или машинным способом.

Слайд 3.

— Зачем украшают изделия вышивкой?
Вышивка – это не просто красиво. Научиться понимать язык узоров в русской вышивке – значит научиться понимать русского человека, разобраться в собственном прошлом, знать и следовать ценностям своего народа.

— Что украшают вышивкой?
Возникнув в глубокой древности, искусство декоративной вышивки на протяжении многих веков сохраняется в убранстве жилища, одежды и различных предметов обихода (скатерти, салфетки, дорожки, покрывала, рушники)

Одежда человека должна была быть изготовлена со всеми заклятиями, делавшими ее непроницаемой для духов зла, поэтому основная функция одежды — обереговая.

Простая вещь — полотенце. А ведь если подумать, вспомнить, то окажется, что полотенце сопровождает человека всю жизнь.

Родился маленький человек, бабка-повитуха принимает его на полотенце, которое любовно вышивала его мать, будучи еще в де­вушках, уже тогда она должна была позаботиться о своем малыше, снабдив полотенце богатой защитной символикой. На голый живо­тик ребенку завязывали поясок из выбеленной овечьей шерсти. Сомкнулись концы пояска, получился круг — символ солнца и бес­конечности. «Распоясался» — значит, открылся нечистой силе, поэтому пояс снимали только в бане, или когда гадали. Ребенка пеленали в свивальник — узкую длинную полоску тка­ни. Ребенка пеленали, одевали рубашку, сшитую из старой отцовской или материнской, чтобы дух материн­ства защищал младенца.

У наших далеких предков существовал ежедневный магиче­ский ритуал очищения водой: утром — от ночных страхов и ужасов, вечером — от дневных тягот, забот и усталости. В обряд очищения входило и вытирание лица полотенцем. Утром лицо вытиралось нижним концом, где ромбы создавали композицию восхода, орна­мент набирался от широкой полосы к узкой. Вечером, наоборот, верхним концом, где композиция была зеркальной и символизиро­вала закат.

Вышивкой украшались в основном предметы, которые участвовали в семейных и коллективных обрядах, религиозных ритуалах (крещение, венчание).

Если девушку сватали важные сваты, они были перевязаны рушниками (Пимоненко Николай Корнилович «Сваты»)

Вещь без вышивки в дом не входила. По ней судили о трудолюбии и мастерстве хозяйки дома. Лишь вышитые вещи имели магическое свойство охранять, защищать и оберегать человека и его хозяйство от беды, от злых духов. Поэтому многие знаки-узоры называли оберегами и наносили на наиболее видные и открытые места одежды, предметов быта и построек. Оберег на одежде, по поверью, предохранял человека от дурного глаза, болезни, удара молнии и других несчастий. Расшитые полотенца развешивали на окна и двери, чтоб ни беда, ни болезни в избу не попали, узоры на скатерти защищали стол и пищу на столе.

Если рассматривать полотенца, хранящиеся в музее, можно заметить, что вместе с вышивкой в качестве украшения полотенец используются кружева.

Цветовая гамма различна – от однотонной (белыми нитками на белом), до цветной (красными нитками на белом, цветными шелковыми нитками на белом).

Наиболее часто встречающиеся узоры — ромбы, точки, круги, розетки, волны, птицы, цветы. Очень много однотонных и пестрых цветов: маки, васильки, розы, ромашки и др.

Цветы обычно дарят на праздники, к торжественным датам. Когда глядишь на них – поднимается настроение. Цветы – это красиво. Можно предположить, что, изображая на полотенцах узоры в виде цветов, мастерицы хотели пожелать себе и тем, кому это полотенце предназначалось в подарок, хорошего настроения, красоты и радости.

Можно предположить, что разные цветы несут разное значение. И от того, какие цветы использованы в орнаменте, зависят и конкретные пожелания. Но обращает на себя внимание и тот факт, что на многих полотенцах цветы находятся рядом с другими знаками – ромбами, крестами, точками, наклонными и изогнутыми линиями, птицами, смешными фигурками, напоминающими человека.

Встречаются полотенца, в вышивке которых присутствуют только ромбовые узоры с наклонными отрезками.

III . Повторение изученного материала

— Давайте вспомним значения символов и изображений, которые использовали в старину:

Тема урока: Эскиз орнамента вышивки на полотенце.

