Косметика русские женщины 19 20 век. «Бела – румяна – черноброва»: как пользовались косметикой на Руси и в России. Исторический макияж. История развития макияжа и косметики

20.03.2022 Стихи

В XVIII веке макияж - и женский, и мужской - превратился в целое искусство. Дамы пользовались белилами и румянами, нередко сурьмили брови, пудрили лица и парики. Мужчины не пренебрегали тональными средствами и тоже посыпали парики пудрой. Вместе с порталом «Культура.РФ» вспоминаем, как менялся макияж с допетровских времен до начала XIX века .

Дмитрий Левицкий. Портрет Александра Голицына. 1772. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Федор Рокотов. Портрет Екатерины II. 1763. Государственная Третьяковская галерея, Москва

О том, что женщины в России пользовались косметикой еще в допетровские времена, осталось немного свидетельств. Сохранились некоторые парсуны - например, портрет Натальи Нарышкиной, матери Петра I, - и письменные источники. В «Путешествии в Московию» 1661 года австрийский дипломат Августин Мейерберг писал о русских женщинах так: «Все они натирают всё лицо с шеей белилами, а для подкраски щек и губ прибавляют еще румян» . Так что с реформами царя Петра в России стали новинками европейские платья, но никак не белила и румяна. Ими пользовались и бабушки, и прапрабабушки модниц XVIII века. Хотя, конечно, со временем изменялись и сами средства, и их ассортимент.

В 1753 году обер-церемониймейстер императрицы Елизаветы привез из Италии очень дорогие и качественные жемчужные белила. Дамы, которым не хватило заграничной новинки, обращались к юной Анастасии Голицыной: ее старший брат, Александр Голицын, в ту пору находился в Гааге и мог выслать косметическую диковинку в Петербург. Голицына написала брату трогательное письмо, в котором извинялась за то, что отвлекала его от государственной службы, и умоляла купить и прислать «памаду, катороя называетца жемчужной» и «делает великую белизну». Судя по ранним портретам Александра Голицына, где тот изображен с легким, но заметным румянцем, он тоже мог пользоваться косметикой. Щеголи в ту эпоху нередко прибегали к макияжу - белилам, румянам - и обязательно пудрили парики.

Давид Людерс. Портрет Анны Яньковой. 1759. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Дмитрий Левицкий. Портрет графини Урсулы Мнишек.1882. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Алексей Антропов. Портрет княгини Татьяны Трубецкой. 1761. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Федор Рокотов написал портрет Екатерины II в 1762 году - через год после того, как она взошла на российский престол. В день, когда Екатерина выходила замуж, императрица Елизавета Петровна посоветовала ей не злоупотреблять косметикой, чтобы подчеркнуть юную красоту. Однако будущую жену Петра III все-таки немного нарумянили: на портрете кисти Рокотова искусственный румянец хорошо заметен. В ту эпоху обходиться без белил, пудры и румян, особенно дамам с высоким положением в обществе, было нельзя. С одной стороны, косметика помогала скрыть дефекты и добиться эффекта гладкой, ровной, сияющей белой кожи с ярким или нежным румянцем. С другой - это был своеобразный культурный код, который указывал на статус женщины.

Дворянка Елизавета Янькова - ее воспоминания записал и издал внук Дмитрий Благово - описывала времена своей молодости, которые пришлись на последнюю четверть XVIII века: «…пудра очень всех красила, а женщины и девицы вдобавок еще румянились, стало быть, зеленых и желтых лиц и не бывало. С утра мы румянились слегка, не то что скрывали, а для того, чтобы не слишком было красно лицо; но вечером, пред балом в особенности, нужно было побольше нарумяниться. Некоторые девицы сурьмили себе брови и белились, но это не было одобряемо в порядочном обществе, а обтирать себе лицо и шею пудрой считалось необходимым» .

Белила тех лет были губительны для здоровья: в них добавляли свинец. И тем не менее подобный «макияж» продолжали использовать. Были и менее вредные средства: на основе висмута, мела или крахмала, - но они не так хорошо маскировали недостатки. Понимая, что краски в любом случае не улучшают кожу, современники составляли руководства по уходу за лицом. В них советовали перед нанесением макияжа использовать специальные притирания и лосьоны, а перед сном белила и румяна стирать. Если оказывалось, что слой «тонального крема» получился слишком толстым, можно было воспользоваться специальным ножом, чтобы соскрести излишки, - так художник соскребает с холста лишнюю краску.

