Основные направления работы с подростками. Организация социальной работы с детьми и подростками Популярные формы работы с подростками

02.02.2021 Все для женщин

Методическое руководство для классных руководителей

«ФОРМЫ РАБОТЫ С ТРУДНЫМИ ПОДРОСТКАМИ»

Трудного подростка мы так называем потому, что с ним трудно работать. Здесь нет простых решений. Нельзя просто наказать, отругать или провести воспитательную беседу с таким ребёнком. В его отношении всё будет гораздо сложнее, ещё и потому, что в основе его трудности целый комплекс проблем. Это могут быть:

Проблемы в семье: неполная семья; алкоголизм родителей; эмоциональная отчужденность; низкая культура родителей; чрезмерная занятость родителей работой или своими проблемами; установившееся отношения конкуренции между близкими (эдипов комплекс сына к отцу, дочери к матери; соперничество между братьями и сёстрами за внимание родителей) и т.д. и т.п..

Проблемы со здоровьем ребёнка: хронические заболевания снижающие или влияющие на умственную работоспособность; хронические заболевания затрудняющие социальные контакты (энурез; болезни пищеварительной системы; простудные заболевания) инвалидность и т.п..

Взросление в социальной среде с низкой культурой и неблагоприятной криминогенной ситуацией: жильё ребёнка находится в «плохом» районе; социальное окружение ребёнка- сверстники ничем полезным не интересуются не занимаются и сами зачастую являются «трудными».

Работа с трудными подростками часто воспринимается нами как нечто непосильное, неблагодарное, обязательное, но обречённое на неуспех. И часто получается так, что она развивается по следующим сценариям:

Педагог берётся за задачу «исправить прогульщика» с пониманием того, что за прогулами стоит нечто большее. Изначально формируется не мотив, а установка: «…я обязана это сделать, но если занятия в школе ему- прогульщику не нужны и его семье тоже, то у меня ничего не получится…». Очень часто, кстати, такая или подобная ей установка формируется у большинства людей, когда они собираются сделать что-либо. То есть, они предвосхищают неудачу, программируют себя на провал справедливо полагая, что задача непростая.

На следующем этапе педагог обходит, обзванивает, обращается, приглашает, беседует, назидает и в конце концов убеждаясь в том, что всё же продолжаются «машет рукой».

Резюмируя сказанное, можно перечислить распространённые ошибки в работе с трудными подростками и дать соответствующие советы:

Педагог надеется решить проблему одним разом (беседой, посещением семьи, приглашением родителей и т.п.)

Педагог обращает внимание исключительно на негатив в облике, поведении, учёбе подростка- резонируя и усиливая его

Педагог излишне надеется на стандартные «проверенные» схемы в работе с подростком

Решая проблемы возникшие с трудными подростками, их выделяют из коллектива

Часто разговор взрослого с ребёнком происходит на «разных языках» из-за: разницы в возрасте; развитии; статусе

Трудный подросток находится в состоянии постоянного конфликта с окружающими, обиды на свою судьбу

Ребёнок находится в необычной ситуации, в униженном, скованном с его точки зрения, состоянии- т.е. здесь можно говорить о барьерах восприятия

Негативное поведение подкрепляется постоянным вниманием со стороны окружающих

Не затевать беседу, если нет уверенности, что сможешь перейти на язык собеседника- говорить понятно, на одном уровне с собеседником

Учитывать особенности возраста и психического развития подопечного. Предвидеть его реакции в разговоре на неприятные для него темы

Замотивировать, заинтересовать беседой подростка. Нарисовать перспективы в случае успешного исхода беседы, т.е. сформировать ресурсное состояние школа изначально неинтересна почти для любого ребёнка, она испытание, в ней надо работать, подчиняться дисциплине, она забирает физические силы. И поэтому не заинтересовывая детей в трудного можно превратить практически любого

Относиться терпимо к ребёнку, к его внешнему виду и интеллектуальным возможностям

В разговоре с ребёнком нельзя подчёркивать своё превосходство, превосходящее положение, свою роль наставника, чтобы избежать различных форм отказных реакций, протестов

Необходимо замечать любые положительные действия подростка, превращая их в ресурсные состояния (любые достижения)

Нельзя изолировать трудного подростка, выделять его из социального окружения превращая таким образом в изгоя

Таким образом, основываясь на собственном опыте работы с такими детьми могу сказать, что, следуя данным советам, можно очень эффективно применять следующие формы работы с трудными подростками, сочетая их с проведением классных часов или игровых практикумов:

Дискуссионный клуб , где обсуждаются реальные, часто происходящие в школе, негативные события. Всё происходит, конечно, отстранённо, т.е. реальные персонажи заменяются вымышленными, место и время действия слегка изменяются.

Задачи преподавателя сводятся к:

Организации обсуждения ситуации. Необходимо вызвать интерес к обсуждаемой теме, ситуации, проблеме.

Дирежированию процессом обсуждения, направляя его ход вопросами.

Закончить процесс обсуждения и перейти к другой теме в кульминационной- горячей точке дискуссии, когда мнений очень много, они активно высказываются, прозвучали самые разные мнения- это делается для того, чтобы по окончании занятия продолжалась мыслительная деятельность- осмысление, закреплялся бы опыт полученный в ходе работы группы.

