Как правильно подготовить ребенка к первой исповеди? Как подготовить ребенка к первой исповеди

17.04.2021 Возраст ребенка

Вопрос о подготовке детей к причастию освещается во многих книгах и на многих православных сайтах. Однако ему уделяется внимание лишь в рамках вопроса о подготовке к причастию взрослых. Ввиду большого отличия физиологического и психологического устроения взрослого человека и ребенка, автор статьи предлагает найти особый подход к рассматриваемому вопросу, который бы учитывал возрастные особенности детей и исходя из этого позволял принимать решения относительно выбора условий подготовки к Таинству Причастия.

Мы расскажем о подготовке к Таинству для детей:

  • До года
  • От года до трех лет
  • От трех лет до семи.

О проблемах и вопросах

Вопрос о подготовке детей к причастию в большинстве книг и на многих православных сайтах обсуждается в рамках вопроса о подготовке к причастию взрослых. Разве что с некоторыми уточнениями, которые занимают максимум три абзаца. Причем советы батюшек и мнения авторов публикаций оказываются чуть ли не диаметрально противоположными. Одни утверждают, что детей надо готовить путем чтения с ними молитв – начиная с небольшого количества и заканчивая вычитыванием всего правила по мере освоения текста и привыкания, а также с малолетства приучать ребенка к трехдневному посту. Другие говорят о том, что важно просто настроить соответственно малыша, достаточно в качестве аскетического упражнения ограничить доступ к телевизору, а перед причастием младенца (каковыми считаются дети до 7 лет) можно даже и покормить, если он не может терпеть. Особое внимание уделяется и вопросу детской исповеди, так как в русской традиции сложилось так, что исповедь, практически утратив значение самостоятельного Таинства, превратилась в обязательный элемент подготовки к причастию – своеобразным пропуском к Чаше со Святыми Дарами. А потому большинство интернет и печатных источников категорично говорит об обязательной исповеди перед причастием ребенка, начиная с семилетнего возраста.

Еще одной особенностью является в общем-то своеобразное невнимание к теме подготовки ребенка к причастию – в сознании многих священников ребенок предстает таким своеобразным недоделанным взрослым, а потому ему просто надо все «объяснить», вроде как слабоумному. Например, на вопрос о том, можно ли насильно причащать годовалого ребенка, священник отвечает: «Родителям нужно приложить усилия и со своими детками дома беседовать о Церкви и Таинстве. После причастия можно дать ребеночку что-нибудь вкусненькое, создать радостную обстановку для малыша. Ставить в пример тех деток, которые спокойно причащаются. И со временем Ваш ребенок привыкнет, и будет хорошо, спокойно причащаться». Хороший ответ, правильный. Проблема только в том, что беседовать с годовалым ребенком о Церкви и Таинстве в общем-то можно сколько угодно – также как об астрофизике или нанотехнологиях. В этом возрасте уровень восприятия информации, как, собственно, и детская память, имеют свои особенности: «В раннем детстве и в младшем дошкольном возрасте память имеет непреднамеренный, непроизвольный характер. В этом возрасте перед ребенком еще не возникают задачи запомнить что-либо для воспроизведения в будущем. Двух-трехлетний ребенок запоминает только то, что имеет для него актуальное значение в данный момент, что связано с его непосредственными жизненными потребностями и интересами, что оказывает на него сильное эмоциональное действие”. То есть смысла именно «беседовать с годовалым ребенком о значении церкви» нет, хотя, конечно, сами родители могут получить от этого несказанное удовольствие и почувствовать свою значительность и духовное мастерство – ведь они взращивают свое чадо в вере.

Однако, как и во всех вопросах, касающихся воспитания ребенка, надо трезво отдавать себе отчет, к чему ведет то или иное родительское действие, а уж тем более такой масштабный «проект», как воцерковление собственных детей. И здесь, мне кажется, главная ошибка заключается именно в том, что к детям относятся в лучшем случае как к потенциальным взрослым, в худшем – как к реальной помехе богослужению, которую путем воспитания надо выдрессировать и превратить в благочестивую копию древних монахов.

В медицине, как и в психиатрии, например, существуют специальные, именно детские врачи, и выделяется детская и подростковая психиатрия. Это не случайно: детский организм (на физическом и психическом уровнях) отличается от взрослого настолько, что взрослый врач (если он профессионал) не будет лечить ребенка. Для этого существуют педиатры и детские хирурги, окулисты и проч. Я думаю, что подобную параллель можно провести и с духовным пастырством – возможно, нам нужны «специализированные» детские священники, нужно «детское богословие». Хотя, как я понимаю, этот вопрос пока не то что не решается, он даже не возникает. И это вполне объясняется тем, что основной груз воспитания ребенка лежит, безусловно, на плечах родителей.

Попытаемся рассмотреть вопрос о подготовке детей к причастию исходя не из научных богословских трудов, которых у нас, как уже было сказано, в общем-то нет, а из собственного опыта, который, конечно, как и всякий опыт, имеет свои недостатки, а именно ограниченность и личные, характерные черты. Но тем не менее, и этот опыт может стать началом дискуссии о воцерковлении детей.

Итак, я бы, в первую очередь, разделила вопрос о подготовке детей к причастию на несколько подвопросов по разным критериям: возраст ребенка, количество детей в семье, воцерковленность семьи, а также собственные семейные традиции.

Маленькие детки – маленькие бедки

Подход к подготовке ребенка к причастию зависит от того, каков возраст ребенка. Так, конечно, абсурдно, как уже говорилось, заранее беседовать с младенцем до года; задача родителей, которые хотят причастить своего ребенка, – в первую очередь поднять себя с утра после бессонной ночи и укачать любимое чадо, страдающее коликой или зубками. Но мало просто встать и собраться, нужно угадать с кормлением младенчика, исходя из его «пищевого ритма». Я верю, есть на свете ангельские крохи, которые выдерживают трех-четырехчасовой перерыв между кормлениями и питаются так, словно у них внутри встроен таймер. Мои дети были другими: они требовали еды часто, кушали долго, а потом еще и обильно срыгивали. Я извиняюсь за физиологические подробности, но без них никуда – ведь если ребенка принести к причастию сразу после кормления, есть опасность, что он срыгнет и Святые Дары. Хотя эта ситуация скорее из разряда гипотетических, но тем не менее и ее надо учитывать. Если же ребенок будет слишком голоден, то вы рискуете украсить проповедь батюшки перед причастием ребенка заливистыми руладами (у нас не перевелись еще мужественные пастыри, которые читают длиннющую проповедь перед самым причастием, героически не замечая ноющих, рыдающих, шебуршащихся в первых рядах малолеток, изнывающих от ощущения полной бессмысленности происходящего), а соответственно, и сами будете нервничать: и за ребенка переживать, и стыдиться производимого вами фурора.

Таким образом, мама должна так приспособиться и к нуждам собственного младенца и к расписанию службы, чтобы и ребенка причастить, и самой при этом со стыда не умереть. Конечно, это легче сделать, если семья воцерковлена, и родители могут практически безошибочно угадать время причастия. Или же они помогают друг другу: один гуляет с коляской на улице, другой – молится в храме. Если же в храм ходит только мама с малышом, ее задача усложняется. В этот недолгий, в общем-то младенческий период главная подготовка к причастию для ребенка – это на самом деле умение мамы сохранить благодушие и позитивный настрой во время похода в храм на Литургию: донести малыша, раздеть, если жарко в храме, одеть, если холодно, не дать ему расплакаться, простоять какое-то время, держа на руках чадо, которое уже к возрасту в полугода, кстати, весит около 10 кг, ну и, конечно, причастить. И это, пожалуй, все. Может быть, не очень духовно и благочестиво, но – реально и жизненно.

