Кружок оригами в начальной школе название. Рабочая программа кружка "оригами" в начальной школе

15.06.2019 Мастер классы

Муниципальное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №20

Утверждаю:

Директор СОШ №20

__________Г.А.Белошниченко

Рабочая программа кружка

«Волшебный мир оригами»

1 класс

Руководитель кружка Е.А. Калацис - Лукьянчук

учитель начальных классов

Как основу использовала программу учителя

начальных классов СОШ№23 Марущак О.В.

2011 – 2012 год.

г. Вяземский

Пояснительная записка

Программа дополнительного образования «Волшебный мир оригами» является общекультурной модифицированной программой художественно-эстетической направленности, созданной на основе результатов многолетней работы по обучению учащихся начальной школы основам искусства оригами.
Занятия оригами позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы.

Значение оригами для развития ребенка

 Учит детей различным приемам работы с бумагой, таким, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание.

 Развивает у детей у детей способность работать руками, приучает к точным движениям пальцев, у них совершенствуется мелкая моторика рук, происходит развитие глазомера.

 Учит концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления поделки, учит следовать устным инструкциям.

 Стимулирует развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.

 Знакомит детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д., при этом происходит обогащение словаря ребенка специальными терминами.

 Развивает пространственное воображение – учит читать чертежи, по которым складываются фигурки и представлять по ним изделия в объеме, помогает развитию чертежных навыков, так как схемы понравившихся изделий нужно зарисовывать в тетрадку.

 Развивает художественный вкус и творческие способности детей, активизирует их воображение и фантазию.

 Способствует созданию игровых ситуаций, расширяет коммуникативные способности детей.

 Совершенствует трудовые навыки, формирует культуру труда, учит аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

 Большое внимание при обучении оригами уделяется созданию сюжетно-тематических композиций, в которых используются изделия, выполненные в технике оригами.

Оригинальность композиции достигается тем, что фон, на который наклеиваются фигуры, оформляют дополнительными деталями, выполненными в технике аппликации. Так, в зависимости от темы композиции, создают нужную окружающую обстановку, среду обитания: луг с цветами, островок в пруду, небо с облаками, тучами, ярким солнцем, бушующее море и т.п.
Для выразительности композиции большое значение имеет цветовое оформление. При помощи цвета передается определенное настроение или состояние человека или природы. В процессе создания композиций у детей формируется чувство центра, симметрии, представление о глубине пространства листа бумаги. Они учатся правильно располагать предметы на плоскости листа, устанавливать связь между предметами, расположенными в разных частях фона (ближе, выше, ниже, рядом), что требует изменения величины фигур. Предметы, которые находятся вблизи, должны быть большими по размеру, чем те же предметы, но расположенные чуть дальше или вдали. Так дети осваивают законы перспективы.
Таким образом, создание композиций при обучении оригами способствует применению школьниками знаний, полученных на уроках труда, рисования, природоведения.

Цель программы.

Занятия оригами направлены на всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие младших школьников, и повышение эффективности их обучения в средней школе.

Задачи программы:

Обучающие

 Знакомство детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.

 Формирование умения следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий.

 Обучение различным приемам работы с бумагой.

 Применение знаний, полученных на уроках природоведения, труда, рисования и других, для создания композиций с изделиями, выполненными в технике оригами.
Развивающие:

 Развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения.

 Развитие мелкой моторики рук и глазомера.

 Развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей.
Воспитательные:

 Воспитание интереса к искусству оригами.

 Расширение коммуникативных способностей детей.

 Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.

Организационные принципы (возраст детей, сроки реализации программы, условия набора, режим занятий, наполняемость групп)

Программа «Волшебный мир оригами» адресована учащимся начальной школы и рассчитана на 4 года – полный курс обучения детей в начальной школе.
Учитывая возраст детей и новизну материала, для успешного освоения программы занятия в группе должны сочетаться с индивидуальной помощью педагога каждому ребенку. Практика показала, что оптимальное количество детей в группе должно быть не более 10 - 15 человек.