Тип урока : комбинированный

Цель урока : Знакомство с символическим значением полотенца.

Познакомить учащихся с символическим значением полотенца, мотивами орнамента на нем.

Развитие образного мышления, художественного вкуса, творческой активности, самостоятельности.

Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру и искусству, к национальным традициям.

Оснащение урока : Мультимедийный проектор, компьютер, магнитная доска, иллюстрации с изображением вышитых изделий, таблицы с изображением знаков символов, рисунки вышивок, вышитые работы, презентация в формате PowerPoint (Приложение 1).

У ученика: бумага, фломастеры, краски, кисти, белая бумага, ножницы.

2. Проверка готовности к уроку.

3. Проверить отсутствующих в классе.

4. Сообщение темы и целей урока.

1. Беседа о символическом значении вышивки и полотенца в жизни русского человека.

2. Постановка художественной задачи.

3. Практическое выполнение задания.

4. Подведение итогов, выставка работ.

Искусство вышивки на Руси известно с глубокой древности. Все, что окружало человека в каждодневном быту, было заботливо украшено трудолюбивыми крестьянскими руками.

С древнейших времен почитали на Руси умение создавать на ткани дивные шитые узоры. Занимались этим искусством на протяжении многих веков женщины любого возраста и сословия.

Но самое большое распространение вышивка в русской деревни, где разнообразные узоры были самым главным украшением одежды и предметов быта.

Учиться вышивать девочки начинали с 7-8 лет и уже с детства готовили себе приданое.

Из поколения в поколение передавались узоры и приемы мастерства, и художественные особенности древних вышивок. Каждая из вышивальщиц дополняла полученные сведения чем-то своим. Но традиция при этом не разрушалась.

Полотенце играло в народной жизни важную роль. Полотенце всегда было очень сильным оберегом, перешедшим из языческой традиции в христианскую.

На полотенце вышивали узор красными нитками — это был древний оберег дома от злых духов.

Древние славяне считали, что жизнь человека имеет начало и конец и полотенце сопровождает его всю жизнь от рождения до смерти. Родился маленький человек, бабка — повитуха принимает его на полотенце, которое любовно вышивала его мать. Будучи ещё в девушках, она позаботилась о своём малыше, снабдив полотенце богатой защитной символикой. Это полотенце называется родильным.

На голый животик ребёнку завязывали поясок из выбеленной овечьей шерсти. Сомкнулись концы пояска, получился круг-символ солнца и бесконечности. Распоясался — значит, открылся нечистой силе.

Ребёнка пеленали в свивальник — узкую длинную полоску ткани, это тоже полотенце.

У наших далёких предков существовал ежедневный магический ритуал очищения водой. Утром- от ночных страхов и ужасов, вечером — от дневных тягот, забот и усталости. В обряд очищения входило, и вытирание лица полотенцем и называли его вытиральное.

На свадьбе жениха и невесту родители встречали и благословляли с полотенцем в руках, на котором былихлеб да соль. Это полотенце называли свадебным.

И в последний путь, на кладбище, провожают человека, неся его на полотенцах, на них же опускают в могилу. Это погребальные полотенца. На погребальном полотенце изображались символы души и погребального (жертвенного) костра. Погребальные полотенца после совершения обряда отдавали в храм, на помин души.

Вот видите, какой глубокий символический смысл у самого распространённого и древнего предмета народного быта — полотенца.

Все полотенца имели вышитый узор. В вышивках воплощались древние народные символы и обряды.

Солнце почиталось как источник жизни, обладающей великой очистительной и охранительной силой. К нему обращались с молитвами о плодородии и благоденствии. Изображалось оно окружностью, цветком.

Косой крест с загнутыми концами – солярный знак — солнцеворот (смена дня и ночи, времен года).

Земля, в представление русских крестьян, наделялась человеческими чертами. Её называли «Кормилица – мать-сыра Земля».

Почиталась она в неразрывной связи с водой и растительностью. Изображали ее в виде женской фигуры (Макошь) с птицами в поднятых руках, внутри которой произрастало дерево, а у ног или по краю одежды проходила зубчатая линия, изображающая воду.

Считалось, что птица приносит добро человеку. Поэтому на концах свадебных полотенец всегда вышивались птицы в знак согласия, любви и мира в доме, то в образе горделивой птицы – павы, то в виде изящной утицы, плывущей по волнам.