т года до трех лет

С детьми старше года уже можно разговаривать – про мишек, зайчиков, белочек, машинки и многое другое. Это уже прогресс. Значит, можно пытаться и «беседовать о Церкви». Но с учетом возрастных и психических особенностей ребенка: «Отличительной чертой детской памяти является ее наглядно-образный характер. Ребенок лучше запоминает предметы и картины, а из словесного материала - преимущественно образные и эмоционально действующие рассказы и описания. Отвлеченные понятия и рассуждения, как плохо еще понимаемые, не запоминаются маленькими детьми. В силу ограниченности жизненного опыта у детей еще недостаточно развиты отвлеченные связи, и их память опирается главным образом на наглядно воспринятые отношения предметов. Осмысленное запоминание начинает развиваться у детей с появлением у них речи и в последующем все более совершенствуется, как в связи с дальнейшим развитием речи, так и по мере накопления жизненного опыта».

Таким образом, бесполезно с ребенком говорить отвлеченно, рассказывать ему о Таинствах тем языком, которым об этом пишут в большинстве катехизисов и церковных книг. Но это не означает и слюнявого сюсюкания вроде «подойди к батюшечке, сейчас он тебе даст конфеточку с ложечки», и тому подобное. Во-первых, в этом возрасте большинство родителей интуитивно понимают, что и как нужно говорить ребенку. Например, в обиход входит речь от первого лица множественного числа: «Мы сейчас будем кушать», то есть мама соединяет себя с ребенком, и все, что делает она, делает и он, и наоборот. С другой стороны, к ребенку обращаются и о нем говорят в третьем лице, используя при этом его имя собственное: «Машенька все скушала, вот молодец!».

Разговор с ребенком является предметно-наглядным, понятным, доступным и ситуативным. Это важно и можно использовать и при подготовке ребенка к причастию. По моему – может быть, ошибочному – мнению, в этом возрасте подготовка ребенка к причастию заключается в том, что мама или папа вместе с ребенком собираются и идут в храм, причем ситуация проигрывается именно на речевом уровне: «Сейчас мы встанем, умоемся, и пойдем в храм» и так далее. Каждое действие по возможности комментируется простыми предложениями, ласково, ненавязчиво и, что самое главное, без всякой ложной умильности в голосе. Не надо играть в благочестие. Если уж нет сил «щебетать» с утра, лучше совсем помолчать, чем взять фальшивую ноту. Сам поход в храм, причастие ребенка – также по возможности проговаривается.

Кроме того, ребенок в этом возрасте уже, хотя бы в фоновом режиме, «слышит», что делают родители. Поэтому можно читать правило ко Причастию в комнате, где играет или засыпает ребенок. И вы рядом, и слова молитв не покажутся ему когда-нибудь позже чем-то совершенно дикими.

Также нужно отметить и то, что частое причащение имеет не только духовную пользу и смысл, но и психологически «закрепляет» в памяти эту ситуацию: «Преобладание у детей наглядно-образной памяти не означает отсутствия у них словесно-логической памяти. Напротив, последняя развивается быстро, но для своего функционирования требует постоянного подкрепления со стороны непосредственных (предметных) раздражителей».

Однако частое причастие не должно стать самоцелью, и, конечно, всегда надо решать вопрос о том, сколько, когда и как причащать собственного ребенка, исходя не из информации, предлагаемой в книжках и интернет статьях, а из его самочувствия, его психотипа, его способности переносить нагрузки, его настроения, в конце концов. Нет ничего мучительнее, чем смотреть, как мама с папой скручивают вырывающееся чадо за руки – за ноги, а священник пытается попасть лжицей в рот извивающемуся младенцу. Все это похоже на какую-то неравную борьбу, где ребенок заранее обречен на роль проигравшего.

Причастие ребенка от трех до семи лет

Об этом благодатном возрасте познания мира писали многие психологи и родители. Это время, когда ребенку все интересно,
когда он ищет новых интеллектуальных и эмоциональных впечатлений, когда он может не только слушать, но и ему есть, что сказать. Иными словами, ребенок начинает осмысливать происходящее, связывать разрозненные кусочки своего опыта в единую мозаику, он начинает складывать свою картину мира. И задача родителей – помочь гармонично и красиво эту картину мира «нарисовать».

Во-первых, в этом возрасте можно уже разговаривать, читать и обсуждать. Конечно, читали и разговаривали мы и раньше, но теперь наш разговор переходит на новый уровень, да и книжки можно читать посерьезнее колобка и мойдодыра. Причем читать нужно хорошие книжки – обратите внимание: не православные, а хорошие. К сожалению, это не одно и то же. В последнее время разве что детская серия «Настя и Никита» от «Фомы» может назваться хорошей православной литературой, а если быть точным, хорошей современной детской литературой, лежащей в силовом поле православного бытия.

Почему я так настаиваю на чтении книг родителями детям? Потому что эта, казалось бы, незамысловатая семейная традиция имеет массу положительных сторон. Это и возможность побыть вместе с ребенком, посидеть бок о бок, уделив время только друг другу, это особая атмосфера душевного тепла, единой семьи, покоя и любви. Это и разговор после книжки – кто и как поступил, почему так, а не иначе. И здесь вы не только прививаете ребенку навыки пересказа, развиваете его речь, но и расставляете нужные нравственные акценты, формируете иерархию ценностей. Это та литературно-нравственная и эмоционально-мотивационная база, на которой будут строиться его знания о Церкви – именно так, а не наоборот.

Кроме чтения, как ни странно, важным, вернее, даже главным элементом подготовки ребенка к причастию является… его воспитание – обсуждение его поступков, создание нравственного компаса, усвоение понятий плохо/хорошо. Причем это должны быть нравственные понятия именно в общечеловеческой системе ценностей, а не так, что мы, православные, хорошие, а остальные, язычники, грешники, и общаться с ними нельзя, потому что они, как тот бычок из переделанного на православно-шутливый манер стихотворения, попадут в ад:

Идет бычок, качается,

Вздыхает на ходу,

И если не покается,

составитель: пономарь Арсений Викторович Фомичев

Дорогой ребенок, с момента крещения ты вступил в жизнь удивительную, интересную и блаженную. Твои крестные выполняют роль куда более важную, чем даже твои родители, потому что являются пособниками жизни вечной. Они должны всегда вести и воспитывать тебя по извилистой дороги жизни, помогая не только материально, но что самое главное, - и духовно. Учить тебя навыку необходимой молитвы, приучать к хождению в церковь, и самое главное – учить правильно исповедоваться и регулярно причащаться. В этой памятке, я составитель, хочу только немного помочь тебе разобраться в самом главном деле твоей жизни – жизни духовной. Помочь понять, как более правильно тебе, дорогой ребенок, подготовиться к таинствам исповеди, причастия, и сказать несколько поучительных слов о добрых делах, которые тебе необходимо знать и творить в своей жизни.

В этой временной жизни на земле, которая подготавливает нас к жизни вечной, небесной, надо среди прочих дел, уметь не только хорошо себя вести, но и если что-то сделал плохо, то есть согрешил, то, как можно скорее придти в церковь, и батюшке на исповеди рассказать про этот грех, сожалея о нем в сердце своем, и стараться больше этот грех не совершать. Какой бы грех не был плохой, его надо обязательно рассказать батюшке, только тогда Господь простит и помилует твою детскую душу. Если какой грех утаишь и не расскажешь о нем на исповеди, знай, что ты совершил еще более плохой поступок, потому что твой грех стал из-за этого в два раза тяжелее, как если бы ты его сделал дважды! Также, во время исповеди не называют имен людей, которые так или иначе были соучастниками твоего плохого дела, то есть согрешали вместе с тобой, в этом случае можно сказать так, например: я с друзьями рассказывал анекдоты, играл в карты, давал друзьям обидные прозвища и унижал их. Имен называть не надо, каждый должен рассказать о своих грехах сам. Также нельзя оправдываться и извиняться в своих грехах на исповеди: например: нельзя говорить, что я обозвал плохими словами товарища, потому что он меня рассердил, толкая и насмехаясь надо мной, а нужно в этом случае сказать батюшке так: я обозвал своего друга плохими словами. Все! Именно так! И не оправдывать себя! На исповеди мы перечисляем грехи и сердечно каемся в них, а не приходим к батюшке, чтобы себя оправдать или как-то извинить себя, этого не надо делать! Это неправильно! Примерный перечень грехов дан ниже, с помощью него, тебе, дорогой ребенок, будет легче вспомнить грехи, которые ты совершил, и лучше всего выписать их на листок бумаги, который надо отдать батюшке на исповеди. Готовясь только к исповеди, поститься, то есть не употреблять пищу животного мира, не обязательно (если день исповеди не постный).