Год
обучения

Количество часов
(академических)

Кол-во
детей
в группе

в неделю

Формы и методы обучения

В процессе занятий используются различные формы занятий:
традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, игры, праздники, конкурсы, соревнования и другие.
А также различные методы:

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);
наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);
практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.).

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
- исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;
индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
групповой – организация работы в группах.
индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем и др.


Ожидаемые результаты

В результате обучения по данной программе учащиеся:
– научатся различным приемам работы с бумагой;
– будут знать основные геометрические понятия и базовые формы оригами;
– научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; создавать изделия оригами, пользуясь инструкционными картами и схемами;
– будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами;
– разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию.
– познакомятся с искусством оригами;
– овладеют навыками культуры труда;
– улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.

Способы фиксации результатов

Проведение аттестации учащихся
в начале, середине и конце года
Составление диагностической карты
«Оценка результатов освоения программы».

Формы подведения итогов работы кружка
Составление альбома лучших работ.
Проведение выставок работ учащихся:
– в классе,
– в школе, после второго года занятий
– в районной библиотеке на 4 году обучения.

Учебно-тематический план

1 год обучения

Наименование тем

Количество часов

практика

Формирование группы

Беседа по охране труда

Диагностика обученности учащихся

Знакомство с оригами

Базовая форма «Треугольник»

Базовая форма «Воздушный змей»

Базовая форма «Двойной треугольник»

Итоговое занятие

Оформление выставочных работ

1 год обучения (33часа)

Формирование группы (1час)
Беседа по охране труда (1 час)
Диагностика обученности учащихся (2 часа)
Входная диагностика. Диагностика по итогам 1 полугодия. Итоговая диагностика.
Знакомство с оригами (2 часа)
Правила поведения на занятиях оригами. Правила пользования материалами и инструментами. Термины, принятые в оригами. Изготовление квадрата из прямоугольного листа бумаги (два способа). Понятие «базовые формы».
Базовые формы:
«Треугольник» (12 часов),
«Воздушный змей» (7 часов),
«Двойной треугольник» (4 часа).
Знакомство с условными знаками, принятыми в оригами и основными приемами складывания. Базовые формы. Инструкционные карты, демонстрирующие процесс складывания. Складывание изделий на основе простых базовых форм. Оформление композиций с полученными изделиями (объемная аппликация).
Парусный кораблик. Соревнования «Гонки на столе».
Итоговое занятие (1час)
«Чему мы научились за год».
Оформление выставочных работ (3 часа)
Оформление выставок работ учащихся.

Способы предъявления и объяснения материала

Предлагаемый курс занятий по обучению оригами рассчитан на 3 этапа (4 года обучения). В процессе обучения постепенно возрастает уровень сложности выполняемых детьми работ. Многие фигурки, известные в оригами, начинают складывать одинаково до определенного момента. Одинаковые заготовки называются базовыми формами.

На 1 этапе (1 год обучения) все изделия основаны на простых базовых формах: «Треугольник», «Воздушный змей», «Двойной треугольник»,. На этом этапе детям демонстрируется лишь сам процесс складывания. Условные знаки и схемы служат им дополнительной иллюстрацией при показе процесса складывания. В методической литературе учителям и воспитателям рекомендуют на этом этапе демонстрировать детям процесс складывания изделия на большом листе бумаги. Особое внимание в начале обучения следует уделять оформлению композиций. Например, композиция «Островок в пруду». Это первая большая работа в 1 год обучения. Она рассчитана на шесть занятий. Каждое изделие (рыбка, бабочка, головастик, жучок, жаба) делается на отдельном занятии. Сначала для тренировки дети делают их из больших квадратов и украшают аппликацией. Затем, рассмотрев получившиеся образцы, мастерят маленькие фигурки для композиции, которые оставляют в классе в конвертах для незаконченных работ.

Отдельное занятие посвящено созданию фона и приклеиванию фигурок. На этом занятии следует обратить внимание детей на то, что на синий фон сначала приклеивается желтая заготовка для песчаной отмели, а затем на нее приклеивают зеленую лужайку, поэтому прямоугольник желтого цвета для изготовления песчаной отмели надо взять большего размера, чем зеленый для лужайки. Можно дать шаблоны прямоугольников или предложить детям готовые заготовки желтого и зеленого прямоугольников, из которых они сами вырежут лужайку и отмель любой формы.