Хранителем домашнего очага считался конь, воспринимаемый как самое сильное домашнее животное. По древней легенде коню отводилась почетная роль учувствовать в передвижение солнца по небу, которое днем мчится в колеснице, запряженной златокудрыми конями, а ночью плывет по синему морю в ладье. Фигуры коней и ладьи изображались на подзорах и полотенцах.

Дерево – один из древнейших символов, Древо жизни, так представляли предки вселенную. Они думали, что на небе есть райские сады, и растет там чудо-дерево с волшебными плодами. Древо жизни, дерево, рождающее новую жизнь, было символом жизни, единства рода, его продолжением и благополучием.

Животворящая сила воды, питающей Землю, изображалось в виде водоплавающих сил, а сами воды – в виде зигзагообразных полосок.

Основными цветами в вышивках были красный и белый.

Белый цвет почитался как символ красоты и чистоты.

Красный цвет – символ огня – в народном представлении прекрасный, красивый. В вышивке присутствуют и другие цвета, но белый и красный – главные.

Постановка художественной задачи.

Выполнить свой эскиз вышитого полотенца по мотивам народной вышивки.

Практическое выполнение задания.

Постараться создать композицию из знаков-символов, по-разному решить один и тот же изобразительный мотив. Из тонкой бумаги вырезать «кружева» и украсить ими полотенце.

В конце урока на доске организуется экспресс — выставка готовых работ

Аничков и Древняя Русь. СПб., 1914.

Афанасьев жизни. М., 1983.

Бычков языческих богов. Мифы древних славян. М., 2001.

Велесова книга. М., 1995.

“Крещение Руси”: факты против легенд и мифов. М., 1984.

Демин тропами славянских племен. М., 2002.

Казаков В. Мир славянских богов. М., 2000.

Рыбаков древних славян. Велесова книга / Сост. , . Саратов, 1993.

Коринфский Русь: круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц. Смоленск. 1995.

Кривошеев восточных славян накануне крещения Руси. Л., 1988.

Левкиевская Е. Мифы русского народа. М., 2003.

Маковский словарь мифологической символики в индоевропейских языках. Образ мира и миры образов. М., 1996.

Мифы народов мира. М., 1997.

Нидерле Л. Славянские древности. М., 2000.

О функциях космологических описаний в погребальном культе // Обычаи и культурно-дифференцирующие традиции у народов мира. М. 1979. С. 3-16.

Петрухин этнокультурной истории Руси. – Смоленск, 1995.

Повесть временных лет. Ч. 1 – 2. М.- Л., 1950.

Рыбаков Русь: сказания, былины, летописи. М., 1963.

Рыбаков Древней Руси. М., 1987.

Рыбаков древних славян. М., 1994.

Славянская мифология. Энциклопедический словарь. / Ред. , . М., 1995.

Топоров искусство и мифология. Мифы народов мира. Т. 1. М., 1980.

Русская народная вышивка со схемами и фото

Испокон веков славилась русская земля мастерицами-рукодельницами. Женщины превращали ткани в настоящее произведение искусства, создавая образы женщин и мужчин, животных, фантастических существ, различные символы и знаки. Праздничные одежды, скатерти, полотенца, головные уборы – легко украшалось узорами и орнаментами русской народной вышивки . Сейчас многие модельеры используют различные виды вышивки для создания женской и детской одежды.

Особенности техники такой вышивки

Перед тем как приступить к вышиванию, следует придерживаться определённых правил .

Идеи для такой вышивки со схемами

Сейчас в сети интернет можно найти множество картинок со схемами на тему русской народной вышивки. Создать схему можно и самостоятельно, например из любой фотографии. Чтобы понять, как нарисовать русскую народную вышивку поэтапно и создать красивый узор на одежде и предметах быта, предлагаем ознакомиться с идеями вышивки и кратким описанием её выполнения .

Русская народная вышивка на полотенце

Чаще всего на предприятиях, в отелях и ресторанах для нанесения логотипов, изображений и знаков используется машинная вышивка. Быстро и качественно создать любой узор помогают современные станки для вышивания. Если же вы решили создать изделие собственными руками, можно выбрать понравившийся рисунок в сети интернет. Чтобы нарисовать русскую народную вышивку на полотенце самостоятельно, предварительно нанесите карандашом эскиз изделия с рисунком на лист бумаги . Далее перенесите готовый рисунок на ткань при помощи копирки и приступайте к вышиванию.