Требования и правила ведения дискуссии:

Ведущий как бы находится в стороне от происходящего, в позиции наблюдателя и аналитика, лишь изредка вмешиваясь для оживления дискуссии новым вопросом- раскрывающим новую сторону ситуации (это право ведущего оговаривается в начале, иначе просто не услашат…). Аналогом такого поведения является подбрасывание дров в костёр.

Вопросы ведущего не должны носить провокационный и оценочный характеры типа: «а мне кажется Вова правильно сказал?» или «А кто прав в этой ситуации?». Всегда ошибочно выяснять в конфликте правую сторону.

Категорически нельзя оценивать работу участников дискуссии их активность или правоту, даже если они допускают полное внешнее безучастие или наоборот (вмешательство уместно в случи назревания потасовки) позволяют себе ошибочные (с точки зрения ведущего) высказывания.

Категорически нельзя подводить итоги обсуждению, резюмировать его. Заканчивать беседу можно только поблагодарив за участие, работу или началом новой беседы, на новую тему.

Такая форма занятий подходит для классного часа. С участием в дискуссионном клубе справятся учащиеся, начиная с 7 класса. Помимо проблем, для обсуждения могут подниматься и абсолютно любые другие темы интересующие подростков, ведь часто отсутствие информированности и попытки самостоятельно найти недостающие знания могут привести к неприятному опыту.

Беседа- игра «Незавершённое предложение», «Что было бы, если бы…?», «Потому- что….»- аналог дискуссионного клуба для младших школьников. Здесь, учащимся можно предложить беседу в форме игры в «Незавершённые предложения», где по сути, одноимённая психологическая методика превращается в увлекательную игру и ненавязчивый диагностический инструмент для классного руководителя, который по ответам учащихся может понять степень внутренней агрессии детей и её причины, наиболее интересующие их темы и т.д..

Предложения может заготовить сам классный руководитель, или с помощью школьного психолога. Список предложений должен отвечать следующим требованиям:

Первая группа: предложения фантастические (в зависимости от общей тематики настраивающие на весёлую или деловую нотку) Например: «С первого апреля в школах разрешили….» (весёлая нотка) или «с первого сентября во всех школах России….» (деловая); «Учёные вывели новую породу кошек и собак, которые….» (весёлая) или «Ученики нашего лицея изобрели….» (деловая)

Вторая группа: предложения реальные, проблемные, частично описывающие типичные ситуации: «Рома очень торопился, но всё равно…» или «Петя побежал по лестнице вниз и ….» или «Аня проснулась с плохим настроением и решила….» или «Света не подготовила домашнее задание и ….» или «Федя повернулся к соседу по парте и ….»

Правила проведения игры- беседы сродни правилам дискуссионного клуба, но отстранённость здесь выходит на первый план, т.е. предложения продолжаются не от первого лица («я проснулся в плохом настроении….» или «я не хочу идти в школу….»), а обязательно все манипуляции совершаются с вымышленными персонажами. Желательно, чтобы имена, встречающиеся в предложениях, не совпадали с именами учащихся.

Принципы организации игр- бесед «Что было бы, если бы…?» и «Потому- что» совпадают с описанными выше. Для ведущего подобных мероприятий предъявляются те же требования:

Не оценивать высказывания учащихся

Не провоцировать и не подсказывать ответы

Не резюмировать высказываний, услышанного в ходе игры

В заключении можно сказать, что главным в работе с трудными подросткам, на мой взгляд, является наличие соответствующей заинтересованности. Необходимо запрограммировать себя на успех. Мотивами могут быть: желание получить новый опыт в разрешении проблемных ситуаций, так как в подобных случаях повторений не бывает; желание профессионально вырасти, находя новые формы работы с детьми этой категории; желание понять и помочь маленькому человеку, которого большинство окружающих воспринимает не иначе как пугало, и этот мотив должен стоять на первом месте.

Период взросления у некоторых подростков проявляется изменениями поведенческого типа: грубость с взрослыми, падание авторитета мнений родителей и учителей, недостатки в поведении, конфликтность в сфере общения, недоверчивость и даже враждебность к учителю. Именно в этом периоде чаще всего проявляются так называемые девиантные подростки.Зная и учитывая специфику взаимодействия с педагогически запущенными подростками, или подростками асоциального поведения выстраиваются основные формы и методы в социально-педагогической работе с девиантными подростками. девиантный подросток педагог

Социально-педагогическая работа - это социальная работа, включающая и педагогическую деятельность, направленная на помощь ребенку в организации себя, своего психического состояния, на установление нормальных отношений в семье, школе, обществе, создание условий для его самореализации.

Сущность социально-педагогической работы с детьми разного девиантного поведения заключается в организации повышенной заботы, воспитания у них чувства собственного достоинства, опираясь на положительные качества характера; предотвращения или устранения различных отклонений в поведении; в установлении контакта.

Основные формы работы социального педагога с подростками девиантного поведения:

Первая форма - организация социальной среды.

Вторая форм - психопрофилактическая работа(информирование).

Третья форм - активное социальное обучение социально-важным навыкам.

Четвертая форма - организация деятельности, альтернативной девиантному поведению.

Пятая форма - организация здорового образа жизни.

Шестая форма активизация личностных ресурсов.

Седьмая форма - минимизация негативных последствий девиантного поведения.