По желанию дети могут добавить в композицию дополнительные маленькие острова или лист кувшинки, на которые можно приклеить насекомых. Прежде чем разрешить ученикам приклеивать детали аппликации, нужно проверить, красиво ли они расположили их на плоскости листа, и оказать детям необходимую индивидуальную помощь.

Примерное тематическое планирование занятий

1 год обучения

1,2. Формирование группы.
Знакомство с оригами.
3,4. Беседа по охране труда.
Входная диагностика.
5,6. Правила поведения на занятиях.
Термины, принятые в оригами.
Кармашек (кошелек)
Базовая форма «Треугольник»
1. Стилизованный цветок.
2. Лисенок и собачка.
3,4. Котик и бычок.
5,6. Яхта и пароход.
7,8. Композиция «Кораблики в море».
9,10. Стаканчик и фуражка.
11. Синица и снегирь.
12. Композиция «Птицы в лесу».

Базовая форма «Воздушный змей»
1. Кролик и щенок.
2. Курочка и петушок.
3. Композиция «Домашние птицы на лужайке».
4. Ворона.
5. Сказочная птица.
6. Сова.
7. Диагностика по итогам 1 полугодия.

Базовая форма «Двойной треугольник»
1,2. Рыбка и бабочка.
3. Головастик и жук..
4. Лилия.
5,6,7,8. «Чему мы научились за год».
9.Диагностика по итогам года.

    Программа

    ... Программа для 1 класса Пояснительная записка Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса ... полученных знаний. 31 Оригами «Бабочка» 1 ... нас Тема 1: «В мире волшебных красок» 8 часов... под руководством руководителя кружка . Литература: Королева...

  1. Рабочая программа по русскому языку для 1 «Б» класса Составитель

    Рабочая программа

    Хохотушки. Я. Тайц. Волк Г. Кружков . Ррры! Н. Артюхова. Саша- ... Руководитель МО __________ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по окружающему миру для 1 «Б» класса ... Бумага. Изделие «Волшебные фигуры». Бумага. ... изделий в технике оригами . Сравнение способов изготовления...

  2. Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования 2 17

    Программа

    Лунин, Г. Кружков *, Э. Успенский... мире . Герой волшебной сказки. Представление о волшебном мире , волшебном помощнике и волшебных предметах, волшебных ... классов . ЗАО «ЛИНОС» Рабочая программа по математике Пояснительная записка Программа ... Оригами ... руководитель ...

Введение

Никто не знает, кто именно и когда придумал эту увлекательную японскую игру – оригами. Многие поколения японцев внесли в оригами свой вклад, передавая умение складывать плоский лист бумаги в чудесную фигурку.

Оригами – это самобытное японское искусство создания моделей различных предметов, животных, птиц, цветов путем сгибания листа бумаги. Развилось оригами благодаря естественной потребности человека к красоте и гармонии.

Оригами – очень древнее искусство, но и сегодня оно молодо и необычайно популярно во всем мире.

Оригами впитало в себя эстетику и философию древнего востока. Возможности у этого искусства огромны. Миллионы вариантов, спрятанных до поры в листе бумаги, таят загадку для новых поколений математиков, архитекторов, программистов, конструкторов и дизайнеров.

В последнее время в нашей стране многие дети и взрослые познакомились с оригами.

Воздействие занятий оригами на формирование ценных качеств человеческой личности огромно. Этот вид деятельности новый для наших детей. Однако, большинство педагогов уверены, что оригами необходимо для полноценного развития ребенка.

В основе традиционного японского искусства ОРИГАМИ лежит преобразование плоской формы в объемную. Из квадратного (реже – прямоугольного) листа бумаги, ничего не вырезая и не отрезая, а только складывая, можно изготовить множество оригинальных объемных фигурок. Поэтому-то техника и получила такое название: по-японски ори – «складывание», ками – «бумага». Приблизительно в XVIII веке эти два слова стали произносить как одно – оригами.