Если вы берёте готовую схему, а размер рисунка слишком маленький, нужно разделить его на равные квадраты и перенести узор на бумагу с такой же сеткой квадратов , увеличив в нужное количество раз. Если же дана только часть или половина узора русской народной вышивки, её нужно увеличить по клеточкам и, сложив бумагу вдвое, перевести на вторую половину по образцу.

Вышивка в русском народном костюме

  1. Предварительно проверьте ткань на усадку, а нити на стойкость краски.
  2. Перенесите рисунок на ткань при помощи копирки.
  3. Плотно закрепите канву.
  4. Подберите иглу с маленьким ушком, чтобы изделие выглядело более аккуратным.
  5. Приступайте к вышивке.

Сказочные персонажи

  1. Выберите понравившуюся схему.
  2. Специальным маркером разметьте канву на квадраты 10 на 10 клеточек. Размечать удобнее с центра.
  3. Выберите на схеме, с какого места начнёте вышивать, и введите иглу с ниткой. Вышивать можно как сверху так и снизу.
  4. Вышивайте рисунок согласно схеме.

Вышивка бисером

  1. Выберите схему вышивки и перенесите на ткань при помощи кальки.
  2. Пришейте бисеринки к ткани согласно рисунку.
  3. Чтобы бисер лёг ровно, не натягивайте сильно нить.

Узоры русской народной вышивки

  1. Используя схему ниже, переведите её на ткань.
  2. Возьмите нити нужного цвета, начинайте вышивку.
  3. По желанию украсьте полученный узор стразами или бусинами.

Видео с уроками мастер-класса такой вышивки для начинающих

  • В видеоролике рассказываются основные моменты, которые нужно учитывать при вышивке крестом для начинающих. Что входит в набор для вышивания, как пользоваться схемой, как заправить нить и с чего начинается работа, смотрите в данном уроке.

  • Видеоурок по созданию ладанки – мешочка, в который кладут святыню или молитву. Этот оберег носится на шее или прикалывается булавкой под одежду. Главные мотивы вышивки – знаки земли.

  • Как создать вышивку инициалов гладью, расскажет подробный видеоурок. На закреплённую канву наносится рисунок. Контур вышивается швом в две нити, а заполнение выполняется швом в одну нить. Основные виды стежков – «назад игрой» и французский узелок.

Разнообразные схемы для вышивки крестом на полотенцах

На просторах огромной России такое рукоделие, как вышивка, существует с очень давних времен. В старину это был единственный способ украшать одежду и предметы быта. Вышивали почти все, что было соткано из ткани: рубахи и юбки, платки и платья, занавески на окна, постельные принадлежности, скатерти и полотенца. Для украшения всех этих вещей использовалась русская народная вышивка.

Русская народная вышивка на полотенце

Вышивка на полотенцах выполнялась на льняной ткани при помощи льняных шерстяных и шелковых ниток, потому что хлопка в те времена не завозили и не выращивали. Нитки окрашивали натуральными красителями растительного или минерального происхождения. Самый распространенный цвет вышивки красный, реже использовался синий и зеленый цвета. И лишь в двух или трех регионах добавляли в вышивку черный цвет.

Русская народная вышивка на полотенце выполнялась с использованием всего разнообразия мотивов и орнаментов, которые существовали на Руси. Самые распространенные орнаменты древней Руси, это фигурки птиц, лошадей и деревьев. Этот выбор был сделан на основании старинных славянских преданий. Они повествуют о древней птице по имени солнце, которая жила на волшебном дереве, и о коне, который заставлял двигаться солнце.

Именно русская традиция определила тот факт, что больше всего на полотенцах вышивали птиц. Очень часто их размещали в один ряд, друг за другом. Но иногда они присутствуют в сложном сюжете, или композиции с растениями или женскими фигурками.

Вышитого коня можно встретить реже, чем птицу, но выглядит он на полотне очень красиво, и имеет сходство с глиняным конем, также присутствующим в русском народном творчестве. Возле коня очень часто вышивают дерево или другое растение. Очень часто встречаются старинные полотенца с вышивкой растений, чаще всего деревьев, которые почти всегда в центре сюжета, как бы являясь объектом поклонения всех остальных участников композиции. Древние славяне поклонялись деревьям, и часто их вышивали, располагая внутри строений, похожих на храм. Любая работа выполнялась в строгой геометрической манере, что характерно даже для вышитых тюльпанов и роз.