Иван Вишняков. Портрет Степаниды Яковлевой. 1756. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Фёдор Рокотов. Портрет неизвестной. 1770. Государственная Третьяковская галерея. Москва

Дамам пудра тоже была необходима: ее использовали и для лица, и для волос. Графиня Урсула Мнишек на портрете кисти Дмитрия Левицкого красуется с высокой и пышной прической в стиле начала 1780-х. На такую могло уйти полкилограмма пудры и даже больше - правда, значительная часть при этом просыпалась на пол. Чтобы напудрить волосы, прибегали не только к пуховкам, но и к воздуходувкам, а чтобы не обсыпаться при этом с головы до ног, надевали специальное неглиже и даже маски. А если косметического средства оказывалось больше необходимого, его счищали неострым ножом и специальной кисточкой. Пудру - белую и различных оттенков - обычно делали из пшеничной муки. На портрете графини она светло-серая, так что волосы кажутся седыми - тогда считалось, что такой цвет подчеркивает свежий цвет лица.

Высокие прически в XVIII веке женщины носили не так и долго - только в 1770–80-х годах. В остальное время в моде были аккуратные укладки, как на портрете княгини Трубецкой. Еще больше на картине привлекают внимание не белые напудренные волосы, а алеющие щеки: румяна стали самым ярким во всех смыслах косметическим средством той поры. По воспоминаниям Яньковой, «не нарумянившись, куда-нибудь приехать значило бы сделать невежество». На изготовление румян шла киноварь - более дешевый и вредный вариант, - или более дорогой кармин. Позже начали использовать шафран: это не вредило коже и давало возможность создавать разные оттенки, от ярко-красных до бледно-розовых.

Алексей Антропов. Портрет Анастасии Измайловой. 1759. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Николай Аргунов. Портрет Варвары Ушаковой. 1810-е. Частное собрание

Красились не только знатные дамы. Женщины из купеческих семей и крестьянки использовали самые примитивные и недорогие румяна, известные еще со Средних веков - свеклу. На портрете Степаниды Яковлевой работы Ивана Вишнякова молодая женщина из купеческой семьи изображена при полном параде. Цвет ее лица отличается от цвета рук и, скорее всего, она набелена, а щеки - щедро нарумянены. Политический деятель из Венесуэлы Франсиско де Миранда, который побывал в России 1786–1787 годах, так описывал женщин из купеческих семей: «Лица у всех искусно накрашены, хотя, сказать по правде, они в этом нимало не нуждаются, ибо природа наделила их весьма привлекательной внешностью» .

Щеки неизвестной дамы на портрете Федора Рокотова гармонируют с ее розовым платьем. Однако румяна наносили не только на щеки, но и под глаза, чтобы те казались ярче, и на виски, и возле губ. Этот цветовой акцент был завершающим штрихом в сложном процессе дамского туалета. В разное время дня использовались разные оттенки. Обычно дамы не стеснялись поправлять макияж публично. Де Миранда писал: «Есть тут туалетные комнаты, где дамы то и дело обновляют краску на лице… Одна девушка усердно предавалась своему занятию на глазах у всех» .

В использовании румян этикет не налагал «ограничений по возрасту». Их применяли и юные девицы, и пожилые дамы. При полном макияже художник Алексей Антропов изобразил статс-даму императрицы Елизаветы - Анастасию Нарышкину. Изготовляли румяна, как и сегодня, в разной форме - в виде порошка, который наносили кисточкой, в виде густой помады, или же это могли быть небольшие окрашенные кусочки ткани или бумаги, которыми терли лицо.

Ближе к концу XVIII века в моду входила натуральность. Белила и румяна уступили место естественности. И даже если дама пользовалась косметикой, она стремилась к тому, чтобы это не бросалось в глаза.

Владимир Боровиковский. Портрет Елизаветы Алексеевны. 1795. Дворец-музей Павловск

Однако многие дамы не отказались от румян и в XIX веке, когда яркие краски уже вышли из моды. Варвара Ушакова, жена тверского губернатора, позировала Николаю Аргунову в 1810-х, уже будучи в летах, но цвет лица у нее свежий и здоровый. Михаил Пыляев в книге «Замечательные чудаки и оригиналы» описал немало дам, на щеках которых «играл румянец, правда, искусственный, по моде прежнего времени» .

