Формирование навыков здорового образа жизни у школьников. Формирование навыков здорового образа жизни у детей Навыки зож

02.02.2021 Уход за волосами

Стасенко Юлия
Система работы по формированию навыков здорового образа жизни

Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна , своевременна и достаточна сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей ? Каким образом способствовать формированию физической культуры ребенка? Как привить ? Когда это надо начинать? Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья . Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических , осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.

Искусство долго жить состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с детства следить за своим здоровьем . То, что упущено в детстве, трудно наверстать. Поэтому приоритетным направлением в дошкольном воспитании, сегодня является повышение уровня здоровья детей , формирование у них навыков здорового образа жизни (ЗОЖ, а также устойчивой потребности в регулярных занятиях физическими упражнения.

Здоровье - это не только отсутствие болезней, это состояние оптимальной работоспособности , творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что создает фундамент будущего благополучия личности.

Изучение проблем детского здоровья в наше время приобретает особую актуальность.

Проблемы сохранения здоровья детей , привитие навыков здорового образа жизни , создание условий, направленных на укрепление здоровья , сохранение здоровья физического , психического и духовного, очень актуальны сегодня. Современная жизнь ставит перед нами , педагогами, много новых задач, среди которых на сегодняшний день является сохранение здоровья подрастающему поколению. Только в дошкольном возрасте самое благоприятное время для выработки правильных привычек , которые в сочетании с обучением дошкольников методом совершенствования и сохранения и сохранения здоровья приведут к положительным результатам. Которые должны быть реализованы в дошкольном образовательном учреждении в соответствии ФГОС по физическому развитию.

Поэтому главными задачами по укреплению здоровья детей в детском саду являются :

1. формирование у них представлений о здоровье как одной из главных ценностей жизни .

2. формирование здорового образа жизни .

Педагоги должны научить ребенка правильному выбору в любой ситуации только полезного для здоровья и отказа от всего вредного. Привить ребенку с малых лет правильное отношение к своему здоровью , чувство ответственности за него.

Эти задачи должны решаться путем создания целостной системы по сохранению физического, психического и социального благополучия ребенка.

В своей работе особое внимание уделяю следующим компонентам ЗОЖ :

1. Занятия физкультурой, прогулки.

2. Правильная организация питания обеспечивает нормальное течение процессов роста и развития организма, а также сохранение здоровья , имеет большое значение для развития детского организма, в предупреждении и лечении многих заболеваний.

3. Соблюдение правил личной гигиены : закаливание, создание условий для полноценного сна (перед сном обязательно проветриваю помещение, провожу гигиенические процедуры : умывание прохладной водой, полоскание рта).

4. Рациональное питание.

Следующий фактор здорового образа жизни

5. Закаливание.

Практически всем известно изречение : "Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья". И действительно, использование этих естественных сил природы, использование разумное, рациональное, приводит к тому, что человек делается закаленным, успешно противостоит неблагоприятным факторам внешней среды - переохлаждению и перегреву. Закаливание - эффективное средство укрепления здоровья человека .

6. НОД, беседы («Разговор о правильном питании» , «Самые полезные продукты» , «Что надо есть, если хочешь стать сильным» , «Изучаем своё тело» , и другие). Использую следующие методические приёмы : заучивание стихотворений; моделирование различных ситуаций; рассматривание иллюстраций, сюжетных, предметных картинок, плакатов, сюжетно-ролевые игры; дидактические игры.

Успешность и эффективность закаливания возможны только при соблюдении ряда принципов :

Постепенность;

- систематичность ;

Комплексность;

Учет индивидуальных особенностей.

Физкультурно-оздоровительная деятельность в группе включает в себя :

утренняя гимнастика (ежедневно) ;

физкультурные занятия;

пальчиковая, зрительная гимнастика (ежедневно во время режимных моментов)

ходьба по массажным коврикам (босохождение) ;

гимнастика пробуждения

дыхательная, гимнастика на соответствующих занятиях)

точечный массаж

прогулки с включением подвижных игр;

физкультминутки и паузы (на малоподвижных занятиях, ежедневно) ;

эмоциональные разрядки, релаксация;

Я уверена, что ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная работа не сможет дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей. Для работы с родителями в группе оформлен родительский уголок с информацией по формированию навыков ЗОЖ у детей . Это консультации на тему : «Формирование основ здорового образа жизни у дошкольников : что нужно знать родителям»; «Как помочь избежать простуды тому, кто часто болеет» ; «О правильной осанке» ; «Значение витаминов для роста и развития ребенка» и другие.

Заключение

Основной целью современного общества является формирование привычки здорового образа жизни , создание всех необходимых и благоприятных условий начиная с младшего дошкольного возраста для будущего формирования здоровой и физически крепкой личности.