Как вышить вафельное полотенце

Вышивка на вафельных полотенцах выполняется чаще всего крестиком, и очень украшает вашу кухню. Но кроме кухонного полотенца, из вафельного полотна можно вышить крестом совсем другую вещь для вашего дома. Используя его квадратики как канву, и заполнив их нитками, вы можете получить великолепный верх для диванной подушечки.
Но если ваше полотенце имеет слишком крупные квадраты, то лучше взять для вышивки канву, которую можно растворить в воде, или распустить. Такие виды канвы имеются в продаже, поэтому проблем с приобретением у вас не будет.

Обработайте край полотенца на швейной машинке и пришейте канву на то место, где вы хотите сделать вашу вышивку. Выбирайте ту схему, которая вам нравится, и вышивайте по ней рисунок на пришитой канве. Когда работа закончена, остается только удалить канву, намочив изделие, или же распустить ее. Вафельные полотенца с вышивкой будут великолепно смотреться на любой кухне. Если на вафельном полотенце нужно сделать вышивку с логотипом, то лучше всего заказать ее в специальных магазинах или интернете.

Вышиваем махровое полотенце в подарок

Вышивка на полотенцах может стать украшением в вашем доме, но может также выступать в роли подарка. Подарочное полотенце может быть махровым, от известного производителя, с вышитыми на нем инициалами или именем того, кому оно предназначается в подарок. Полотенце с именем или логотипом вышивается на особенной канве, которая растворяется в воде. Вышивка на полотенцах с использованием такой канвы выполняется следующим образом. Для начала необходимо запастись такими материалами и инструментами:

  • канва;
  • махровое полотенце;
  • схема для вышивки букв;
  • нитки мулине ДМС;
  • иголка;
  • ножницы.

Нам нужно разгладить полотенце как можно лучше, тогда будет легче вышивать. Выполним замеры букв по схеме, и отрезаем необходимый кусок канвы, который будет достаточным для букв. Затем пришьем этот отрез канвы наметочным швом в том месте, где мы хотим вышить буквы. Вышивать инициалы мы будем нитками мулине ДМС в три сложения. Вышивку махрового полотенца можно выполнять на пяльцах, или без них. В том случае, если вы пользуетесь пяльцами, то закрепите участок вышивки в пяльцах без канвы. Канва должна оставаться свободной.

Для того, чтобы работа выглядела идеально, соблюдайте правило одинакового направления всех стежков крестика в данной вышивке. Вышивка инициалов является частичной, то есть вышивают только буквы, не трогая фон. В такой работе удобнее всего вышивать вертикальные столбики крестиков. В каждом столбике по схеме мы сначала открываем полукрестики, двигаясь по направлению вверх, пока не дойдем до последнего по вертикали, а затем начинаем двигаться вниз, закрывая крестики вторым стежком.

Когда работа выполнена, распорите наметку канвы и удалите нитку. После этого нужно поместить вышивку в таз с горячей мыльной водой. Когда канва растворится и исчезнет, нужно ополаскивать полотенце в большом количестве проточной воды до того момента, пока изделие не станет чистым.

Вышивка полотенца на заказ

В том случае, если вы ограничены во времени, и не можете выполнить вышивку имени или инициалов вашего друга или родственника, то на помощь вам может прийти специальная услуга. Это вышивка на полотенце на заказ. Ее вышивают на промышленных вышивальных машинах и при помощи компьютера. Заказать такую вышивку можно в интернете. Она выполняется как на кухонных, так и любых других полотенцах. В таких случаях используют нитки высочайшего качества, которые не выгорают на солнце и не линяют.

При оформлении заказа по электронной почте нужно приложить рисунок желаемой вышивки, ее размеры и количество штук. Полотенца вы можете купить сами, а можете воспользоваться теми, которые уже имеются в наличии. Заказать вы можете только одно полотенце, или же большую партию для гостиницы или салона.