До 70-х годов ХХ столетия складывание фигур из бумаги у нас в стране не имело специального названия, хотя такая забава, как складывание бумажных «петушков», издавна была известна. Л. Н. Толстой так говорил об этом (рукопись «Что такое искусство?»): …Выдумка эта от Японии… Произведение такого петушка есть настоящее искусство». И в русский язык это искусство вскоре вошло под своим исконным названием.

Оригами – духовный символ, таким оно зародилось на Востоке. Одновременно это светское развлечение, возможно, по этой причине у оригами много поклонников в западных странах. Но если на родине оригами соблюдаются древние традиции складывания из одного целого квадрата бумаги, то на Западе (особенно в США) наиболее популярно складывание многомодульных фигур с использованием нетрадиционных форматов бумаги.

Наиболее известным в мире оригамистом является Акира Йошизава. Им создано то, что называют «оригамной азбукой», благодаря которой в середине ХХ века произошел расцвет оригамного творчества: условные обозначения, графические знаки позволили зафиксировать процесс складывания.

Оригами все активнее входит в воспитательно-образовательный процесс современного школьника

Это новый предмет обучения, обладающий универсальной коррекционной психолого-педагогической особенностью. Его использование в работе логопеда, психолога, воспитателя неизменно дает положительные результаты.

ПРОГРАММА КРУЖКА «ЧУДЕСА ИЗ БУМАГИ.ОРИГАМИ»

Класс 2

Количество часов: всего 34часа; в неделю 1 час

Нормативно-правовая и документальная основа:

Закон Российской Федерации « Об образовании».

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении и введении в действие Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования», от 06.10.2009, №373.

Письмо Министерства образования РФ от 2.04.2002 г. № 13-51-28/13 «О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в ОУ.

Приказ №1241 от 26 ноября 2010г. О внесении изменений ФГОС НОО утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. №373.

Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 от 29 декабря 2010 г. N 189.

Пояснительная записка

Самый простой, недорогой, доступный всем, и взрослым, и детям, материал - бумага. Она легка в обработке, что очень привлекает работать с ней детей. Но такая деятельность требует от них точных, мелких движений пальцев. Работа с бумагой способствует концентрации и сосредоточенности внимания, стимулирует развитие памяти (запоминание последовательности изготовления, приемы складывания и пр.), знакомит с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т. д.), обогащает словарь специальными терминами. Конструируя ту или иную фигуру из бумаги, ребёнку необходимо соотносить наглядные символы (показ приемов складывания) со словесными (объяснение приемов складывания) и переводить их в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий). Всё это - возможности оригами. - то есть японского искусства складывать фигурки. Своё название оно получило от японских слов «ори» - складывать и «гами» - бумага.

Это уникальное занятие для всех и каждого. Любой найдёт в оригами то, что ему близко, интересно. И никого оригами не оставит равнодушным. Для занятий нужна только бумага и знания. С помощью оригами легко и быстро создается целый мир, в который можно играть. Занятия оригами абсолютно безопасны даже для самых маленьких детей Оригами – коллективное творчество. Работая вместе, дети сделают множество интересных композиций. Оригами не требует больших материальных затрат и особых способностей – получается у всех, кто хочет творить. С помощью оригами дети научатся быстро делать удивительные и оригинальные подарки

Программа кружка «Чудеса из бумаги» дает ребенку представление о технологическом процессе как совокупности правил, требований; дает возможность овладеть различными приемами и способами действий с бумагой. Практическая деятельность на занятиях является средством общего развития ребенка: формирование способности работать руками под контролем сознания, совершенствование мелкой моторики рук, развитие глазомера, формирование трудовых навыков, воспитание коммуникативных навыков. Кроме того программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.

Большое место в программе отводится практическим работам, при выполнении которых учащиеся:

    знакомятся с рабочими технологическими операциями, порядком их выполнения при изготовлении изделий;

    овладевают отдельными технологическими операциями – разметкой, сгибанием, складыванием, надрезанием, склеиванием, сборкой, отделкой.;

    знакомятся со свойствами бумаги;

    учатся преимущественно конструкторской деятельности;

    знакомятся с природой и использованием ее богатства человеком.