Первая форма-организация социальной среды. В ее основе лежат представления о детерминирующем влиянии окружающей среды на формирование девиаций. Воздействуя на социальные факторы, можно предотвратить нежелательное поведение личности. Воздействие может быть направлено на общество в целом, например через создание негативного общественного мнения по отношению к отклоняющемуся поведению. Объектом работы также может быть семья, социальная группа (школа, класс) или конкретная личность. В рамках данной модели профилактика зависимого поведения у подростков включает, прежде всего, социальную рекламу по формированию установок на здоровый образ жизни и трезвость. Особое значение имеет политика средств массовой информации. Специальные программы, выступления молодежных кумиров, специально подобранные кинофильмы - все это должно иметь качественно иной уровень, чем тот, что наблюдается в настоящее время. Работа с молодёжной субкультурой может быть организована в форме движения «Молодежь против наркотиков» или одноименной акции с выступлением популярных рок- групп. Чрезвычайно важна работа в местах, еще молодежь проводит свой досуг и общается. Например, на дискотеке могут появиться загадочные люди в масках. В конце вечера подростки могут узнать от них о трагических судьбах и переживаниях, связанных с потерей близкого человека от наркотиков. Работа с подростками может быть организована также на улице, для чего в ряде стран существует подготовка подростков лидеров, проводящих соответствующую работу. В рамках данного подхода также предпринимаются попытки создания поддерживающих «зон» и условий, несовместимых с нежелательным поведением. Основным недостатком модели считается отсутствие прямой зависимости между социальными факторами и отклоняющимся поведением. В целом данный подход выглядит достаточно эффективным.

Вторая форма психопрофилактической работы - информирование. Это наиболее привычное для нас направление психопрофилактической работы в форме лекций, бесед, распространения специальной литературы или видео- и телефильмов. Суть подхода заключается в попытке воздействия на когнитивные процессы личности с целью повышения ее способности к принятию конструктивных решений. Для этого обычно широко используется информация, подтвержденная статистическими данными, например о пагубном влиянии наркотиков на здоровье и личность. Нередко информация имеет запугивающий характер. При этом перечисляются негативные последствия употребления наркотиков или описываются драматические судьбы девиантов, их личностная деградация.

Третья форма профилактической работы - активное социальное обучение социально-важным навыкам. Данная модель преимущественно реализуется в форме групповых тренингов. В настоящее время распространены следующие формы: Тренинг резистивности (устойчивости) к негативному социальному влиянию. В ходе тренинга изменяются установки на девиантное поведение, формируются навыки распознавания рекламных стратегий, развивается способность говорить «нет» в случае давления сверстников, дается информация о возможном негативном влиянии родителей и других взрослых (например, употребляющих алкоголь) и т.д. Тренинг ассертивности или аффективностного обучения основан на представлении, что девиантное поведение непосредственно связано с эмоциональными нарушениями. Для предупреждения данной проблемы подростков обучают распознавать эмоции, выражать их приемлемым образом и продуктивно справляться со стрессом.

В ходе групповой психологической работы также формируются навыки принятия решения, повышается самооценка, стимулируются процессы самоопределения и развития позитивных ценностей. Тренинг формирования жизненных навыков. Под жизненными навыками понимают наиболее важные социальные умения личности. Прежде всего - это умение общаться, поддерживать дружеские связи и конструктивно разрешать конфликты в межличностных отношениях. Также это способность принимать на себя ответственность, ставить цели, отстаивать свою позицию и интересы. Наконец, жизненно важными являются навыки самоконтроля, уверенного поведения, изменения себя и окружающей ситуации.

Четвёртая форма-организация деятельности, альтернативной девиантному поведению. Эта форма работы связана с представлениями о заместительном эффекте девиантного поведения. Например, аддикция может играть важную роль в личностной динамике - повышение самооценки или интеграция в референтную среду. Предполагается, что люди используют психоактивные вещества, улучшающие настроение, до тех пор, пока не получат взамен что-то лучшее. Альтернативными формами активности признаны: познание (путешествия), испытание себя (походы в горы, спорт с риском), значимое общение, любовь, творчество, деятельность (в том числе профессиональная, религиозно-духовная, благотворительная). Эта форма реализуется практически во всех программах оказания помощи в случаях уже сформированного отклоняющегося поведения. В семейном воспитании ведущими профилактическими задачами выступают раннее воспитание устойчивых интересов, развитие способности любить и быть любимым, формирование умения себя занять и трудиться. Родители должны понимать, что они формируют потребности личности через вовлечение ребёнка в различные виды активности - спорт, искусство, познание. Если к подростковому возрасту позитивные потребности не сформированы, личность оказывается уязвимой в отношении негативных потребностей и занятий.

Пятая форма-организация здорового образа жизни. Она исходит из представлений о личной ответственности за здоровье, гармонию с окружающим миром и своим организмом. Умение человека достигать оптимального состояния и успешно противостоять неблагоприятным факторам среды считается особенно ценным. Здоровый стиль жизни предполагает здоровое питание, регулярные физические нагрузки, соблюдение режима труда и отдыха, общение с природой, исключение излишеств. Такой стиль основан на экологическом мышлении и существенно зависит от уровня развития общества.