Говеют или постятся тогда, когда хотят и исповедоваться и причаститься. Для этого читают утренние и вечерние молитвы, короткое детское правило ко святому Причастию, на кануне вечером, перед причастным днем нельзя кушать после 12 часов ночи! За 3-4 дня до причащения необходимо попоститься. Кушай в это время мед, орешки, фрукты и овощи, грибы и прочую растительную пищу, но не переедай, это тоже грех. А то так и лопнуть можно! Все должно в этой жизни быть в меру! Также необходимо попросить прощения у всех, кого ты обидел, без этого не исповедоваться, не причащаться нельзя! Иначе ты причастишься в суд и осуждение себя! А это страшно! Всегда проси прощения, если в чем виноват!

Вот тот небольшой перечень грехов, по которому можно проверить свою совесть и выписать на листок бумаги то, что относится к тебе.

Малый перечень возможных детских грехов: часть 1.

Не читал утренних и вечерних молитв, а также молитвы перед / после еды.

Неподготовленным причащался и, не стараясь вспомнить заранее про свои грехи, шел на исповедь (как с корабля на бал).

Редко исповедовался,

Редко причащался,

Скрывал свои грехи от батюшки на исповеди,

Не исповедавшись у священника, дерзал принимать святое причастие,

Рассеянно, невнимательно молился,

Не старался выучить, для начала своей духовной жизни, хотя бы самые первые молитвы для своего возраста: например: такие как: Отче наш…, Благодарим Тя, Христе Боже наш, и прочие.

Не слушался родителей, учителей и вообще старших,

Гордился, считал себя лучше, умнее, (красивее) чем другие,

Дрался с детьми, толкался, плевался на детей и обзывался, давал людям клички, дразнил кого-нибудь и насмехался над ближними,

Не учил уроки, не помогал своим родным в делах по дому и огороду,

Играл в карты,

Компьютерная зависимость,

Не ходил (по долгу) в храм,

Опаздывал на богослужение в воскресные и другие дни,

Без уважительной причины не ходил (может часто) на воскресную литургию,

Будучи уже достаточно взрослым никогда не исповедовался и не причащался,

Смотрел греховное по телевизору или компьютеру (в интернете), в книгах, журналах, читал греховную литературу, может даже противное православной вере,

Осуждал ближних (усопших),

Брал у кого-то в долг и не отдавал,

Давал богоугодное обещание и не исполнял,

Смотрел телевизор или слушал музыку в постные, праздничные и воскресные дни и всячески развлекался (например: ходил в кино по средам и пятницам),

Наклеивал на свое тело разные наклейки или писал на нем что-либо, делал татуировки (наше тело – это храм Духа Святаго и к нему, как и к душе нашей надо относиться подобающим, почтительным образом, тело христианина – это не место для развлечений).

Говорил пустое, не нужное. (Дух Божий ничем так не отгоняется от нас, как пустыми праздными разговорами – говорят святые отцы церкви),

Если ты старший, не приучал младших братьев и сестренок ко всему духовному: помолиться Богу, ходить в храм, учить добрым делам.

Не читал Евангелие, и в других церковных книгах (первым делом: Жития Святых, ибо это книга для начинающих) не поучался божественной мудрости.

Не почтение, оскорбления или обиды на своего отца крестного (или мать крестную). Этот грех тяжелее, чем обижать своих плотских родителей, потому как, например: для мальчика его отец крестный перед Богом является куда важнее и главнее, нежели его родной отец; для девочки – соответственно),

Брал без спроса еду и другие вещи, воровал игрушки у ребятишек,

Предавал кого-нибудь,

Не имел сострадания и милосердия к ближним, например: ленился покормить своего больного маленького (или большого брата), который был очень слабым и не мог встать с постели (а может еще и с большой температурой),

Пытался нарисовать иконы или небрежно обращался с ними,

Не зажигал лампадку перед началом своих детских молитв,

Не приучал себя к православной христианской жизни, а жил как самому нравиться, не по божески, (например: шатался где-то до 12-ти ночи с друзьями),

Курил (кто курит – тот возносит фимиам самому диаволу, говорят святые отцы церкви).

Любой грех, если он совершен в присутствии ближнего, а тем более если склонял или показывал ближнему греховный пример, то за каждого из совращенных на грех – двойной грех будет иметь душа того человека. Чем человек духовно опытней и подкованней, тем тяжелее для его души будет каждый отдельный грех, по тому как, чем больше знаешь духовного – тем больший с тебя спрос самим Богом!

… продолжение перечня детских грехов в следующей части.

Детская исповедь. Православное воспитание детей

(Размышление о воспитание детей священника Илии Шугаева – многодетного отца)

Дети исповедуются обычно с семи лет. Иногда первая исповедь воцерковленного ребенка совершается раньше семилетнего возраста после серьезного проступка, который сам ребенок осознает как грех. Родители объясняют ребенку, что причащаться с таким грехом без исповеди нельзя, а ребенок сам принимает решение исповедоваться. В данном случае пока ребенку не исполнилось семи лет, он может продолжать причащаться и без исповеди, если не будет совершен другой серьезный грех. С семи же лет дети обязательно исповедуются перед каждым причастием, как это делают взрослые.

Очень важно родителям подготовить ребенка к первой исповеди. Ребенка нельзя принуждать к исповеди - покаяние должно быть искренним и совершенно свободным. Ребенок может подчиняться родительскому авторитету, но при этом в нем не будет происходить духовного возрастания. Повзрослев, ребенок откажется исповедоваться вообще. Ребенку можно помочь продумать свою первую исповедь, побеседовав с ним о том, какие могут быть грехи, чем мы можем оскорблять Бога и людей. Для этого можно перечислить основные заповеди Божии, объяснив каждую из них. Не стоит напоминать ребенку его конкретные проступки, настаивая, чтобы он не забыл их исповедовать. Также ребенку необходимо объяснить, что произнесение грехов на исповеди - это еще только начало покаяния и очень важно, чтобы он не повторял их.

Обычно исповедь происходит перед причастием, поэтому воцерковленные дети исповедуются примерно один раз в две-три недели. Исповедоваться можно и без причащения. Частая исповедь, совершаемая ребенком без принуждения, способствует его нравственному взрослению и ответственности за свои поступки. При этом родители должны своим примером приучать ребенка к частой исповеди, сами прибегая к этому таинству.

Исповедь совершается перед Крестом и Евангелием, которые напоминают о том, что исповедь принимает Бог, а не священник, который является только свидетелем исповеди. Поэтому можно исповедоваться, как обращаясь к священнику, так и просто перечисляя грехи, не обращаясь непосредственно к священнику.