Особенности содержания факультатива.

Содержание данной программы внеклассной деятельности школьников подчиняется следующим принципам:

-личностно ориентированное обучение (поддержка индивидуальности ребёнка; создание условий для реализации творческих возможностей школьника);

-природосообразность (соответствие содержания, форм организации и средств обучения психологическим возможностям и особенностям детей младшего школьного возраста);

-педоцентризм (отбор содержания обучения, адекватного психолого-возрастным особенностям детей, знаний, умений, универсальных действий, наиболее актуальных для младших школьников; необходимость социализации ребёнка).

Место факультатива в учебном плане.

Программа рассчитана на 34 ч (1 ч в неделю), 2 класс, является компонентом плана внеурочной деятельности.

Цель программы всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами работы с бумагой (техники оригами).

В результате изучения данной программы во 2 классе обучающиеся получат возможность формирования

Личностных результатов:

формирование умения отзывчиво относиться к ученикам, проявлять готовность оказать им посильную помощь;

формирование мотивации к творческому труду, к работе на результат,

бережному отношению к труду.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УДД:

определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога;

проговаривать последовательность действий;

учиться работать по предложенному педагогом плану;

учиться отличать верно выполненное задание от неверного;

учиться сравнивать способы действия и результат с эталоном;

учиться корректировать, вносить изменения в работу;

учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УДД:

ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога;

учиться добывать новые знания: находить новые способы работы с бумагой, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога;

выбирать наиболее эффективные способы оформления работы.

Коммуникативные УДД:

учиться выражать свои мысли;

учиться планировать и осуществлять работу в группах, договариваться в коллективе, сотрудничать, принимать совместные решения и реализовывать их в творческих коллективных работах.

Предметные результаты :

знать об особенностях работы с разными видами бумаги; знать основные геометрические понятия и базовые формы «оригами»,

уметь узнавать изделия, открытки, выполненные в технике «оригами»;

уметь соблюдать правила техники безопасности;

иметь представление о композиции на плоскости и в объёме;

уметь создавать композиции с изделиями, выполненными в технике «оригами»;

уметь частично самостоятельно находить и использовать дополнительную информацию из различных источников (в том числе из сети Интернет).

Методы, используемые на занятиях кружка:

беседа, рассказ, сказка;

рассматривание иллюстраций;

работа с шаблонами;

творческое конструирование;

показ образца выполнения последовательности работы.

Формы работы и контроля

Формы учебных занятий в кружке могут быть разными: индивидуальная, парная, групповая, работа над проектом.

Формой контроля сформированности представлений о различных способах работы с бумагой являются творческие отчёты, изобразительные работы, выставки.

Возраст детей и сроки реализации программы .

Возраст обучающихся 7-11лет.

Рабочая программа 2 года обучения рассчитана на 34часа (1час в неделю).

Содержание программы 2 класс:

    Общее представление о бумаге, её свойствах и способах работы с ней. (2ч)

Виды бумаги, ее свойства. Сравнение видов бумаги, а также образцов работ, выполненных из разных видов бумаги. Организация рабочего места. Техника безопасности. Основные правила работы с ножницами, правила организации рабочего места.

    Оригами: знакомство с техникой «оригами» , базовые формы оригами, модульное оригами. Условные обозначения, принятые в оригами. Конструирование из бумаги в технике «оригами».(25ч)

Бумага для изготовления работ в технике «оригами». Учимся складывать и резать. Понятие «Базовая Форма». Складывание базовой формы, анализ порядка действий. Базовые формы в «оригами». Складывание базовых форм по образцу. Конструирование фигур животных, растений, насекомых с использованием различных базовых форм. Отработка складывания по образцу. Модульное оригами. Знакомство с понятием «модуля». Конструирование из модулей по образцу. Творческое оформление работ.

    Коллективные творческие работы (7 ч)

Выполнение творческих коллективных работ к различным праздникам: «С днём учителя», «С Новым годом!», «Поздравляем с днём 8 Марта!», а также изготовление индивидуальных творческих работ по желанию учащихся с использованием техники «оригами». Систематизация изученных приёмов работы с бумагой. Творческий отчёт, выставка лучших работ.