Шестая форма - активизация личностных ресурсов. Активные занятия подростков спортом, их творческое самовыражение, участие в группах общения и личностного роста, арттерапия - все это активизирует личностные ресурсы, в свою очередь обеспечивающие активность личности, ее здоровье и устойчивость к негативному внешнему воздействию.

Седьмая форма минимизация негативных последствий девиантного поведения. Данная форма работы используется в случаях уже сформированного отклоняющегося поведения. Она направлена на профилактику рецидивов или их негативных последствий. Например, наркозависимые подростки могут получать своевременную медицинскую помощь, а также необходимые знания по сопутствующим заболеваниям и их лечению .

Социальный педагог в работе с девиантными подростками использует следующие методы:

  • 1. Метод психологического консультирования;
  • 2. Метод разговорной психотерапии.

Наиболее эффективным методом индивидуальной психокоррекционной работы с агрессивными подростками является метод психологического консультирования.

Таким образом, психологическое консультирование - это нестандартный процесс. Его протяженность, форма, глубина будут определяться, прежде всего, необходимостью и достаточностью для разрешения затруднений подростка. При этом, в ходе психологического консультирования реализуется индивидуальный подход, суть которого состоит в коррекции комплекса качеств, связанных с агрессивностью подростка.

Метод разговорной психотерапии - это разговор с подростком, направленный на вербализацию эмоциональных состояний, словесное описание эмоциональных переживаний. Вербализация переживаний вызывает положительное отношение к тому, кто разговаривает с подростком, готовность к сопереживанию, признание ценности личности другого человека. Данный метод предполагает появление совпадения словесной аргументации и внутреннего состояния подростка, приводящего к самореализации, когда подросток делает акцент на личных переживаниях, мыслях, чувствах, желаниях.

Музыкотерапия - использование в работе музыкальных произведений и инструментов. Для подростков, которые проявляют тревожность, беспокойство, испытывают страхи, напряжение проводится простое слушание музыки, которое сопровождается заданием. Когда звучит спокойная музыка, подростку дают инструкцию думать о предметах, которые вызывают у него неприятные ощущения или предложить ранжировать неприятные ситуации от минимальных до самых сильных.

Имаготерапия - использование в целях терапии игры образами. Подросток создает динамичный образ самого себя. Здесь применяются самые разнообразные конкретные приемы: пересказ литературного произведения в заранее заданной ситуации, пересказ и драматизация народной сказки, театрализация рассказа, воспроизведение классической и современной драматургии, исполнение роли в спектакле.

Психогимнастика - взаимодействие основывается на двигательной экспрессии, мимике, пантомиме. Упражнения направлены на достижение двух целей: уменьшение напряжения и сокращение эмоциональной дистанции у частников группы, а также выработку умения выражать чувства и желания.

Например, упражнения по снятию напряжения состоят из простейших движений «я иду по воде», «по горячему песку», «спешу в школу». Соединение мимики, жеста, движения создает более полную возможность выражения и передачи своих ощущений и намерений без слов.

Моритатерапия - мтод, с помощью которого подросток ставится в ситуацию, когда необходимо произвести хорошее впечатление на окружающих. Социальный педагог предлагает высказать свое мнение о чем-то и корректирует его умение высказываться, давать оценку, соответственно вести себя (мимика, жесты, интонация и т.п.). Этот метод помогает воспитывать культуру поведения.

Изотерапия - лечение изобразительным искусством - наиболее популярный и доступный метод познания себя. На бумаге или холсте можно выразить свои мысли, страхи, надежды - то, что скрыто глубоко внутри человека. Изотерапия помогает избавиться от отрицательных эмоций, снимает нервное напряжение. Для рисования используют самые разные материалы: краски, карандаши, цветную бумагу, пластилин и т.д. - всё, что помогает создать художественное полотно.

Выбор психотерапевтического воздействия и взаимодействия зависит от индивидуальных особенностей личности девиантного подростка .

Итак, рассмотрев девиантное поведение подростков, следует сделать вывод, что это явление комплексное и сложное. Оно может иметь как внешние, так и внутренние причины. Девиантное поведение связано не только с индивидуальными особенностями личности, которые создают благоприятную или неблагоприятную основу для воздействия негативных внешних и внутренних факторов, а так же какой социум окружает подростка. Возникая на уровне ситуативных поведенческих реакций при определенном сочетании указанных факторов, девиантное поведение, закрепляясь, приводит к устойчивым формам отклонений в поведении. При этом складывается дезадаптивное поведение, которое затрудняет их социализацию в обществе.

Поэтому работа социального педагога с такими подростками должна заключаться в выявлении причин девиантного поведения, профилактике (снятии причин, факторов и условий, их провоцирующих), и коррекции уже имеющихся отклонений.

В условиях Современной России подростки неподвластны противостоять рекламам, алкоголю. табакокурению, СМИ, а так же многим развлечениям, на которых делают очень много денег бизнесмены, и им не важна дальнейшая судьба подростка. Так же большое влияние на развитие девиантного поведения у подростка оказывает сама школа, не компетентность молодого специалиста, социально-психологические сложности межличностного взаимодействия ребенка с коллективом класса и его отдельными представителями, не учитывают индивидуально-психологических особенностей подростка. Семья как социальный институт тоже откладывает определенный отпечаток на подростка.

В общеобразовательных учреждениях в работе с такими подростками в основном опираются на такие документы как: Декларация прав ребенка, Конвенция о правах ребенка, Закон об основных гарантиях прав

1.Информационное направление.