Некоторой стагнации в моде на макияж, пришедшей в конце восемнадцатого века, не суждено было продлиться более двадцати лет. Женщины тех времен пользовались как правило лишь гигиеническим мылом для тела и лица и румянами, которые были произведены из природных красителей. Вскоре в силу вступила эпоха романтизма и уже в двадцатых годах девятнадцатого столетия мода на макияж набирает новую силу. Это находит отражение благодаря бурным и эмоциональным душевным переживаниям. Именно страсти должны иметь отражение на лице.

Макияж 19 века отличительные черты

1. Востребованной становится нездоровая бледность. Лицо просто полностью покрывалось белилами. Получалась такая своеобразная маска, на которой оставалось обозначить остальные черты лица.

2. Влажно-блестящие, темные глаза. Женщины пытались придать этой области томную глубину.

3. Немного тронутый помадой рот.

Чтобы добавить лицу белизны, исходящей изнутри дамы стали повально пить лимонный сок и уксус. Такой способ, по мнению красавиц помогал обрести мраморную бледность и помогал скинуть лишние килограммы. Темные круги под глазами появлялись из-за непродолжительного сна, женщины действительно стали мало спать. А блеск появлялся посредством закапывания капель белладонны и атропина. Демонический вид завершали темные подводки и тени для глаз.

Но, ветреная мода опять совершает виток и уже к 50 годам подобные тенденции в макияже становятся не актуальными. Молодых людей начинает манить естественность, теплота, покой и женственность в женском образе. Макияж 19 века в 50-х годах должен соответствовать новому эталону. Скулы немного оттеняются румянами, лицо слегка осветляется яичным белком. Брови подводятся бриллиантином. Таким образом, создание макияжа стало для женщины более щадящим занятием.

01.12.2012 11:39

Восемнадцатый век - это эпоха огромных париков, пышных платьев, бесконечных балов, утонченных духов и фарфора. Это век нежности и манерности, красоты и страстности. Отличительной особенностью макияжа 18 столетия является белоснежная кожа.

Грим являлся обязательной чертой костюма того времени. И мужчины, и женщины густо покрывали кожу пудрой и белилами, отчего она приобретала фарфоровый оттенок. Примечательно, что пудрой маскировали не только лицо и шею, но также зону декольте и даже руки. Основными оттенками косметического средства были белый, серый, голубой, розовый. Для того чтобы усилить бледность, на висках дамы рисовали голубые жилки, имитировавшие вены.

Подчеркнуть бледность кожи помогали контрастные мушки, которые изготавливались из бархата и тафты темных оттенков. Позднее их стали рисовать специальным карандашом. Они имели, как правило, небольшие размеры и обладали самыми разнообразными формами. Крепились мушки чаще всего на лицо. Они могли располагаться также на шее или груди в зависимости от желания хозяйки и фасона платья.

Считалось, что мушка привлекает внимание к наиболее привлекательной части тела. Некоторые женщины «сажали» мушки на недоступные окружающим места. Искусственная родинка могла располагаться, например, на бедре или на животике. Существовал даже тайный язык мушек.

Вместе с декоративными родинками лицо украшал румянец. На белоснежном фоне особенно красиво смотрелись румяна светло-розового оттенка. Ресницы густо красили специальной краской в черный цвет, который делал взгляд особенно ярким. Губы подчеркивались красной помадой. Такой вариант макияжа просуществовал до конца 18 века. На рубеже столетий в моду вошел естественный облик и натуральная бледность.

Проблема нависшего века беспокоит многих девушек, а возникает она, в большинстве случаев из наследственной предрасположенности. С биологической точки зрения, нависшие складки могут быть приобретенными с возрастом – по причине естественного процесса старения и уменьшения эластичности кожи. В физиогномике, объяснение опущенному веку дается простое: человек добился своих целей, обладает завышенной самовлюбленностью и нарциссизмом, способен к решению сложных жизненных задач.

Часто, резкие изменения в лице происходят из-за мощных аллергических реакций. Поэтому многие дерматологи и пластические хирурги не советуют использовать косметику от дешевых производителей, которая содержит свинец, другие утяжеленные металлы и вредные частицы. Макияж для нависшего века помогает эффективно скрыть преграды и увеличить сам глаз. С пошаговым фото техника визажистов становится более понятной и доступной.