Календарно-тематическое планирование:

п/п Тема занятия Количество часов

    Виды бумаги, ее свойства.Организация рабочего места. Техника безопасности 1ч

    Бумага. Понятие «Базовая Форма». Условные обозначения, принятые в оригами.1ч

    Воспоминание о лете: панама и очки.1ч.

    Кленовый лист. Декоративное оформление изделия.1ч

    Изготовление стенгазеты «День учителя». 1ч

    Деревня моей мечты. Домики. 1ч Фоторамка.1ч
  1. Коллективная композиция «Подводный мир». Рыбы, водоросли. 1ч

    Подарок бабушке. Открытка с тюльпанами. 1ч

    Кораблик. 1ч

    Животные Севера: тюлень. 1ч
  2. Животные Севера: белый медведь. 1ч

    Открытка.Снежинка. 1ч

    Сувенир. Дед Мороз. 1ч

    Коллективная работа « С Новым годом!» 2ч

    Сувенир. Снегурочка.1ч

    Птицы. Голубь. 1ч

    Птицы. Лебедь. 1ч

    Самолеты. 1ч

    Конверт с сердечком. 1ч Открытка для папы. 1ч
  3. Открытка «Букет для мамы».1ч
  4. Модульное оригами. Ромашка. 1ч

    Модульное оригами. Подсолнух. 1ч

    Кораблики, парусники. 1ч
  5. Бабочки. 1ч

    Пасхальный сувенир. Цыплята в скорлупке. 1ч

    Цветы. Ландыши.1ч
  6. Цветы. Гвоздика. 1ч

    Конверт для ветеранов с гвоздиками. 1ч

    Творческая мастерская: любимые поделки. 1ч Итоговое занятие. Выставка лучших работ. 1ч

Материально-техническое оснащение занятий.

Для занятий в кружке необходимо иметь следующие материалы:

  • Цветную и белую бумагу формата А4,

    картон белый и цветной, гофрированный,

    клей (наилучшим является клей ПВА).

Инструменты: ножницы, карандаши простые, цветные карандаши, фломастеры, линейка, кисточки для клея, салфетки, клеенка.

Технические средства обучения.

1 Компьютер

2 Мультимедийный проектор

3 Колонки для компьютера

Экранно-звуковые пособия: презентации к урокам.

Литература

1. В.В. Выгонов Оригами. М. 2003,

2. Л. П. Васильева – Гангус.Уроки занимательного труда.М. 1979.

3. Д.И. Долженко. 100 оригами. Ярославль.2004.

4. С. В. Соколова. Праздник оригами. Открытки, письма, сувениры. – М. 2007.

5. Журнал. Мое любимое хобби. Мастерим с детьми. 2013.

Хелен Уолтер. Узоры из бумажных лент. Ниола – Пресс. 2006.

6. Д.Чиотти. Оригинальные поделки из бумаги. Мир книги. 2008.

Интернет-ресурсы:

    http://www.tvoyrebenok.ru/origami.shtml

    http://stranamasterov.ru

Пояснительная записка

Программа кружка «Оригами» имеет общекультурное направление, созданной на основе результатов многолетней работы по обучению учащихся начальной школы основам искусства оригами. Занятия оригами позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность. Программа внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Программа внеурочной деятельности направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование. Личность ученика становится центром внимания педагогики.

Цель: Развитие творческих способностей, познавательной сферы младших школьников путём овладения искусством оригами.

Задачи:

· Обучить технике оригами, получить первоначальный опыт самореализации.

· Развивать воображение, художественный вкус, чувство прекрасного.

· Воспитывать трудолюбие, творческое отношение к труду.

· Формировать представление об эстетических идеалах.

Актуальность данной программы в том, что она позволит обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы. Программа способствует развитию познавательных процессов личности обучающихся, социализации ребёнка путём приобщения его к полезной доступной деятельности. Предлагаемая система практических занятий позволит формировать, развивать, корректировать у младших школьников пространственные и зрительные представления, наличие которых является показателем школьной зрелости, а также помочь детям легко и радостно включиться в процесс обучения.