Подросткам довольно много рассказывают о вреде алкоголизма, о механизме действия их на организм человека, о последствиях употребления алкоголя. Сейчас раздают буклеты и развешивают плакаты о вреде алкоголизма. Вся информация, которую заинтересованные взрослые и специалисты, ведущие антиалкогольную профилактику, пытаются передать молодежи, содержит в себе элемент запрета. Молодежь привыкла рассуждать, думать, не принимать на веру все, что ей говорят, тем более, совсем другого рода информацию она получает из Интернета, со страниц многих молодежных изданий, от друзей. В ней не содержится призывов, в ней не содержатся запрет, и мы часто забываем о том, что мнению друзей и своим собственным убеждениям дети склонны больше доверять, чем взглядам и позициям взрослых.

2.Пропаганда здорового образа жизни.

Пропаганда здорового образа жизни и реализация различных программ укрепления здоровья. В ходе такой работы поощряется развитие альтернативных привычек (занятие спортом, активный досуг без табака и алкоголя, обоснованный и здоровый режим труда и питания и т.п.), которые могут стать барьером, препятствующим поведению, наносящему вред здоровью, и служить альтернативой употребления алкоголя. Практика реализации данного направления доказала свою эффективность.

3.Личностное ориентирование.

Механизм его реализации нацелен на то, чтобы, используя различные формы занятий, сформировать у подростка навыки самостоятельного принятия решений, противостояния давлению группы, преодоления стрессовых, конфликтных и прочих сложных жизненных ситуаций, а также проблем общения.

Программы профилактической работы.

Программы предусматривают развития ресурсов личности подростков и социальной среды и предполагают внедрения целого ряда профилактических задач для подростков, а также для родителей, учителей и специалистов в области профилактики алкоголизма.

Для подростков.

1. Формирование здорового стиля жизни, высокофункциональных стратегий поведения, препятствующих злоупотреблению алкоголя.

2. Информирование о действиях и последствиях злоупотребления алкогольной продукции.

3. Направленное развитие личностных ресурсов, способствую­щих формированию здорового жизненного стиля и высокоэффек­тивного поведения:

Я-концепции (самооценки, отношения к себе, своим воз­можностям и недостаткам);

Собственной системы ценностей, целей и установок, спо­собности делать самостоятельный выбор, контролировать свое по­
ведение и жизнь, решать простые и сложные жизненные проблемы, умения оценивать ту или иную ситуацию и свои возможности контролировать ее;



Умения общаться с окружающими, понимать их поведение, сопереживать и оказывать психологическую и социальную поддержку;

Потребности в получении и оказании поддержки окружающим.

4.Развитие навыков поведения, ведущего к здоровому образу жизни и досугу и препятствующего злоупотреблению алкоголем:

Принятия решения и преодоления жизненных проблем;

Восприятия, использования и оказания психологической и
социальной поддержки;

Оценки социальной ситуации и принятия ответственности за
собственное поведение в ней;

Отстаивания своих границ и защиты своего персонального
пространства;

Избегания ситуаций, связанных с употреблением алкоголя;

Бесконфликтного и эффективного общения.

Для родителей.

1.Обеспечение знаниями психологических особенностей подростка; особенностей семейных взаимоотношений, семейных стрессов и поведения, направленного на их преодоление.

2.Помощь в осознании собственных личностных, семейных и социальных ресурсов, способствующих преодолению внутрисемейных проблем и проблем взаимоотношения с детьми в семье.

3. Определение направления и стратегий развития личностных ресурсов у детей (как взаимодействовать с ребенком, чтобы его личностные и семейные ресурсы развивались, а не подавлялись, как сделать свою семью социально и психологически поддерживающей, а не подавляющей системой).

4. Выявление родителей, нуждающихся в индивидуальной консультативной помощи.

5. Выявление родителей, готовых осуществлять консультативную поддержку другим семьям; обучение их основам оказания социально-психологической и консультативной помощи другим родителям.



Профилактика в семье.

Базовой концепцией семейной профилактики является концепция социальной поддержки. Именно формирование семьи как социально-поддерживающей системы является основой профилактической деятельности. В рамках семейной профилактики используются различные программы первичной и вторичной профилактики.

Направления семейной профилактики.

1- анализ внутрисемейных отношений; изменение деструктивного поведения на конструктивное;

2- проведение профилактических тренингов (для родителей и всех членов семьи);

3- индивидуальная работа с родителями;

4- организация «родительских экспертных советов», в задачи которых входит экспертиза профилактических программ, проводимых с их детьми, оценка ее эффективности, безопасности; определение замечаний; разъяснение другим родителям и детям смысла и задач профилактической деятельности.

Задачи семейной профилактики.

Осознание и понимание смысла детско-родительских отношений;

Осознание ролевых позиция (Я-ребенок, Я-взрослый, Я-родитель) и внутрисемейных стратегий построения взаимоподдерживаюших отношений;

Работа с самоидентификацией и Я-концепцией родителей;

Разрешение личностных проблем, берущих начало из детства

и семейных стереотипов родителей;

Осознание ответственности за собственную позицию в семье и свое поведение, а также за развитие позитивных изменений в семейной системе;

Развитие личностных и личностно-средовых ресурсов, на основании которых может быть сформировано более эффективное поведение и система семейных взаимоотношений;

Развитие поддерживающих стратегий поведения в семье.