Нависшее веко значительно уменьшает размер глаза, поэтому в пластической хирургии такую аномалию устраняют с помощью блефаропластики. Секрет в том, что увеличение глаз возможно другими способами. В этом поможет специальный макияж для нависшего века. Чтобы понять технику нанесения косметических средств, которые скроют недостаток, стоит воспользоваться инструкцией с пошаговым фото, которую найдете ниже, в статье.

Многие не понимают какое строение имеет глаз, где находятся различные элементы и как отличить подвижное веко от нависающего. Нависшее веко – выступающий бугорок над основным верхним веком, которое может появиться с возрастом, либо передается по генетическому наследству.


Почему оно появляется:

  • Принадлежность к определенной расе, которой свойственна данная черта;
  • Гормональные изменения и старение;
  • Генетика;
  • Смена веса;
  • Аллергия.

Нависшее веко характеризуют определенные особенности, из-за которых внешность может казаться неидеальной:

  • Плохое качество косметики подводит – скатывается, стирается или размазывается;
  • Практически невозможно нормальное нанесение стрелок карандашом или фломастером – кончики толстые, выглядят неровно, обрываются и т. д.;
  • Тушь оставляет следы на коже неподвижного века.

Многие актрисы голливудского кино делают пластику, либо регулярно скрывают свой выступающий бугорок над подвижным веком. Среди ник Блейк Лайвли, Джессика Билл, Клаудия Шифер и многие другие.

Тяжелое строение глаза с нависающим веком требует особой техники нанесения косметики:

  1. Никаких ярких выделений;
  2. Лучше всего выравнивают слияние век влажные тени, либо основы с блестками и перламутром.
  3. Плавный градиент между цветами.
  4. Умеренное нанесение косметики.
  5. Коррекция формы бровей – обязательная часть мейка. Они должны быть ломанными.
  6. Любые оттенки светлого нанести на внутреннюю область глаза и под бровь.
  7. Под нижними ресницами века, а также по слизистой, желательно не рисовать ничего карандашом или подводкой.



Дневной макияж с пошаговым фото

Подготовить косметику:

  • карандаш и корректор для бровей;
  • праймер, либо любая другая база для глаз;
  • тональный крем в цвет дермы;
  • тушь черная и щипчики;
  • тени бледно-песочного оттенка (или топленое молоко, перламутровые кремовые и т.п.), а также, светло-коричневые или бледно-серые перламутровые; либо влажные персиковые тени;
  • светлый карандаш без блесток;
  • хайлайтер.

Этапы нанесения дневного макияжа для нависшего века с пошаговым фото:

  1. Нанести базу на всю поверхность кожи вокруг глаза.
  2. Пошлепывающими движениями пальцев вбить тональный крем.
  3. Расчесать щеточкой бровь, убрать лишние волоски, оформить контур и прорисовать.
  4. Закрепить гелем.
  5. Взять тени светлого оттенка, либо кремовые персиковые и нанести на всю поверхность подвижного века, выходя на 0.5 см вверх.
  6. Тени светло-коричневого или бледно серого оттенка, слабыми мазками растушевать пушистой кистью по выступающему бугорку.
  7. Завить ресницы, и слегка применить тушь.
  8. При необходимости, у самого основания ресничек по верхнему подвижному веку, провести черным карандашом среднюю линию, после чего растушевать. Либо сделать тонкую межресничную стрелку темной подводкой.
  9. Белым карандашом провести по слизистой и сделать акцент во внутреннем уголке у самого начала разреза глаза.
  10. Нанести хайлайтер на область под бровь и по диагонали над скулой.
    Простой макияж поможет распахнуть взгляд, как на фото, отлично подходит глубоко посаженным и маленьким глазам.

Ниже, пошаговый видео урок по теме.

Вечерний макияж пошагово

Такой мэйк ап отличается большей насыщенностью и обилием косметических средств.

Косметика, которую нужно подготовить:

  • Праймер или база;
  • Тональный крем в тон;
  • Подводка черная или коричневая для глаз;
  • Тени 3 цветов: белые матовые (или кремовые, бледно-желтые), темно-серые или темный шоколад, серые или шоколадные (средний оттенок);
  • Тушь темного цвета – серая, коричневая или любая темная;
  • Средство для бровей с закрепляющим эффектом.

Чтобы правильно выполнить макияж для нависшего века, следует тщательно очистить кожу глаз молочком или другим мягким средством. Чтобы убрать припухлости, лучше заранее приобрести силиконовые патчи и положить не посредственно на нижние веки, а по диагонали.