Хотелось бы, что бы ребенок усвоил правильное понимание исповеди. Священник у Креста и Евангелия - это не судья, который будет решать, насколько дурной поступок ты сделал. Исповедь для ребенка должна быть духовной «врачебницей». Как в кабинете врача сидит доктор, который нас лечит, и сидит медсестра, которая помогает врачу, так и на исповеди мы стоим на исповеди перед Богом - Врачом наших душ - и священником, который словно медсестра просто помогает исповедоваться. Если исповедь - это судилище, то чем больше грех, тем труднее идти на исповедь. А если исповедь - это врачебница, то чем больше грех, тем быстрее ребенок пойдет на исповедь.

Хотя ребенок должен понимать, что исповедоваться можно любому священнику, поскольку не священник принимает наше покаяние, а Бог, тем не менее желательно, чтобы у ребенка был духовный отец, то есть священник с которым он мог бы посоветоваться и решить свои духовные проблемы. Чтобы посоветоваться, выбирать священника можно и нужно. Как врачи бывают разной специальности - кто-то терапевт, кто-то хирург, кто-то дантист. И каждый специалист лучше разбирается в своем круге болезней. Также и духовники могут отличаться по тому, кто какие душевные болезни лучше видит и может помочь. Кому-то из священников легче понять ребенка с его проблемами, кому-то подростка в переходном возрасте и т. д. Поэтому лучше, если ребенок выберет сам какого-нибудь из священников и будет с ним советоваться. Этот священник в этом случае будет духовником, а ребенок его духовным чадом. Это не значит, что теперь нельзя ни с кем больше советоваться. Любой священник, как и любой взрослый, имеет жизненный опыт и может дать совет и к нему надо прислушиваться, а потому можно советоваться с другими людьми, если вы их уважаете. Просто легче советоваться с тем, к кому у тебя уже есть доверие, и кто уже немного знает тебя и твою семью.

Поскольку дети часто волнуются на исповеди, особенно, если они исповедуются редко, лучше предложить ребенку написать свои грехи на бумаге, по которой можно прочитать грехи на исповеди.

После исповеди родители не должны нарушать тайну исповеди и пытаться узнать грехи своих детей, или расспрашивать детей, что священник сказал им на исповеди.

При подготовке к исповеди можно пользоваться книгами, такими, как «В помощь кающемуся», где для напоминания перечисляются возможные грехи. Особенно это нужно когда ребенок исповедуется впервые или исповедовался еще не часто. Но детям лучше не пользоваться перечнем грехов, составленным для взрослых, чтобы прочитанное не направило раньше времени детский ум в ту сторону, куда мысль еще не заходила в силу своей детской чистоты. Неудачно заданный вопрос на исповеди или прочитанное название греха может не только не уберечь ребенка от него, а напротив возбудить в нем интерес к этому греху. Поэтому при разговоре с ребенком о возможных грехах надо быть очень осторожным и называть только самые общие грехи. Можно ребенку объяснять те грехи, которые он может не считать грехами, например, компьютерные игры со всевозможными «стрелялками», долгое просиживание у телевизора и т. д… Но не стоит ребенку рассказывать о тяжелых грехах, надеясь на Бога и Его глас в душе человеческой - совесть.

Для ребенка от 7 до 12–13 лет (до начала переходного возраста) можно использовать следующий перечень грехов.

Грехи по отношению к старшим . Не слушался родителей или учителей. Пререкался с ними. Грубил старшим. Брал что-либо без разрешения. Гулял без разрешения. Обманывал старших. Капризничал. Плохо себя вел на уроках. Не благодарил родителей.

Грехи по отношению к младшим . Обижал младших. Грубил им. Издевался над животными. Не заботился о домашних животных.

Грехи по отношению к друзьям и одноклассникам . Жадничал. Обманывал. Дрался. Обзывался обидными словами или кличками. Часто ссорился. Не уступал, проявлял упрямство. Ябедничал.

Обязанности . Не убирался в комнате. Не выполнял поручения, которые давали родители. Не делал или делал небрежно домашнее задание.

Вредные привычки . Много смотрел телевизор. Много играл на компьютере.

Грехи по отношению к Богу . Забывал молиться утром и вечером, до и после еды. Редко исповедовался и причащался. Не благодарил Бога за Его благодеяния.

Перечисленных грехов вполне достаточно, чтобы дать ребенку правильное направление мысли, остальное ребенку подскажет его совесть.

После вступления ребенка в период переходного возраста перечень возможных грехов можно несколько дополнить:

Ругался матом. Пробовал курить. Пробовал спиртные напитки. Смотрел непристойные картины. Было вольное обращение с противоположным полом.

Этим списком можно также ограничиться, вновь надеясь на то, что направление мысли задано, а более серьезные грехи совесть не даст забыть.

Димакса , 03.01.07 20:16

Моему старшему сыночку в этом году исполнится 7 лет и он не сможет уже причащаться без поста и исповеди. Подскажите как вы готовили своих деток к такому важному шагу, как первая исповедь, поделитесь опытом.

Анна Хрусталева , 10.01.07 16:18

Мы готовиться начали лет наверное с пяти Просто дочка спрашивала, что такое исповедь, почему я на исповедь хожу и почему взрослым нельзя без исповеди причащаться. А я потихоньку отвечала. И о том, что такое грех, она имела уже некоторое представление.
Поэтому когда подошел возраст - 7 лет - она знала, что будет исповедоваться, и давно уже знала - в чем именно.
Волновалась, конечно, но и хотелось одновременно.
А сама я параллельно читала во взрослых книжках то, что попадалось по теме детской исповеди. И усвоила два основных правила: первое - не указывать ребенку, в чем он должен исповедоваться (потому что тут самое важное - чтобы он сам осознавал то или иное свое действие как грех), и второе - соблюдать тайну исповеди, то есть не расспрашивать о том, что он говорил и что ему сказал батюшка.

А насчет поста - увы, у нас пока не получается. Максимум - в многодневные посты нее есть конфет.
А утром перед причастием до недавнего времени дети завтракали, лишь недавно стали ограничиваться кусочком хлеба, или половиной чашки кефира.
Плохо конечно, но иначе они пока не могут.

nadюшка , 10.01.07 21:44

Есть замечательная брошюра "Беседа митрополита Антония Сурожского от исповеди и причащении детей. Брак и семья" Мне она помогла многое осмыслить.

Мой старший только подходит к этому возрасту, поэтому проблема для меня тоже актуальна.

georgiz , 18.05.07 12:12

Эта тема для меня очень актуальна. Старший мой ребятенок растет.

Я никак не возьму в толк как сделать так, чтобы исповедь стала необходима детскому сердцу, а не маминому/папиному желанию?

Вот мои мысли по этому поводу

1. Я уверен, что очень важно - и это важнее исповеди - привить ребенку любовь к храму, доверие к священнику и любовь к Причастию.

2. Главное, чтобы вся семья периодически причащалась, чтобы Причастие было радостью, трудом и делом всей семьи.

3. Я категорически против того, что ребенок смотрел на исповедь как на некий "атрибут", некое "условие" подготовки к Причастию. Исповедь - это нравственное перерождение и до него надо созреть и суметь оценить плоды исповеди.

4. Я всеми силами буду стремиться, чтобы первая исповедь ребенка была у такого священника, который дорог и уважаем во всей семье. Но уважаем не как некий гуру, способный заслонить авторитете родителей, а так же умеющий доверять родителям и семье в целом.

5. Я убежден, что традиция исповеди ребенка может и должна проистекать из традиции исповеди родителей, а не из регламентаций кого-либо и эта традиция никак не может быть регламентирована для ребенка. Подтолкнуть ребенка к исповеди - дело семьи, но регламентировать эту сторону жизни должен он сам, только тогда это будет плодотворно для его души.

6. Результатом исповеди ребенка должны стать некоторые личные и созидательные, более того даже дружеские (но не панибратские) отношения со священником.