Социальная профилактика подросткового алкоголизма является основной и имеет целью предотвратить возникновение болезни, предупредить негативные последствия и усилить позитивные результаты развития подростка.

Первичная профилактика является массовой, использующей преимущественно педагогические, психологические и социальные влияния. Все мероприятия по предупреждению подросткового алкоголизма подразделены три компонента (образовательный, психологический и социальный), а также задачи (информирование, формирование мотивации, развитие факторов и навыков разрешение проблем).

Основой первичной профилактики подростковой алкоголизации является формирование здорового образа жизни.

Досуг для детей и подростков в каникулярный период - это сфера, в которой они, выступая в новых ролях, отличных от семейных и школьных, реально и полноценно раскрывают свои естественные потребности в свободе и независимости, активной творческой деятельности и самовыражении эмоций и чувств. Досуг - это еще и зона активного общения, удовлетворяющая потребности подростков в контактах. Досуговая деятельность выполняет важнейшие функции. Например, такие формы досуга как самостоятельные объединения по интересам, игровые программы, массовые праздники и другие - благоприятная сфера для осознания себя, раскрытия своих позитивных качеств, достоинств или недостатков в сравнении с другими детьми. Именно в условиях досуга формируются общности, дающие детям и подросткам возможность выступать в самых разнообразных социальных амплуа. Таким образом, детский досуг выполняет важнейшую коммуникативную функцию. Далее отличительной особенностью детского досуга является его театрализация. Художественные образы, воздействуя через эмоциональную сферу, заставляют его переживать, радоваться, их воздействие театрального действа воспринимается намного острее жизненных ситуаций. Иначе говоря, детский досуг благоприятен для формирования возвышенных идеалов и выработки системы ценностных предпочтений. Таким образом, детскому досугу характерна самореализационная функция. В досуговое время творческие процессы во всей своей силе обнаруживаются в детской игре, в узнавании окружающего мира, в примерке детьми самых разнообразных социальных амплуа. Через механизм эмоционального восприятия и переживания дети максимально активно усваивают элементы творческой деятельности, которые, закрепляются в их сознании и поведении и откладывают отпечаток на всю последующую жизнь. Следовательно, детскому досугу свойственна творческая функция. Досуговое время подрастающего поколения оказывает огромное влияние на познавательную деятельность детей и подростков. В досуге происходит узнавание нового: расширяется художественный кругозор; постигается процесс творчества; осуществляется вооруженность досуговыми видами деятельности. Это значит, что детскому досугу свойственна просветительская функция. Одна из важных задач детского досуга - содействовать выбору профессии, так как именно в школьном возрасте актуальным становится вопрос об избрании профессии. Большинство детей могут найти ответ на этот важный вопрос в организованной учреждениями культуры досуговой деятельности, когда дети читают книги, смотрят кинофильмы, спектакли и телепередачи, открывая для себя мир новых профессий. То есть, детский досуг предполагает осуществление профориентационной функции. Несомненно, что в рамках досугового времени происходит восстановление и утраченных в период школьного учебного года физических сил детей, значит реализуется рекреационная функция досуговой работы .

Основными формами организации досуга подростков и их культурного обслуживания в каникулярный период могут быть:

  • v организация работы детских оздоровительных лагерей на базе культурно-досуговых учреждений, основой или ядром которых могут стать временные детские творческие коллективы, профильные творческие объединения, объединяющие детей, увлеченных одной идеей. Причем деятельность такого творческого коллектива или объединения может стать наиболее эффективной, если оно будет объединять творческую активность детей разного возраста. Преимущества таких объединений - передача опыта старших младшим, где младшие приобретают умения и навыки в совместной творческой деятельности, возможность детей раскрыться как личность вокруг привлекательной идеи, интересного дела, сотрудничество старших и младших в творческом процессе обогащает отношения детей разных возрастов друг к другу, развитие коммуникативных отношений и возникновение позитивных социальных связей, которые значительно снижают опасность замкнутости, отгороженности детей школьного возраста от социума;
  • v культурное обслуживание городских и загородных детских оздоровительных лагерей, детских площадок (концертные, интеллектуально-познавательные, конкурсные, игровые, развлекательные программы, театрализованные представления, праздники, кинопоказы и пр.);
  • v проведение культурно-досуговых мероприятий и организация кинопоказа для неорганизованных детей и подростков, в том числе привлечение детей и подростков в клубные объединения и коллективы самодеятельного народного творчества, организация гастрольной деятельности таких коллективов самодеятельного народного творчества;
  • v проведение творческих смен для заинтересованных народным творчеством и одаренных детей и подростков, так называемые «театральные смены», «фольклорные каникулы» и пр. .

В сфере досуга дети и подростки более открыты для влияния и воздействия на них самых различных социальных институтов, что позволяет с максимальной эффективностью воздействовать на их нравственный облик и мировоззрение. В процессе коллективного досугового времяпрепровождения происходит упрочение чувства товарищества, возрастание степени консолидации, стимулирование трудовой активности, выработка жизненной позиции, научение нормам поведения в обществе.