Вечерний макияж с фото каждого этапа:

  1. Точечными движениями нанести на кожу век праймер, и легкий слой тона.
  2. Светлые тени нанести на 2/3 подвижного века, а в оставшуюся часть темные. Посередине накрасить средний оттенок, все растушевать, образуя легкий градиентный переход.
  3. Тени темного оттенка нанести кистью на выпирающую косточку нависшего века, а средний оттенок сильно растушевать на 2/3 к концу глаза, в складку между переходом основного века в нависающее.
  4. Подводкой провести минимально тонкую межресничную полосу, выводя направление к концу брови.
  5. Брови прокрасить, расчесать и закрепить устойчивым гелем.
  6. Подходящими щипцами подкрутить ресницы верхнего века

Технология процедуры

Чтобы разобраться с точной коррекцией глаз с объемным неподвижным веком, следует понять его анатомию, как на фото. Пошаговое выполнение техники позволит отточить мастерство нанесения косметики, строго по нужным контурам.

Для макияжа глаз с нависшим веком потребуются:

  • Тени светлого и темного оттенка;
  • Черный или коричневый карандаш;
  • Подводка любого типа темного цвета;
  • База;
  • Объемная тушь;
  • Клей и искусственные ресницы.

Выполнение состоит из следующих этапов:

  1. Нанести базу на область вокруг глаз.
  2. Растушевать светлые перламутровые, либо с легкими блестками по подвижному и выпуклому веку.
  3. Темный оттенок теней вбить в наружную часть подвижного века с растушевкой в складке на 2/3.
  4. Черным карандашом провести вокруг глаза толстую линию и растушевать вовне.
  5. Подводкой вывести стрелку, начиная от 2/3 подвижного века, постепенно утолщая к наружному, закончить острым уголком.
  6. При желании, можно подвести подводкой тонкую линию на нижнем веке, на 2/3, а под ней растушевать темные тени, создавая выпуклость и объем к глазному яблоку.
  7. Накрасить объемной тушью и приклеить искусственные ресницы.
    Легкий мейк позволит подчеркнуть красоту глаз.


Простой видео-урок макияжа «Кошачий глаз» для нависшего века.

Для маленьких глаз

Обладательницы небольшого размера глаз часто жалуются на отсутствие симметричности между размерами лица и отдельных черт. Важно восстановить и убрать эту грань, чтобы максимально скорректировать баланс. Все основные косметические средства такие же, как и в предыдущих вариантах. В случае макияжа для маленьких глаз с нависшим веком, пошаговые фото представляют множество техник исполнения. Важно одно – обязательна плавно переходящая стрелка, устремляющаяся к виску или концу брови.

Этапы выполнения:

  1. Сделать стандартную тушевку теней на верхнем веке, добавить небольшой штрих под нижними ресницами на 1/3.
  2. Посередине века сделать слабую тушевку близких или сухих блесток.
  3. Черным карандашом прочертить верхнее веко и растушевать.
  4. Подводкой провести тонкую линию, выводя на 45 градусов до середины нависающего века.
  5. Провести тонкую линию по нижнему веку, отступая пол миллиметра от слизистой.

Пушкинский бал в школе - необычное, яркое, творческое мероприятие, которое надолго запомнится как старшеклассникам, так и гостям. Целью устройства подобного действия может послужить идея знакомства учащихся с соответствующей исторической эпохой, обучение основам этикета и "светского" обхождения, создание атмосферы пушкинских времен для наглядного погружения в отечественную историю и культуру.

Кто участники?

Традиционный осенний бал в школе вполне можно провести с уклоном в пушкинскую тематику. К подготовке мероприятия привлекаются учащиеся старших классов - как правило, с 9-го по 11-й. Для создания правдоподобной исторической атмосферы им потребуется перечитать литературные произведения не только А. С. Пушкина, но и других его современников, биографии известных людей, документальные свидетельства очевидцев о том, как проходили балы и т. п. Все это, без сомнения, расширяет кругозор учащихся и способствует их приобщению к истокам культуры.

Помимо знакомства с литературными источниками, организаторам бала понадобится разучить танцы той эпохи - вальс, полонез, польку. Можно договориться, что каждый класс заранее готовит и выносит на суд общества определенный танец.