7. Мне лично не нравится то, что есть некоторый срок начала исповеди - 7 лет. В разных семьях разная практика исповеди и Причастия. Я считаю, что это дело супругов, а не церковной власти определять, когда ребенку исповедоваться.

8. Я уверен, что исповеди должна предшествовать доверительная беседа священника и ребенка, чтобы священник смог ребенку поведать о своих "требованиях" к процедуре исповеди и ребенок был готов к этому.

9. При всем сказанном выше необходимо помнить, что христиане причащаются только потому, что они христиане. Если человек не отпал от Церкви через нравственный разврат и через ересь, то он имеет право причащаться, когда захочет. Это я к тому, что срок введения ребенка в традицию исповеди никак не может сказаться на участии ребенка в Евхаристии. Семья должна задать некоторый ритм причастия всей семьи (хотя бы раз в месяц/два, но это дело семьи) и этот ритм не может завесить от исповеди/неисповеди кого-либо из семьи.

Анна Хрусталева , 18.05.07 13:20

Это очень хорошие принципы, но на деле получается, что ребенок без исповеди причащаться не может. А исповедоваться каждую неделю-две, то есть в том же ритме, в каком он раньше причащался, он может быть еще не готов... Что же получается? Исповедь становится скучной обязаловкой?
Мы-то взрослые, готовимся всю неделю (ну или хотя бы дня 3), читаем правило, обдумываем исповедь. А ребенку просто говорим: завтра пойдем в храм. И он идет, повинуясь родительской воле (или упрямится и не хочет идти). И как тут привить ребенку ответственное отношение к исповеди? Как сделать ее самостоятельной? Ребенок еще слишком мал, чтобы идти в храм самостоятельно, когда возникнет потребность; в то же время, как иначе приучать ребенка к церковной жизни, если не собственным примером, беря его с собой?

georgiz , 18.05.07 13:56

Вот я и говорю об этом же...

Для себя я решил так.

Если мы не раздели исповедь и Причастие, то ничего у нас не выйдет.

Если мы не спросим себя зачем ребенку исповедываться и зачем Причащаться, то тоже ничего не выйдет.

Я уверен, что цель исповеди для ребенка именно научиться покаянию, а не пройти подготовку к причастию. А это не может быть регламентировано ритмом родителей. Поэтому приучение ребенка должно иметь собственный ритм никак не связанный ни с родительским, ни с Причатием. Священники обязаны причащать детей из церковных семей и даже не интересоваться возрастом чада и временем исповеди. А дело духовника (если он есть) и семьи неспешно вводить ребенка в традицию исповеди.

Димакса , 18.05.07 17:33

Я уверен, что цель исповеди для ребенка именно научиться покаянию, а не пройти подготовку к причастию.


Покаянию мы начинаем учить ребенка гораздо раньше 7-ми лет, ведь когда мы говорим ему.......извинись.....попроси прощение.., то это уже покаяние. Тяжело(для меня) объяснить ребенку вообще понятие греха. Я говорю, грех- это плохой поступок, грубое слово, плохо про кого-то подумал. Достаточно ли этого для ребенка? Сами то мы понимаем, что осознание греховности это более глубокое чувство.
Детям, где вся вся семья воцерковленная, думаю попроще, там ежедневно все живут церковной и молитвенной жизнью. Но у меня не такая семья и поэтому нам сложнее.

ellena , 18.05.07 22:08

Вижу часто одну семью у нас на приходе. Там старший мальчик исповедуется с 4 лет. Совершенно искренне, так страдает, то братика младшего побил, то маму обидел. Он так громко говорил, что невольно слышали. Сейчас ему уже 6. К своим 7 годам он таинство покаяния осознал наверное по полной программе. Можно будет моих к нему на ликбез отправлять. А моей Ниночке 4,5, пока еще рановато, но очень боится исповеди. Когда мы ходим, она все видит, и как мы дома готовимся видит, но покаяться не может даже на уровне, чтобы просто попросить прощения у мамы, папы или сестры.

georgiz , 21.05.07 14:29

Я тут с одним моим знакомым говорил на этут тему. М вот Александр (его так звать) сказал, что у нас наблюдается такая тенденция: когда ребеном мал и исповедь ему не очень-то нужна, его приучают к ней. А когда ему становится лет 14 и выше, и ему действительно бывает нужна исповедь, то более 90% детей из церквоных семей на исповедь не ходят.

Вот Вам постановка проблемы. Выходит, что исповедь малых детей больше нужна родителям, и такие исповеди не воспитывают детей (я не беру единичные исключения).

Танюшик , 21.05.07 21:39

Мне кажется, это такой как раз момент, когда ребенок должен осозновать свои отношения с Богом. Что их может что-то разделять, что надо уметь просить прощения, что надо уметь "дружить", быть честными в этой дружбе. Потому что иначе это как-то вот... ну обесценивается, вроде идешь к батюшке сказать, что не слушался маму. Ну почти что... папе признаться, что маму не слушался - всё одно. Т.е. получается, к Богу вроде и отношения это не имеет.
Я коряво изъясняюсь, простите.

georgiz , 22.05.07 12:31

Скажите, а как вы объясняете вообще ребёнку зачем исповедоваться?..


Опыта в этом вопросе я не имею. Мне приходилось объяснять эти темы разным детям, но не моим. Я еще не объяснял своему ребенку смысл исповеди. Я и сам-то для себя все больше вопрошаю себя, особенно в контексте частой исповеди. Ответы найти ой как трудно...

АльКин , 24.05.07 12:46

Скажите, а как вы объясняете вообще ребёнку зачем исповедоваться?..


Мне приходилось объяснять эти темы разным детям, но не моим. Я еще не объяснял своему ребенку смысл исповеди.

А каков опыт участников форума?


мне когда-то попалась на глаза статья Алексея Уминского и я запомнила только одну вещь,что очень трудно объяснить ребенку в чем каяться и невозможно на ушко маме ему все сказать, чтобы он пошел и отчитался, так ребенок начнет формально ко всему относится-я кстати увидела это в своем ребенке когда именно так и поступала-я даже планку ему выше чем себе ставила-мол "Ванечка,cыночек, давай все скажи батюшке-не утаи смотри"-а сама сидела и не могла пойти на полную исповедь-все тяну и тяну....а его застращаю и прямо толкаю....оказывается, поговоря, со многими мамами в воскресной школе-мы многие так поступаем-...хочется думать,что это от нашей земной любви идет,от человеческого ума-мы то искренне думаем что так спасем ребенка-а это неправильно
-cамый главный индикатор греховности -это стыд-вот за что ребенку стыдно-за что у него на сердце тяжесть и "кошки скребут "-пусть сам в том и исповедуется и ни в коем случае толкать нельзя-вот тогда я перестала приседать на уши,именно так и объяснила,что священник такой же человек,но ему от апостолов и потом через епископов передан сакральный священный дар от Господа прощать и только через исповедь и разрешительную молитву все отпустится-вот там вроде начались какие-то подвижки и как то он стал сам тянуться -просто потребность теперь у него личная-пойти и все сказать-единственное-у нас проблема -я вижу что он как будто, сняв груз опять делает часто тоже что и делал-
опять практически те же грехи и что с этим делать? - вижу, что потом по моим молитвам через какое то время опять просится в Церковь-насколько ему все формально? я понимаю что невозможно ему совсем не грешить-ребенок он эмоциональный и харАктерный как мы все в семье,но пока радуюсь и этому -может потом и созреет-все-таки вижу, что старается-пыжится первый день после исповеди не повторять и опять по этому же поводу не грешить-но на следующий день-уже меньше и меньше помнит и пошло-поехало как всегда.... потом опять по кругу- опять вдруг его как жечь начинает и опять:- "Пошли мам в Церковь"в общем мы воробьиными шашками к этому осознанию идем и ой с какими падениями,а потом у нас и самих с мужем исповедь всегда очень трудно идет,а ведь все из семьи пляшет....вот и сами себя нудим, но его уже не толкаем-он сам на наши страдания смотрит и видит,что нельзя жить человеку с тем, что стыдно и не снять это-а то как снежный ком закрутит и еще сильнее пойдут искушения посильнее-мне вот говорит:"Мама-ты вот не такая гневливая, как часто ходишь-а как не ходишь долго-прям вредная становишься"-а мне так трудно именносвою гневливость исповедовать.......видит деть действие исповеди и причастия-сама поражаюсь и радуюсь этому-надеюсь что мои дети вырастут лучше чем мы с мужем-мы только во взрослом состоянии с мужем первый раз несколько лет назад исповедовались-а они с младенчества-вот и открывает им Господь гораздо больше-я от ума еще много что делаю,от книг и умствований -а у детей-уже вижу как от сердца прямо направляет...-еще он стал прощения у нас за непослушание стал просить перед исповедью-это тоже радует меня,что именно сам.
вот нашла в сети тот отрывок протоиерея А. Уминского который мне тогда запомнился--->