Одним из вариантов организации каникулярного досуга детей и подростков является организация творческих и оздоровительных лагерей на базе клубных учреждений, которые в своей работе могут воспользоваться опытом организации каникулярного отдыха детей и подростков на базе общеобразовательных школ.

Кроме вышеназванных общих принципиальных подходов к определению стратегии деятельности, роли и места органов управления и учреждений культуры в системе профилактической работы, существуют совершенно конкретные направления деятельности по профилактике правонарушений с использованием ресурсов учреждений культуры. В первую очередь, это реализация проектов и проведение культурно-массовых мероприятий, непосредственно направленных на воспитание правовой культуры подрастающего поколения, на формирование позитивных жизненных установок и культурных стереотипов, которые помогут детям и подросткам легче адаптироваться во взрослом мире. При проведении мероприятий очень важно учитывать психологические особенности детей и подростков, максимально уходить от дидактики и принципа запрета. Вместо «нельзя» (нельзя совершать преступления, употреблять наркотики, пить, курить и т.д.) лучше говорить «можно» - можно заниматься творчеством, читать, петь, рисовать, играть на гитаре, танцевать рэп и т.д. И тогда ваша жизнь станет интересной, насыщенной и практически не останется времени на пустое времяпрепровождение.

Культурно-досуговые учреждения по природе своей является учреждениями полифункциональными и мобильными, способными объединять и активно использовать все социальные институты, оказывающие социализирующее воздействие на детскую личность.

Трудного подростка мы так называем потому, что с ним трудно работать. Здесь нет простых решений. Нельзя просто наказать, отругать или провести воспитательную беседу с таким ребёнком. В его отношении всё будет гораздо сложнее, ещё и потому, что в основе его трудности целый комплекс проблем. Это могут быть:

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФОРМЫ РАБОТЫ С ТРУДНЫМИ ПОДРОСТКАМИ

Трудного подростка мы так называем потому, что с ним трудно работать. Здесь нет простых решений. Нельзя просто наказать, отругать или провести воспитательную беседу с таким ребёнком. В его отношении всё будет гораздо сложнее, ещё и потому, что в основе его трудности целый комплекс проблем. Это могут быть:

Проблемы в семье: неполная семья; алкоголизм родителей; эмоциональная отчужденность; низкая культура родителей; чрезмерная занятость родителей работой или своими проблемами; установившееся отношения конкуренции между близкими (эдипов комплекс сына к отцу, дочери к матери; соперничество между братьями и сёстрами за внимание родителей) и т.д. и т.п..

Проблемы со здоровьем ребёнка: хронические заболевания снижающие или влияющие на умственную работоспособность; хронические заболевания затрудняющие социальные контакты (энурез; болезни пищеварительной системы; простудные заболевания) инвалидность и т.п..

Взросление в социальной среде с низкой культурой и неблагоприятной криминогенной ситуацией: жильё ребёнка находится в «плохом» районе; социальное окружение ребёнка- сверстники ничем полезным не интересуются не занимаются и сами зачастую являются «трудными».

Работа с трудными подростками часто воспринимается нами как нечто непосильное, неблагодарное, обязательное, но обречённое на неуспех. И часто получается так, что она развивается по следующим сценариям:

Педагог берётся за задачу «исправить прогульщика» с пониманием того, что за прогулами стоит нечто большее. Изначально формируется не мотив, а установка: «…я обязана это сделать, но если занятия в школе ему- прогульщику не нужны и его семье тоже, то у меня ничего не получится…». Очень часто, кстати, такая или подобная ей установка формируется у большинства людей, когда они собираются сделать что-либо. То есть, они предвосхищают неудачу, программируют себя на провал справедливо полагая, что задача непростая.

На следующем этапе педагог обходит, обзванивает, обращается, приглашает, беседует, назидает и в конце концов убеждаясь в том, что всё же продолжаются «машет рукой».

Резюмируя сказанное, можно перечислить распространённые ошибки в работе с трудными подростками и дать соответствующие советы:

Педагог надеется решить проблему одним разом (беседой, посещением семьи, приглашением родителей и т.п.)

Педагог обращает внимание исключительно на негатив в облике, поведении, учёбе подростка- резонируя и усиливая его

Педагог излишне надеется на стандартные «проверенные» схемы в работе с подростком

Решая проблемы возникшие с трудными подростками, их выделяют из коллектива

Часто разговор взрослого с ребёнком происходит на «разных языках» из-за: разницы в возрасте; развитии; статусе

Трудный подросток находится в состоянии постоянного конфликта с окружающими, обиды на свою судьбу

Ребёнок находится в необычной ситуации, в униженном, скованном с его точки зрения, состоянии- т.е. здесь можно говорить о барьерах восприятия

Негативное поведение подкрепляется постоянным вниманием со стороны окружающих

Не затевать беседу, если нет уверенности, что сможешь перейти на язык собеседника- говорить понятно, на одном уровне с собеседником

Учитывать особенности возраста и психического развития подопечного. Предвидеть его реакции в разговоре на неприятные для него темы

Замотивировать, заинтересовать беседой подростка. Нарисовать перспективы в случае успешного исхода беседы, т.е. сформировать ресурсное состояние школа изначально неинтересна почти для любого ребёнка, она испытание, в ней надо работать, подчиняться дисциплине, она забирает физические силы. И поэтому не заинтересовывая детей в трудного можно превратить практически любого