На что обратить внимание

Внешнему соответствию историческим типажам на таком мероприятии отводится одна из важнейших ролей. Девушкам следует позаботиться о длинных элегантных вечерних платьях. Прически на пушкинский бал должны соответствовать принятым в том веке. Макияж - не слишком яркий или агрессивный. Платье для пушкинского бала призвано подчеркнуть мягкость, элегантность, благородство и утонченность барышни, чего порой не хватает современным красавицам.

Юноши в это вечер призваны быть галантными, предупредительными - истинными кавалерами. Им полагается надеть на пушкинский бал костюмы строгого покроя, с галстуками-бабочками или жабо, как вариант - военные мундиры, соответствующие эпохе.

Участвуют в мероприятии не только школьники, но и родители, учителя, приглашенные гости. Каждый должен иметь возможность сыграть выбранную роль, блеснуть костюмом и манерами, найти партнера для танца.

Зачем все это нужно

Благодаря подобным мероприятиям бывает достигнуто сразу множество целей. Это углубление знаний о творчестве и жизни великого поэта, знакомство с формирование чувства патриотизма и гордости за нашу великую страну, эстетическое воспитание.

В процесс подготовки и проведения пушкинского бала подростки расширяют собственный кругозор, получают представление о самых разных сторонах жизни и быта определенных кругов российского общества того периода, который позже получил название " пушкинская эпоха".

Другая важная задача - помочь развитию способностей ребят к творчеству посредством участия в театрализованных постановках, танцах, изготовлении декораций и пошиве костюмов.

При подготовке мероприятия можно использовать презентации, портреты исторических лиц той эпохи, даже создать подобие мини-музея из соответствующих предметов быта.

Как все организовать

Как правило, возглавляет пушкинский бал пара ведущих (юноша и девушка), задача которых - организовать мероприятие по заранее продуманному сценарию. Конечно же, им не обойтись без активной помощи творческой инициативной группы, куда должны войти чтецы, исполнители музыкальных произведений, актеры, участвующие в инсценировках.

В качестве гостей бала выступают учителя, директор, родители.

Зал, где будет проходить мероприятие, должен быть оформлен соответствующим образом - по периметру желательно расставить "старинные" кресла, небольшие столики, создать уютное освещение. Атмосферу эпохи лучше всего воссоздадут характерные детали - композиции из цветов, свечи в фигурных канделябрах, небольшие статуэтки.

Музыка для пушкинского бала подбирается из классических произведений композиторов того времени - Моцарта, Глинки, Штрауса, Чайковского. Как известно, балы того времени было принято открывать танцем под названием полонез - об этом также следует позаботиться организаторам.

Пушкинский бал - сценарий мероприятия

В празднично оформленном зале негромко звучит классическая музыка. Выходит пара ведущих, галантно приветствует собравшихся: "Добрый вечер, дамы и господа!" Далее все общение протекает в "светском" стиле с использованием литературной лексики той эпохи.

Ведущие объявляют присутствующим замысел мероприятия - знакомство учащихся с культурой пушкинской эпохи, незаслуженно забытыми формами общения. Вкратце рассказывается о роли и значении балов как того времени.

Пушкинская эпоха диктовала современникам свои условия. Жизнь русского дворянства 19 века была немыслима без великосветских приемов, служивших не только развлечением, но и основной формой общественной жизни. На подобных мероприятиях формировалось общественное мнение по тому или иному вопросу, обсуждались дипломатические и важные государственные проблемы. Бал был местом встречи потенциальных партнеров для брака и способом завязать множество нужных контактов.

Представление присутствующих

После краткой вступительной речи ведущие (музыка во время нее стихает или звучит чуть слышно) под звуки фанфар представляют друг друга, кланяются, затем переходят к почетным гостям. В качестве таковых выступает директор и администрация школы, наряженные в старинные костюмы.

Каждому из почетных гостей желательно заранее придумать титул и обозначить его роль на празднике. Например, "Государыня императрица", "Его сиятельство...", "Князь и княгиня такие-то...". Для создания достоверного имиджа неплохо заранее запастись старинными париками и костюмами, максимально приближенными к историческим. Возможен вариант взять их напрокат.

Собравшиеся приветствуют почетных гостей аплодисментами. Затем ведущие под негромкую музыку переходят к литературно-познавательной части.