"Иногда на исповедь приходит совсем маленький ребенок, и когда священник заговаривает с ним о грехах, он смотрит на батюшку и не понимает, о чем идет речь. Тогда священник спрашивает его: "А тебе бывало когда-нибудь стыдно?". "Да", - отвечает ребенок и начинает рассказывать, когда ему бывало стыдно: когда маму не слушался, когда брал что-то без разрешения... И тогда батюшка говорит ему: "Вот это и есть грех, раз твоя совесть подсказывает тебе, что ты сделал что-то нехорошее". Стыд - самый первый индикатор греховности как для взрослых, так и для детей.

Но не только "плохие поступки" омрачают детскую жизнь. Подчас "плохие мысли" больше беспокоят детишек, чем плохие дела. Дети приходят в ужас от того, что эти мысли попадают им в голову. Они говорят близким: "Меня кто-то заставляет говорить плохие слова, а я не хочу этого делать". Это очень важный момент. Родители обязательно должны его использовать для начала разговора с детьми. "Знаешь, об этом надо рассказать на исповеди. Это лукавый хочет повернуть твою волю в свою сторону. Если ты не будешь бороться с ним (не помолишься, не перекрестишься), он может тебя одолеть", - должны сказать ему взрослые. Ведь если ребенок говорит с родителями о плохих мыслях, значит, у него есть к ним доверие, значит, он не замыкается в себе. Такому ребенку сразу надо помочь понять, что грех и он - это разные вещи, что злые помыслы - это не его мысли и нельзя принимать их как свои. "Это не мое, я этих помыслов не боюсь, я могу победить их", - так надо научить думать ребенка.

Многие дети говорят со взрослыми о плохих мыслях. Их смущают сны, мысли во время молитвы... И если они пытаются рассказать об этом родителям, то это и есть самое удобное время для того, чтобы вложить им в руки оружие для духовной борьбы: крестное знамение, молитву, исповедь. И когда ребенок начинает молиться, он видит, как по молитве отходят злые помыслы. Если помыслы не отходят, можно употребить усилие, молиться дольше и все равно победить. Сама возможность победить грех очень важна для ребенка. Осознать свою победу - значит осознать власть над грехом, почувствовать помощь Божию. Когда это происходит, человек растет духовно."

Как порой ни были утомительны исповеди взрослых, все же самые тяжелые исповеди для меня — детей и подростков.

«Не слушал папу и маму, плохо учился, не убрал комнату, с братиком поругался, не вынес мусор, смотрел "плохие" мультфильмы…» — максимум, что лет в 7─12 «выжимает из себя» ребенок на исповеди. Да и в более старшие года содержание исповеди практически не меняется. И если он причащается каждое воскресенье, то ему каждую неделю приходится повторять на исповеди одни и те же зазубренные фразы. О том, что недостойно вел себя в храме, не благодарил Бога, был невнимателен на молитве, то есть о своих отношениях с Богом — не говорит, за редким исключением, никто.

Еще хуже обстоит дело с исповедью детей из нерелигиозных семей, где нет домашней молитвы и не звучит Евангелие. Их приводят на исповедь перед учебным годом или «заодно» во время экскурсии в монастырь, в воспитательных целях («Вы, батюшка, его вразумите»). В любом случае мотивация к исповеди со смыслом самой исповеди не имеет ничего общего. Как правило, ни эти дети, ни родители толком не понимают сути таинства. Ребенку подсказали, что нужно «батюшке» рассказать плохие поступки, чтобы «Боженька простил». И все. С реальной семейной жизнью таинства никак не связаны. Как правило, лет в 15 этих детей в храме уже практически не видишь. Да и во взрослой жизни только единицы из них по-настоящему обращаются к Евангелию. Только как вот объяснить приводящим на исповедь этих детей тетям, мамам и крестным, что такой подход недопустим, дети не подготовлены к исповеди и Причастию?

Лакмусовой бумагой духовной атмосферы в семье считаю поведение младенцев в возрасте до трех-четырех лет перед Чашей Причастия. В воцерковленной семье, где ежемесячное причащение для всей семьи является нормой, где звучит Слово Божие, младенцы причащаются очень спокойно. Но вот подносят другого — и «драма» начинается. Плач на весь храм. Ребенок обеими руками отбивается, отворачивает лицо, прижимается с хныканьем к принесшей маме/тете/бабушке: «Не хочу!» Мама пытается силком его (ее) развернуть к Чаше, пономарь перехватывает ручонки, священник пытается попасть лжицей в искривленные губы, с риском, что капли Причастия будут разбрызганы по сторонам. В ход идут уговоры: «это же сладенько, скушай медик (сок, варенье)» (при этом взрослые не осознают кощунственности этих слов). Уговоры не действуют, время затягивается, мама тоже начинает нервничать. Атмосфера накаляется. А когда таких детей несколько?.. Наконец, священник с пономарем изловчились… «Причастие» совершилось! Довольная мама или бабушка отходит в сторону. А я думаю о том, что теперь слово «причастие», вероятно, закреплено в сознании ребенка с ассоциацией чего-то очень неприятного. Впоследствии, в силу возраста, он забудет о случившемся. А в подсознании история останется. И равнодушие к таинству, восприятие его как непонятного, мертвого, обряда, возможно, обеспечены. Прекрасная предпосылка к воспитанию религиозно индифферентных людей, лиц, откровенно не любящих Православие. Ребенок травмирован «причастием», и хорошо, если эта травма будет впоследствии преодолена его личным религиозным опытом и встречей с хорошим священником… Если ребенок переживает причастие как трагедию — я против его причастия!

Только вот почему он себя так ведет? Иногда я спрашиваю родителей, когда они сами причащались в последний раз. За очень редкими исключениями, ответ или «никогда», или «не менее года назад». Что такое Причастие? «Хлеб и вино». «Просфорка». «Это для очищения», «Ну, чтобы очиститься от грехов». «Не знаю». И понимаю, что между хождением в храм и реальной жизнью не просто разрыв, а практически полная непересекаемость. Но ведь младенцы причащаются, как и крестятся — по вере родителей , причем под верой имеется в виду вера деятельная, влияющая на все сферы жизни. В описанных же выше случаях есть вера в «технологию таинств». Веры как жизни во Христе — нет. И, поскольку духовная атмосфера в семье за внешней, пусть даже добропорядочностью, отсутствует, ребенок интуитивно воспринимает таинство Причащения как что-то чуждое тому, что он впитывает в семье. И это вызывает у него — опять-таки интуитивно — реакцию отторжения!

Знаю, что даже многие священники не примут моих слов, но это мое убеждение: если семья нерелигиозна, я не вижу смысла и в самом крещении детей.