Вышивка логотипа на полотенце

Для начала разберемся в том, что такое логотип. Логотипом называется оригинальное графическое начертание названия, сути и содержания торговой марки или фирмы. Существует множество различных рычагов, которые совместно с логотипом двигают рекламу любого предприятия. Различные значки, сочетаясь с логотипом любой компании или предприятия, являются ее фирменным знаком и представляют ее на рынке товаров. По таким признакам и отличают одну марку или фирму от другой. Полотенца с логотипом вышивают разными способами, среди которых:

  • машинный способ вышивки, который применяют только при маленьких тиражах. Полотенца должны быть одноцветными, а логотип располагают над его бордюром;
  • жаккардовый рисунок в структуре полотенца. Может быть многоцветным, в зависимости от цветности самого полотенца и выполняется из нитей его основы;
  • рельефный рисунок в структуре полотенца. Выполняется в махровой части как рельефная надпись с логотипом;
  • логотип в бордюре вышивают вискозной нитью, поэтому он очень хорошо выделяется за счет блеска этих ниток.

Полотенце в традициях русского народа

В традиционной культуре русского народа есть обычаи и обряды, связанные с использованием ритуальных предметов, которые выделились из огромного предметного мира, окружающего человека, и заняли в этом мире особое место (колокол, икона, свеча, обручальное кольцо, подкова, детали женского праздничного костюма, пояс-оберег). К ним же относится и полотенце как предмет декоративно-прикладного искусства и неотъемлемый элемент народных обрядов, обычаев, поверий и праздников.

Полотенце играло в народной жизни важную роль, оно сопровождало человека от рождения до глубокой старости, как бы отмечая главные моменты его жизни. Украшенная вещь становилась участницей общения людей.

Полотенчатый головной убор в 19 в. довольно широко бытовал в Тульской, Калужской и Брянской губерниях. Девушки этих регионов в праздники и при посещении церкви носили головные полотенца с закатанными или вышитыми концами. Полотенце из льняного холста, сложенное в 4 ряда вдоль, клали на лоб, затем его переплетали на затылке и выставляли вперед концами, украшенными в красных тонах геометрическим орнаментом.

Красный цвет у многих народов в древности символизировал животворящие силы природы, ему приписывалось магическое свойство способствовать жизненным силам человека. Красный цвет в одежде также связан с представлением об охранном значении. Свадебное полотенце, которым покрывали невесту, делалось длинной до 3 метров, на концах нашивались полосы кумача, красное кружево. По долевой стороне полотенца, спускавшейся на лоб, пришивали в обмет красную полосу или вышивали красной шерстью ромбы, треугольники - охранный орнамент. В свадебном полотенце очень ясно сохранилось значение оберегающего покрова ткани, которым закрывали невесту «от сглазу», усиленное охранным орнаментом, выполненным красными нитками

Начиная с 1-го дня сватовства полотенце выполняет определенную роль в обряде. Так, если невеста согласна на брак, она дарит жениху и всем приехавшим с ним банные или вышитые полотенца; с женихом невеста посылает полотенца его родственникам. В день свадьбы в доме невесты дружку перевязывают через плечо полотенцем длиной метра в 3, с расшитыми концами, спускающимися до земли. С этим полотенцем, символом его свадебного чина, дружка не расстается всю свадьбу.

Роль полотенца в обрядах очень разнообразна. В обрядах полотенца выступали как символы и как подарки. Вручение невестой даров жениху, его родителям, их родственникам и другим участникам свадьбы проводилось исстари с целью поддержания с ними добрых отношений и обеспечение доброжелательного отношения с их стороны. Как символы полотенца выступали в предсвадебном и свадебном обряде в качестве отличительных знаков персонажей. Так, в Тамбовской губернии на девичник к невесте приглашались «позыватые» - подруги невесты, опоясанные пестрыми кушаками или вышитыми полотенцами, а к кистям рук у них прикреплялись специальные маленькие полотенчики. А в Вологодской губернии на масленице новобрачная дарила полотенца-«блинники» родным мужа за угощение блинами.

На свадебных полотенцах часто можно увидеть двух птиц - пав, изображенных по сторонам куста - древа. Таких птиц вышивали в знак любви, пожелания добра и счастья молодым. Птицы - павы - это древние птицы, которым поклонялись наши предки. Ходило даже такое поверье среди крестьянок: «Коли птицы - павы или двух не вышьешь, замуж не выйдешь».