Педагогическая целесообразность обусловлена важностью создания условий для формирования у младшего школьника пространственных представлений логического мышления, геометрических понятий, развитие моторики и глазомера.

Программа предполагает работу с детьми в форме занятий, совместной работы детей с педагогом, а также их самостоятельной творческой деятельности. В связи с тем, что в образовательном процессе мало времени уделяется художественно-эстетической стороне воспитания личности, поэтому возникла необходимость создания этой программы. Данная программа даёт возможность расширить содержание образования школьников области « Технология», « Искусство» через приобретение ими практических навыков одного из видов декоративно-прикладного искусства оригами.

Общая характеристика кружка.

Данная программа рассчитана и адаптирована для учащихся начальной школы. В процессе обучения возможно проведение корректировки сложности заданий и внесение изменений в программу, исходя из опыта детей и степени усвоения ими учебного материала. Программа включает в себя не только обучение оригами, но и создание индивидуальных и коллективных сюжетно-тематических композиций, в которых используются изделия, выполненные в технике оригами.

Во время занятий оригами для снятия излишней возбудимости детей, создания непринужденной и творческой атмосферы используются аудиокассеты с записями звуков живой природы и музыки. В результате этого, у детей происходит выравнивание психомоторных процессов, изменение их поведения, улучшение личных взаимоотношений. Ведь всем известно, что музыка влияет на эмоциональное состояние и настроение человека.

Программа включает в себя не только обучение оригами, но и создание индивидуальных и коллективных сюжетно-тематических композиций, в которых используются изделия, выполненные в технике оригами.

Место кружка в учебном плане.

Программа адресована учащимся начальной школы. Учитывая возраст детей и новизну материала, для успешного освоения программы занятия в группе должны сочетаться с индивидуальной помощью педагога каждому ребенку. Возраст детей 7-10 лет. Срок реализации - 4 года. Программа рассчитана на 34 часа в год.

Периодичность занятий - 1 раз в неделю. Программа реализуется учителями начальных классов.

Методы обучения и формы занятий: В процессе занятий используются различные формы занятий: традиционные, комбинированные и практические занятия игры, праздники, конкурсы, соревнования и другие.

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия: .словесный (устное изложение, беседа, рассказ, и т.д.); .практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.).

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

  • объяснительно-иллюстративный - дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
  • репродуктивный - учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
  • частично-поисковый - участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
  • исследовательский - самостоятельная творческая работа учащихся.

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:

  • фронтальный - одновременная работа со всеми учащимися;
  • индивидуально-фронтальный - чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
  • групповой - организация работы в группах.
  • индивидуальный - индивидуальное выполнение заданий, решение проблем и др.

Оценка результатов:

Наиболее плодотворным фактором, в оценочной работе итогов обучения, являются выставки работ учащихся. Параметры оценивания представленных участниками работ могут изменяться в зависимости от уровня и целей проводимых выставок. Выставки позволяют обменяться опытом, технологией, оказывают неоценимое значение в эстетическом становлении личности ребенка. Однако выставки проводятся один-два раза в учебный год, творческая же работа ребенка постоянно требует поощрения в стремлениях.

Большое значение в оценивании итогов обучения имеют разнообразные конкурсы. Подарки, поделки, сувениры с элементами художественного конструирования ребята готовят к праздникам с большим удовольствием. В декоративном решении работы детей выглядят красочно, празднично, а иногда и фантастически. Результативность развития художественного мышления ребят оценивается по следующим критериям: степень оригинальности замысла, выразительность выполненной работы, овладение приемами работы в материале. В процессе таких занятий более интенсивно развиваются творческие способности детей (воображение, образное и техническое мышление, художественный вкус).

Формы подведения итогов: . Составление альбома лучших работ. . Проведение выставок работ учащихся: - в классе, - в школе,

Учебно-тематический план.

Тема занятия

Вводное занятие. Что такое оригами. Беседа по охране труда.

Бумага, инструменты и основные типы складок.

Основные формы

Ввоздушный змей, рыба, блин

Бомба, основа, птица, лягушка.