Поговорим о Пушкинской эпохе

Ведущие предлагают гостям и всем присутствующим познакомиться с заранее подготовленной презентацией на тему: " Пушкинский бал глазами современников", цель которой - ввести участников в атмосферу той эпохи, создать подходящее настроение. На слайдах могут быть произведения живописцев тех лет, иллюстрации к известным литературным произведениям, фото музейных экспонатов - костюмов, посуды, интерьеров соответствующего исторического периода.

Создание такой презентации - процесс творческий и небывало увлекательный! Для воссоздания духа эпохи годятся и фотографии знаменитых памятников архитектуры, и обложки старинных книг, и гравюры. Благодаря ей вы вполне можете сделать темой мероприятия, например, бал в Пушкинском музее.

После этого ведущие предлагают присутствующим на время покинуть современный мир интернета, автомобилей и высоких технологий и погрузиться в совершенно другое время. Объявляется программа вечера.

Танцы, танцы, танцы

Как известно, танцы на балах любой эпохи служили основным занятием присутствующих. Именно вокруг танца как такового имеет смысл построить "сюжет" нашего мероприятия. Удачной идеей будет организовать вечер в виде конкурса бальных танцев тех лет. Каждый класс заранее готовит определенный танец (вальс, польку, менуэт и т. д.), затем в конце вечера строгое жюри подводит итоги.

Победителем не обязательно должна стать какая-то определенная "команда". Вполне уместным будет выбрать самую красиво танцующую пару - юношу и девушку. Несомненно, преимуществом будут обладать те участники, кто имеет хоть какую-то танцевальную подготовку. Впрочем, разучить вальс на пушкинский бал под силу большинству ребят.

Многие молодые люди в наше время увлекаются Хорошо умея исполнять европейскую программу бальных танцев (медленный и венский вальс, фокстрот, слоу-фокс), эти танцоры могут стать неоценимой находкой для такого мероприятия, как пушкинский бал в школе.

Если среди учащихся старших классов имеется хотя бы одна опытная пара танцоров (чаще всего партнер или партнерша учатся в другой школе и бывают приглашены на бал как гости), то им под силу организовать показательные выступления - пару-тройку зрелищных танцев, выполненных на высокопрофессиональном уровне. К тому же роскошные костюмы в виде фрака и настоящего расшитого стразами, у таких ребят, как правило, имеются.

Что еще происходит на балу

В промежутках между самими танцами ведущие могут как рассказывать об истории их возникновения и особенностях исполнения (пока танцоры отдыхают), так и чередовать их с не менее зрелищными, но при этом более спокойными и статичными номерами. В качестве таковых годятся, прежде всего, разнообразные конкурсы.

Каждый из проводимых конкурсов должен не только быть созвучен духу эпохи (то есть напоминать аналогичные, проводившиеся в те времена), но и нести дополнительные функции, помимо развлечения участников. Это может быть и углубление знаний о творчестве великого поэта и его современников, и знакомство с основными правилами дворянского этикета, и эстетическое воспитание учащихся.

Какие же конкурсы может содержать сценарий пушкинского бала в школе?

Литературный конкурс

Состоять он может из двух не зависящих друг от друга частей. Одна из них - в виде состязания чтецов, исполняющих отрывки из произведений А. С. Пушкина. Выбирать фрагменты для декламации можно как в стихах, так и в прозе. Строгое жюри подводит итоги и в конце вечера награждает победителя тематическим призом, например книгой стихов.

Состоять компетентное жюри должно из учителей литературы и старшеклассников-участников школьного литературного кружка. Можно пойти еще дальше и объявить викторину на знание поэзии тех лет. Участникам предстоит угадать автора произведений, отрывки из которых исполняются. Произведения следует заранее подобрать из числа малоизвестных, не входящих в школьную программу.

Как известно, среди дам и кавалеров того галантного времени было принято "баловаться" рифмами. Любительское литературное творчество процветало в салонах 19-го века. Для воссоздания атмосферы ушедшей эпохи как нельзя более кстати подойдет конкурс буриме - сочинение стихов на заранее заданные рифмы. Такие шуточные состязания способны выявить в ребятах литературную одаренность и способность к импровизации. Итоги также могут быть подведены в конце вечера с вручением шутливых призов - скажем, бутафорской чернильницы и гусиного пера для творчества.

Конкурс актерского мастерства

По ходу сценария вечера ведущие напоминают присутствующим о том, что в пушкинскую эпоху непременным атрибутом любого бала было выступление приглашенных артистов, а также подготовленные участниками бала номера. Юноши и девушки пели и музицировали на различных инструментах. Каждый мог блеснуть талантом. Устраивались "живые картины" и даже целые любительские спектакли.