Что же можно предложить конкретного по подготовке детей к исповеди? Для ответа на этот вопрос я специально изучал опыт известных духовников. Среди них — митрополит Антоний Сурожский, священники Максим Козлов, Алексей Уминский, Федор Бородин, Владимир Воробьев, Виталий Шинкарь, Павел Гумеров, Александр Ильяшенко. На основании изученного материала и выросли следующие рекомендации, носящие, конечно, общий характер.

1. Если у семьи нет духовника, с которым имеется тесный контакт, то основной труд по подготовке к первым исповедям ребенка лежит на родителях. В первую очередь он заключается в личном примере — когда родители сами более-менее регулярно приступают к таинствам Исповеди и Причастия, когда ребенок слышит, как они молятся, видит их постящимися, за чтением Священного Писания и духовной литературы. Впрочем, если родители понимают, что у них не хватает опыта, вполне естественно, что помощь им могут оказать воцерковленные крестные.

2. В подготовке к исповеди важно дать почувствовать ребенку, что он уже достаточно взрослый и может сам оценивать свои поступки. Беседа не должна напоминать урок, который он обязан запомнить. Он искренне может раскаиваться только в том, что сам осозна́ет как неправильный и плохой поступок.

3. Недопустимо говорить детям о том, что Бог накажет. Представление о Боге как о Прокуроре приведет к искажению религиозного опыта. Поскольку Бог — это Отец, то естественно, что представление о Боге формируется по образу отношений его с родителями. И если в семье взаимоотношения вполне гармоничны, построены на любви, уважении и доверии, тогда легче будет донести до ребенка, что грех — не просто преступление закона, а то, что разрушает эти доверие и любовь, создает между человеком и Богом преграду. И как естественно ребенку любить родителей — так же ему естественно учиться любить и Бога.

4. Подготовка к исповеди детей — это дополнительное побуждение родителям и крестным плотнее заняться собой . Одной из причин ухода детей из Церкви в более зрелом возрасте является то, что их «натаскивают» на молитву и таинства, но они не видят в родителях личных отношений с Богом, когда все сводится в лучшем случае к выполнению дисциплинарных правил (поста, чтения святых отцов), но нет радости жизни во Христе. Или когда родители не работают над собственными грехами, когда в семье нет достаточно гармоничных, здоровых отношений.

5. У детей больше развито воображение, а не логика. Поэтому информацию о том, что такое грех, какие грехи бывают, удобнее доносить до них с использованием наглядных образов, картин, притч. Например, пособием могут послужить рассказы для детей Бориса Ганаго, песни-притчи Светланы Копыловой, какие-то сюжеты из мультфильмов и кино, соответствующие их возрасту. К примеру, у Ганаго есть сказка «Превращение», где раскрывается, как жадность и зависть разрушают душу. Можно заранее сделать подборку тематического материала по страстям (обиды, самолюбие, жестокость) и в течение нескольких дней в беседе с ребенком раскрывать по одной теме — он сам затем определит, в какой мере касается данный грех его, или, к счастью, не касается вообще. Ни в коем случае нельзя указывать на известные грехи ребенка. Для облегчения работы над собой можно предложить ребенку записать на листике то, что он захочет исповедовать.

6. При подготовке к исповеди важно не только помочь ребенку увидеть грехи, но и побудить его к приобретению тех добродетелей, без которых невозможно иметь полнокровную духовную жизнь. Такими добродетелями являются: внимание к своему внутреннему состоянию, навык молитвы. Детям доступно восприятие Бога как своего Небесного Родителя, поэтому им легко объяснить, что молитва является живым с Ним общением. Ребенку необходимо как общение с отцом и матерью, так и молитвенное обращение к Богу.

8. Причастие и Исповедь — разные таинства, и их сочетание зависит от духовного устроения данного человечка. Как заметил священник Алексей Уминский, «ребенок не должен исповедоваться перед каждым Причастием… У нас, к величайшему сожалению, много зависит от личной настроенности священника. Например, один священник настроен так, что никого ни в коем случае без исповеди к Причастию не допускать, и ему все равно, сколько ребенку — 6, 7 или 15 лет… Разумные христианские семьи должны искать те приходы, где нет "фабрики", где нет такого, что никто никого не знает. Ведь есть храмы, где все превращается в некую безымянную безликую процедуру, где прихожане проходят определенные этапы: пришел, купил свечи, подал записки, пошел на исповедь, потом к Причастию, все, вернулся домой. Такого надо избегать. Мне, как священнику, кажется гораздо понятнее и полезнее та практика, которая существует в поместных Православных Церквях, где исповедь и Причастие не связаны между собой жестким образом… Там, где сложился приход, где священник знает каждого своего прихожанина, и прихожане регулярно причащаются каждое воскресение, на каждые праздники, какой смысл проводить их через процедуру называния одних и тех вещей, которые и так понятны? Тогда надо каждый день исповедоваться, по много раз. Все можно превратить в какое-то безумие. Конечно, человек согрешает каждый день. Для этого есть возможность проверить свою совесть — во время вечернего правила существует молитва, в которой перечисляются грехи. Необязательно называть то, что не соответствует твоей жизни… Можно же эту молитву заменить своей собственной молитвой, рассказать Богу о том, в чем ты каешься. Вспомнить свою жизнь за этот день и искренне перед Богом раскаяться… И ребенку надо сказать, чтобы он умел видеть, как он провел сегодняшний день, как он общался с родителями, с близкими. И если что-то есть на совести, нужно попросить у Бога прощения. И попробовать это не забыть на исповеди…»

9. Желательно, чтобы у ребенка сложились личные, доверительные отношения со священником. Для это и существует общение — начиная от воскресной школы и заканчивая турпоходами и паломничествами.

10. Исповедь не обязательно должна начинаться с семи лет. Как заметил протоиерей Максим Козлов (храм МГУ), «для многих и многих детей сегодня физиологическое взросление настолько опережает духовное и психологическое, что большинство сегодняшних детей в семь лет исповедоваться не готовы. Не пора ли сказать, что этот возраст устанавливается духовником и родителем абсолютно индивидуально по отношению к ребенку? В семь лет, а некоторые и чуть раньше, они видят различие хороших и плохих поступков, но говорить о том, что это осознанное покаяние, еще рано… У большинства нравственное сознание просыпается значительно позже. Но и пусть себе позже. Пусть приходят в девять, десять лет, когда у них появится большая степень взрослости и ответственности за свою жизнь… Формализация исповеди, происходящая у ребенка, в современной практике нашей церковной жизни является довольно опасной вещью».

11. Перед первой исповедью желательно заранее договориться со священником о времени исповеди. Первая исповедь требует особенно внимательного отношения. Поэтому не стоит откладывать ее на какой-то большой праздник или когда священник загружен еще чем-нибудь.

12. Подготовка к исповеди ребенка начинается со времени формирования его самосознания. К первому религиозному опыту, включая самостоятельную молитву, дети вполне готовы примерно с трех лет. Другими словами, ребенок должен учиться прислушиваться к себе. И — не ждать исповеди, а прямо здесь и сейчас уметь сказать «прости». Родителям, друзьям, сестричке. И, что особенно важно, Богу. Опять-таки — важно, чтобы этот опыт он имел перед глазами от своих родителей, старших братьев и сестер.

13. Нельзя использовать исповедь как воспитательное средство. Такой утилитарный подход сразу выдает «духовное» состояние тех, кто «снарядил» ребенка на исповедь. Приведу слова К. С. Льюиса: «Люди и народы, которые думают, что верой нужно добиться улучшений в обществе, могут с таким же успехом пользоваться услугами Сил Небесных, чтобы регулировать уличное движение». Соблазн использовать христианство для… (воспитания патриотических чувств, «послушания» родителям ) велик. Но ребенок, при своем взрослении, так и не увидит в христианстве главное — Воплощенного Бога, который есть Любовь. Будет ли он любить такое «Православие»? Родственники, ведущие с «нравственно-воспитательной целью» ребенка к исповеди, сами не осознают, что тем самым хотят ни много ни мало, как чтобы Христос «перевоспитывал» этого ребенка в соответствии с их, родственников, ожиданиями.