Относиться терпимо к ребёнку, к его внешнему виду и интеллектуальным возможностям

В разговоре с ребёнком нельзя подчёркивать своё превосходство, превосходящее положение, свою роль наставника, чтобы избежать различных форм отказных реакций, протестов

Необходимо замечать любые положительные действия подростка, превращая их в ресурсные состояния (любые достижения)

Нельзя изолировать трудного подростка, выделять его из социального окружения превращая таким образом в изгоя

Таким образом, основываясь на собственном опыте работы с такими детьми могу сказать, что, следуя данным советам, можно очень эффективно применять следующие формы работы с трудными подростками, сочетая их с проведением классных часов или игровых практикумов:

Дискуссионный клуб , где обсуждаются реальные, часто происходящие в школе, негативные события. Всё происходит, конечно, отстранённо, т.е. реальные персонажи заменяются вымышленными, место и время действия слегка изменяются.

Задачи преподавателя сводятся к:

Организации обсуждения ситуации. Необходимо вызвать интерес к обсуждаемой теме, ситуации, проблеме.

Дирежированию процессом обсуждения, направляя его ход вопросами.

Закончить процесс обсуждения и перейти к другой теме в кульминационной- горячей точке дискуссии, когда мнений очень много, они активно высказываются, прозвучали самые разные мнения- это делается для того, чтобы по окончании занятия продолжалась мыслительная деятельность- осмысление, закреплялся бы опыт полученный в ходе работы группы.

Требования и правила ведения дискуссии:

Ведущий как бы находится в стороне от происходящего, в позиции наблюдателя и аналитика, лишь изредка вмешиваясь для оживления дискуссии новым вопросом- раскрывающим новую сторону ситуации (это право ведущего оговаривается в начале, иначе просто не услашат…). Аналогом такого поведения является подбрасывание дров в костёр.

Вопросы ведущего не должны носить провокационный и оценочный характеры типа: «а мне кажется Вова правильно сказал?» или «А кто прав в этой ситуации?». Всегда ошибочно выяснять в конфликте правую сторону.

Категорически нельзя оценивать работу участников дискуссии их активность или правоту, даже если они допускают полное внешнее безучастие или наоборот (вмешательство уместно в случи назревания потасовки) позволяют себе ошибочные (с точки зрения ведущего) высказывания.

Категорически нельзя подводить итоги обсуждению, резюмировать его. Заканчивать беседу можно только поблагодарив за участие, работу или началом новой беседы, на новую тему.

Такая форма занятий подходит для классного часа. С участием в дискуссионном клубе справятся учащиеся, начиная с 7 класса. Помимо проблем, для обсуждения могут подниматься и абсолютно любые другие темы интересующие подростков, ведь часто отсутствие информированности и попытки самостоятельно найти недостающие знания могут привести к неприятному опыту.

Беседа- игра «Незавершённое предложение», «Что было бы, если бы…?», «Потому- что….»- аналог дискуссионного клуба для младших школьников. Здесь, учащимся можно предложить беседу в форме игры в «Незавершённые предложения», где по сути, одноимённая психологическая методика превращается в увлекательную игру и ненавязчивый диагностический инструмент для классного руководителя, который по ответам учащихся может понять степень внутренней агрессии детей и её причины, наиболее интересующие их темы и т.д..

Предложения может заготовить сам классный руководитель, или с помощью школьного психолога. Список предложений должен отвечать следующим требованиям:

Первая группа: предложения фантастические (в зависимости от общей тематики настраивающие на весёлую или деловую нотку) Например: «С первого апреля в школах разрешили….» (весёлая нотка) или «с первого сентября во всех школах России….» (деловая); «Учёные вывели новую породу кошек и собак, которые….» (весёлая) или «Ученики нашего лицея изобрели….» (деловая)

Вторая группа: предложения реальные, проблемные, частично описывающие типичные ситуации: «Рома очень торопился, но всё равно…» или «Петя побежал по лестнице вниз и ….» или «Аня проснулась с плохим настроением и решила….» или «Света не подготовила домашнее задание и ….» или «Федя повернулся к соседу по парте и ….»

Правила проведения игры- беседы сродни правилам дискуссионного клуба, но отстранённость здесь выходит на первый план, т.е. предложения продолжаются не от первого лица («я проснулся в плохом настроении….» или «я не хочу идти в школу….»), а обязательно все манипуляции совершаются с вымышленными персонажами. Желательно, чтобы имена, встречающиеся в предложениях, не совпадали с именами учащихся.

Принципы организации игр- бесед «Что было бы, если бы…?» и «Потому- что» совпадают с описанными выше. Для ведущего подобных мероприятий предъявляются те же требования:

Не оценивать высказывания учащихся

Не провоцировать и не подсказывать ответы

Не резюмировать высказываний, услышанного в ходе игры

В заключении можно сказать, что главным в работе с трудными подросткам, на мой взгляд, является наличие соответствующей заинтересованности. Необходимо запрограммировать себя на успех. Мотивами могут быть: желание получить новый опыт в разрешении проблемных ситуаций, так как в подобных случаях повторений не бывает; желание профессионально вырасти, находя новые формы работы с детьми этой категории; желание понять и помочь маленькому человеку, которого большинство окружающих воспринимает не иначе как пугало, и этот мотив должен стоять на первом месте.