Вот и на школьном балу уместными будут как шуточные бытовые сценки ушедшей эпохи, так и постановка целых отрывков из литературных произведений тех лет (желательно не очень длинных). Для этого можно организовать импровизированную сцену или уголок в стиле гостиной 19 века. Поможет оформить маленький школьный спектакль настоящий занавес и придуманные заранее несложные декорации в виде предметов старинного интерьера.

Такой мини-спектакль (или "живые картины") способен стать изюминкой вечера и передышкой для танцоров.

Конкурс дефиле

Разумеется, старания участников бала по созданию старинного образа, подбору прически на пушкинский бал, костюма, макияжа, разучиванию светских манер не должны пропасть даром. Будет вполне оправданным провести небольшие состязания на умение держаться, галантно обращаться с дамами (для юношей), принимать комплименты и остроумно на них отвечать, изящно двигаться (для девушек).

Ненавязчивый "смотр" старинным нарядам тоже вполне можно организовать. Разумным будет распределить призы в нескольких номинациях - за самое оригинальное решение костюма, за максимальное историческое соответствие, за наибольшее вхождение в образ.

Ну и, конечно, будет вполне естественным в конце вечера выбрать самую замечательную "пушкинскую красавицу" и самого галантного кавалера.

Что еще можно придумать

Неплохая идея - конкурс старинного рисунка. Художники могут состязаться в течение вечера в заранее оговоренных жанрах - портрета, пейзажа, старинного интерьера. В конце вечера компетентное жюри подводит итоги.

Для конкурса портретов можно пригласить в качестве моделей присутствующих участников в старинных костюмах. Можно одновременно сделать фотографии позирующих и позже сравнить с полученными портретами. В любом случае врученные в качестве сувениров рисунки послужат впоследствии замечательным напоминанием о прошедшем вечере.

В конце бала можно слегка отойти от традиций старины и устроить самую настоящую современную фотосессию. Галерея фотографий, размещенная на стендах в вестибюле школы, не только сохранит чудесные воспоминания, но и будет стимулировать учащихся к другим подобным мероприятиям.

Сценарий пушкинского бала для детей в садике

До сих пор мы с вами говорили о проведении пушкинского бала для учащихся школы, главным образом старшеклассников. А что же наши малыши? Возможно ли нечто подобное в начальной школе или, скажем,

Конечно, устроить "настоящий" бал с малышами вряд ли получится - возраст пока не тот. Но вполне возможно провести осенний бал для малышей в виде замечательного театрализованного праздника, посвященного, например, дню рождения великого поэта. Только надо подойти к делу с учетом возраста юных участников.

За основу при проведении такого мероприятия в детском саду или в 1-2 классе школы можно взять сценарий, составленный на основе сказок Пушкина. Задачей праздника при этом будет как закрепление знаний малышей о творчестве великого поэта, так и ненавязчивое подчеркивание в воспитательных целях присущих героям сказок как положительных, так и отрицательных черт.

Какие сказки взять?

Скажем, на примере "Сказки о рыбаке и рыбке" можно подчеркнуть всю отвратительность такой черты, как жадность. В игровой форме порассуждать о том, что было бы, если бы желания старухи продолжали исполняться, какие ошибки допускали персонажи, как они были за это наказаны.

Замечательно будет, если дети смогут инсценировать отрывки из сказки. В этом случае предстоит заранее позаботиться о костюмах и о распределении ролей.

На основе сказок Пушкина можно устроить множество разнообразных викторин на знание творчества поэта. Можно подобрать всевозможные загадки по теме. А конкурс юных чтецов-декламаторов, каждый из которых заранее приготовил стихотворный отрывок, станет гвоздем программы.

Как и на взрослом балу, не стоит забывать о танцах. В группе малышей упор следует сделать на народные формы любого творчества, в том числе и танцевального. Например, предложить детям поводить хоровод на "полянке".

Оформление праздника тоже должно соответствовать стилю пушкинских сказок. Неплохо бы продумать интерьер в виде деревенской избы с прялкой, печью, самоваром - вплоть до пресловутого корыта! В общем, использовать все, на что хватит фантазии и материальных возможностей организаторов.

Такой утренник в ненавязчивой форме привлекает внимание детей к наследию великого писателя, будит фантазию, способствует закладке основных нравственных ценностей.