14. При частом причащении детей не стоит вводить еженедельную исповедь. Она более всего ведет к формализации. Дети очень быстро научаются говорить «стандарт»: маму не слушался, в школе грубил, с братиком подрался. Практически никто из детей не скажет, что он молился и был неискренен в молитве, что у него есть какие-то внутренние вопросы или сомнения. А по прошествии нескольких лет такому «воцерковленному» чаду будет вообще непонятно, что такое покаяние. Исповедь с какого-то времени может не вызывать уже никаких переживаний. По замечанию протоиерея Максима Козлова, «добро будет, посоветовавшись с духовником, исповедовать такого маленького грешника первый раз в семь лет, второй раз — в восемь, третий раз — в девять лет, несколько оттянув начало частой, регулярной исповеди, чтобы ни в коем случае она не становилась привычкой».

15. По мере взросления важно до детей доносить, что Причастие это Кровь и Тело Христовы, что это Святыня, к которой нельзя подходить просто так. Очень важно не превратить Причастие в еженедельную процедуру, когда они перед Чашей резвятся и подходят к ней, не очень задумываясь о том, что они делают. И если вы видите, что ваш ребенок раскапризничался перед службой, ведет себя в храме слишком вольно — лучше его не вести к Чаше. Пусть он поймет, что не во всяком состоянии можно подходить к Причастию. И лучше пускай он будет несколько реже, чем бы вам хотелось, причащаться, но понимать, ради чего приходит в церковь. Важно, чтобы родители не начали относиться к причащению ребенка как к некоторому магизму, перекладывая на Бога то, что мы сами должны сделать.

16. Педагогически верным будет воспитание в детях сознания, что посещение службы и Причастие не то, к чему понуждают, а привилегия — быть усыновленными/удочеренными Небесному Отцу через Плоть и Кровь Сына Божия. Бога не может вместить никакая галактика, но Его может вместить сердце человека. Только оно должно быть готово для приема в себя Бога — а для этого нужен труд над собой. Надо постараться так построить внутрисемейное отношение к богослужению, чтобы мы не тянули своего отрока причащаться, а он бы сам хотел этого и готовился к этому высокому таинству. И, быть может, лучше пойти на воскресную литургию без него, в случае его отказа, если не хочет вставать с постели — чтобы, проснувшись, он увидел, что оказался и без родителей, и без церкви, и без праздника Божиего. Пусть он до этого лишь на полчаса приходил на службу, к самому Причастию, но все равно не может не почувствовать некоторое несоответствие воскресного лежания в постели тому, что должен в это время делать каждый православный христианин. Когда же сами вернетесь из церкви, не упрекните своего отрока словами. Быть может, ваша внутренняя скорбь по поводу его отсутствия на литургии даже действенней отзовется в нем, чем десять родительских понуждений. Или наоборот, он увидит счастливых после причащения родителей, и это будет ярким контрастом с его собственным состоянием, что побудит его последовать другой раз за ними. В любом случае родители своего ребенка в его сознательном возрасте могут предлагать, но не вынуждать идти к исповеди или Причастию.

17. Настоятельно не рекомендуется выстаивать с детьми всю службу . Даже взрослым часто нелегко дается сохранять молитвенное внимание на протяжении двухчасовой службы, не говоря уже о более длительных монастырских. Естественно, это не под силу детям. В результате они начинают вести себя в храме неблагоговейно — бегать по храму, играть, капризничать. И тем самым теряют чувство священного. Такие дети часто становятся затем безрелигиозными. Они не знают, что такое благоговение. Поэтому количество и время посещений богослужений лучше ограничивать. Достаточно, к примеру, побыть на службе вечером минут двадцать — во время полиелея, и затем привести утром на литургию, минут за двадцать до причащения в возрасте до пяти лет, и понемногу, с каждым годом, это время можно увеличивать. Как бы маме ни хотелось побыть на службе целиком — лучше пожертвовать своим желанием ради ребенка. В практике бывает и другой вариант, когда один из родителей, по очереди, приходит на службу «для себя», другой с детьми подтягивается ко времени причащения. И не давать ему вести себя это короткое время пребывания в храме вольно. В некоторых развитых приходах практикуется отдельная литургия для детей.

Во многом способность благоговейно стоять в храме на молитве зависит от того, в какой мере вошли в домашний обиход молитвы семьей.

18. Нельзя забывать, что атмосфере воцерковленной семьи противостоит совершенно нехристианская атмосфера школы, ТВ, Интернета. Что его сверстники живут совершенно другими взглядами на жизнь. И не всегда у нашего растущего человечка, если он и в самом деле имеет добрый религиозно-нравственный настрой, бывают друзья и подруги одного с ним духа.

Защитить его от нездорового влияния секулярного мира можно через развитие в нем навыков к здоровой критичности, вкуса к внутренней свободе. По замечанию прот. Виталия Шинкаря, «задача родителей — не к исповеди детей готовить, а для начала раскрыть им глубину жизни, научить правильному ее пониманию. Привить любовь к хорошему чтению, научить понимать стихи. С детьми нужно говорить — о жизни, о ее содержании, об окружающем мире. Не ограждать их от этого мира, не пугать тем, что вокруг и повсюду одно "сатанинское", а давать детям дозы "духовного противоядия". Начать с того, что обсудить с ребенком смысл услышанной песенки, спросить: "Что ты слышишь в ней? Что ты видишь в этой книжке? А в этом фильме? Слушай, вот мне показалось то-то и то-то, а тебе? И как тебе этот персонаж? По-моему, он говорит одно, а думает другое. Почему художник, для того чтобы изобразить зло, рисует темноту? И почему свет всегда вносит ясность, а мрак что-то скрывает?" И тогда ребенок начинает видеть глубже и оценивать свои поступки именно с этой глубины, вглядывается в них. Грех для него становится отсутствием Бога — того самого света».

И, конечно, необходимо за них нести подвиг молитвы. Не только с детьми разговаривать о Боге. Но и с Богом — о детях.

19. Относительно поста — к нему следует прививать навык, сообразуясь с детской психологией и особенностями организма. Поначалу какие-то ограничения в пище будут вводиться самими родителями. Но в целом им стоит поставить перед собой цель, чтобы, по мере возрастания, ребенок сам захотел в чем-то себя ограничивать ради Бога. Пусть даже это будет «всего лишь» отказ от мороженого или чипсов — но если он сделает это сам, то это окажется немалым шагом в развитии личного религиозного опыта. Опять-таки, мера готовности к посту у детей во многом зависит от родителей. Очень важно, чтобы пост не сводился к банальным дисциплинарным требованиям, не воспринимался как что-то унылое и безвкусное — во всех смыслах этого слова.

20. Первые исповедь и Причастие желательно как-то отметить, чтобы это запомнилось, чтобы это действительно было праздником для детей . В этот ответственный день можно одеть ребенка и одеться самим понаряднее. Не лишним будет и праздничный, хотя с сохранением какой-то скромности (без алкоголя для взрослых, без излишеств в сладостях) стол, посещение уютного кафетерия или что-то в этом роде.

Помните, что, участвуя в развитии ребенка во всех его сферах — духовной, психологической, социальной, — мы не должны добиваться того, чтобы он соответствовал нашим ожиданиям, как бы этого ни хотелось. Наша задача — подготовить его к самостоятельной взрослой жизни. И чтобы он сам мог строить свои личные отношения с Богом.