Традиционные модели - классика оригами.

Журавль, чашка, лилия.

Шлем, кимоно, корона.

Водяная бомба, коробочка «самбо», голубь мира.

Лодка-сампан, коробочка-масу.

Животные, люди и цветы.

Бабочка, монахиня, лебедь.

Собачка, бутоньерка, раковина.

Человечек, петух, тюльпан и ваза.

Игрушки, игры и движущиеся модели.

Лягушка, планер, птица.

Хлопушка, штабель, собачка.

Бумеранг, пропеллер, ворона.

Выставка.

Поделки из бумаги.

Закладка для книг, конверт, лоток для скрепок.

Рамка для фотографий, визитница.

Квадратная коробочка, подставка-сердечко.

Пасхальная корзиночка, вертушка.

Трюки и забавы.

Предсказатель судьбы, рубашка.

Моргалки, клубника.

Шляпы из газеты, тельняшка.

Декоративное оригами.

Парусная лодка, подвески.

Браслет, салфетки.

Открытка-цветок, визитка для подарка.

Бумажная цепочка, звезда.

Модульное оригами.

Вертушка.

Шар-бабочка.

Японская капуста.

Модульная звезда, куб.

Фейерверк.

Подготовка к выставке.

Выставка.

Заключительное занятие.

Материально-техническое обеспечение кружка.

Дидактический материал карточки с заданиями, тесты, иллюстрационный материал, репродукции картин, фотоальбомы, инструкционные карты.

Техническое оснащение

видеофильмы, интернет, компьютер, демонстрационный экран (интерактивная доска), мультимедийный проектор;

Список литературы.

  1. Афонькина, Е. Ю, Афонькин, С. Ю. Всё об оригами [Текст] справочник/ Е.Ю. Афонькина, С.Ю. Афонькин. - СПб: Кристалл, 2005.
  2. 2. Афонькина, Е. Ю, Афонькин, С. Ю. Игрушки из бумаги [Текст] / Е.Ю. Афонькина, С.Ю. Афонькин. - СПб: Литера, 1997.
  3. Афонькина, Е. Ю, Афонькин, С. Ю. Собаки и коты - бумажные хвосты [ Текст] / Е.Ю. Афонькина, С.Ю. Афонькин. - СПб, Химия, 1995.
  4. Афонькина, Е. Ю, Афонькин, С. Ю. Цветущий сад оригами [ Текст] / Е.Ю. Афонькина, С.Ю. Афонькин. - СПб, Химия, 1995
  5. Выгонов,В.В. Я иду на урок. Начальная школа. Трудовое обучение. Поделки и модели [Текст]: книга для учителя / В.В.Выгонов. - М.: Первое сентября, 2002.
  6. Долженко, Г.И. 100 оригами [Текст]: книга, учителей начальной школы.
  7. Сержантова, Т. Б. 100 праздничных моделей оригами [Текст]: книга для учителей начальной школы и родителей/ Т.Б.Сержантова. М.: Айрис-пресс, 2007
  8. Соколова, С.В. Игрушки и забавы. Оригами [Текст]: книга для родителей/ С.В.Соколова. - СПб.: Нева, 2007
  9. Соколова, С.В. Игрушки - оригамушки [Текст]: книга для родителей/ С.В.Соколова. - СПб: Химия, 2001
  10. Гусакова М. А. “Аппликация”. М., Просвещение, 1987.
  11. 11.Гусакова М.А. “Подарки и игрушки своими руками”. М., Сфера, 200
  12. 12.Выгонов В. В. Мир оригами 1 - 2. - М.: Новая школа, 1996.
  13. Выгонов В. В. Мир оригами 3 - 4. - М.: Новая школа, 1996.
  14. Выгонов В. В. Оригами: Альбом - пособие для учителей начальной школы и воспитателей детских садов. - М.: Новая школа, 1996.
  15. Выгонов В. В. Трехмерное оригами - М.: Издательский Дом МСП, 2004.
  16. Т. Б. Сержантова Оригами для всей семьи. М.: Рольф, 2001.
  17. Т. Б. Сержантова 365 моделей оригами. М.: Рольф, 2001.