Часто вышивалась на полотенцах праматерь - земля, вздымающая руки к солнцу, прося у него щедрот людям. С тех пор дошла до нас и земледельческая поговорка о зависимости урожая от погоды: не земля хлеб родит, а небо. Женщины начинали вышивать узоры с птицами и праматерью - землею с приходом весны, с наступлением долгих светлых дней, когда оставалось ещё время до начала полевых работ. И вышивала крестьянка свои узоры под благотворными лучами вешнего солнца. Слово «узор» звучит примерно так же, как зарница, зарево, заря. И поэтому на серебристо-белом полотне рдеет как зарево вышитый орнамент.

Красный был цветом солнца, огня, жизни, красоты и олицетворял мужское начало. Красные узоры крестьянской вышивки воспринимаются как земля, получившая энергию от солнца и способная дать жизнь всему живому.

У русских вышитые полотенца также вешают на окна не только во время свадьбы, но и вообще по праздникам - в окна легче могут войти злые духи, завешивание их полотенцами служит таким же оберегом, как закрещивание окон и дверей крестным знаменем.

Полотенце служит оберегом не только в свадебной обрядности, но и в родильной и похоронно-поминальной.

Так, при рождении ребенка полотенцем оборачивают колыбель для того, чтобы злой дух не проник к нему.

На похоронах полотенца раздают всем сопровождающим покойника: их дают, чтобы предохранить сопровождающих от несчастий при общении с покойником. Во всех этих случаях магическую силу полотенца усиливает вышивка, которая бесспорно играет большую роль и имеет охранительное значение.

Кроме всего прочего, полотенце играет и информативную роль. Так, на похоронах его вешают на углу дома, в красном углу, на кресте, на крышке гроба, используют в наборе для первого встречного и др. Полотенце является как бы опознавательным знаком не только для живых, информируя «чужих» о том, к какому семейному коллективу принадлежал умерший, оно, видимо, служило опознавательным знаком и для предков. Вероятно, этим можно объяснить вывешивание полотенец на косяк или расстилание их на лавках, покрывание воды в купели и т.д. Вывешивание полотенец можно расценивать как «приглашение» предкам принять участие в тех или иных действиях, касающихся семьи, оказать покровительство потомкам.

Прежняя народная вышивка с её замечательными узорами, особенными и неповторимыми в каждой области, как вид искусства для себя почти не сохранилась. Но, все равно, вышивка - это не умирающий вид народного искусства. Замечательные произведения вышивальщиц прошлого бережно хранятся в музеях и служат неисчерпаемым источником вдохновения для творчества наших современников.

Наряду с древними образами вышивка обогащается темами, связанными с современной жизнью деревни, которые тоже постепенно становятся историей.

В наши дни можно видеть в сельских домах портреты погибших воинов, обрамленные расшитыми полотенцами. Полотенце активно участвует и в торжественных встречах почетных гостей - на нем подносят хлеб-соль.

Традиция обрядов с полотенцами стала возрождаться и в современных обрядах. В современных свадьбах мы видим на дружках невесты и жениха орнаментированные полотенца, повязанные через правое плечо. И хотя свадебный ритуал хранит в себе черты прошлого быта, но они значительно изменились в наши дни.

Кружевное или расшитое полотенце всегда выглядит очень нарядно и торжественно, не случайно на них принято хлеб-соль подносить. Лучшего украшения, чем белое нарядное полотенце, наверно, и придумать невозможно: в нем ведь и символическая чистота есть, и представление о достатке с ним связано. Чего уж больше желать молодым!

Замечательная вологодская художница-кружевница Мария Медкова, наша современница, создала серию кружевных полотенец Среди них есть и со свадебной символикой.

Материал взят из различных источников.

1.«Народные орнаменты», Васильева Л. К., М., 1991 г. 2. «Изобразительное искусство», Н.А. Горяева, О.В. Островская, М., 2006 г 1984 г. 3. «Русская свадьба», Д.М.Балашов, Ю.И. Марченко, М., 1085 г 4. «Русская народная вышивка», Богуславская И.Я., М., 1986 г, 5. Вологодское кружево в интерьере М. Медкова, О. Кириллова.

Статья написана по материалам сайтов: infourok.ru, pandia.ru, www.joxin.club, vishivashka.ru, www.livemaster.ru.