Для достижения этой цели необходимо формировать у дошкольников знания о том, как сохранить и укрепить своё здоровье , навыки здорового образа жизни , формирование потребности и желаний к улучшению деятельности своего здоровья , поскольку самое ценное у человека - это жизнь , самое ценное в жизни- здоровье .

Забота о формировании привычек здорового образа жизни ребёнка должна начинаться с обеспечения четко установленного режима дня, создание оптимальных гигиенических условий, правильного питания, выполнения ежедневных утренних зарядок, закаливания организма, что способствует правильному формированию физических качеств детского организма, профилактике различных заболеваний.

Публикации по теме:

Перед дошкольным образованием в настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья детей как физического,.

Комплексная работа по формированию здорового образа жизни в ДОУ Болезнь не возникает внезапно, ее отделяет от здоровья целый ряд функциональных состояний, которые являются пограничными между нормой и.

Опыт работы

Ирина Малиновская

Здоровье – одна из важнейших ценностей человека. Хорошее здоровье является предпосылкой к высокоэффективному труду, творческой активности, наиболее полному самовыражению личности. Здоровье – это активная гармоничная деятельность всех органов и систем организма. Нарушение гармонии взаимодействия ведет к различного рода осложнениям, возникновению болезни.

На состояние здоровья человека влияют множество факторов : наследственность, состояние окружающей среды, медицинское обеспечение, условия и образ жизни людей .

В последние годы появились дополнительные факторы, негативно влияющие на здоровье подрастающего поколения : чрезмерное использование технических средств обучения, в том числе и персональных компьютеров, недостаточно сбалансированное и полноценное питание, психоэмоциональное напряжение, сокращение продолжительности сна, снижение двигательной активности и времени пребывания на свежем воздухе состояние экологии, агрессивная социальная среда.

Дети – это особая часть популяции, которым свойственна особая ранимость и чувствительность к воздействию окружающей среды. Здоровый ребёнок – дошкольник , говорят врачи – педиатры, - это жизнерадостный , активный, любознательный, устойчивый к неблагоприятным факторам внешней среды, выносливый и сильный, с высоким уровнем физического и умственного развития. Показатели здоровья детей определяют состояние не только медицинских, но и педагогических, социальных, экономических проблем общества. Сохранить здоровье подрастающего поколения в процессе получения образования – это государственная задача, от которой зависит будущее нации.

Ребёнок – дошкольник всё познаёт в деятельности. В реальном предметном действии он является и теоретиком, познающим мир, и практиком, этот мир преобразующим . Знания по основам здорового образа жизни , умения и навыки по сохранению , поддержанию и укреплению здоровья , полученные в дошкольном возрасте , являются фундаментом формирования основ здорового образа жизни . Поэтому важным звеном в работе детского сада является валеологическое образование дошкольников , т. е. обучение детей дошкольного возраста способам укрепления и сохранения своего здоровья , в процессе которого они овладеют системой научных знаний и познавательных умений и навыков , культурой здоровья личности .

Укрепление здоровья - одно из ведущих направлений деятельности педагога учреждения дошкольного образования . Наиглавнейшее требование здесь состоит в том, чтобы не допустить снижения имеющегося уровня здоровья детей , способствовать его повышению, путём чётко продуманной системы работы, включающей, физкультурно - оздоровительные мероприятия , гигиенический режим, психологический климат, индивидуализацию всех режимных моментов.

Система знаний и умений, которые старший дошкольник получит в процессе своей деятельности, раскрыта в учебной программе дошкольного образования в образовательных областях «Физическая культура» , «Ребенок и общество» , «Ребенок и природа» . Они обеспечивают реализацию таких направлений образовательного процесса , как воспитание у детей сознания того , что человек - часть природы и общества; установление гармонических отношений детей с живой и неживой природой; воспитание привычек личной гигиены; закаливание ребенка и повышение его двигательной активности; профилактика и устранения вредных привычек.

Цель нашей работы - формирование у дошкольников понимания ценности здоровья человека и способов его достижения через разумный образ жизни , помощь в раскрытии и реализации природных потенциалов каждого воспитанника, создание устойчивой потребности в сохранении своего собственного здоровья и здоровья окружающих .

При реализации учебной программы особенно важно не только передать знания и сформировать практические умения и навыки , но и научить детей осознанному выбору правильного решения в каждой конкретной ситуации. От результата этого выбора будет зависеть, куда ребенок сделает «шаг» : в сторону здоровья или болезни . В этой связи мы поставили перед собой следующие задачи :

Расширить и углубить представления детей о себе , своем теле, внутренних органах организма, их функциональных особенностях, средствах защиты;

Формировать у детей убеждение – «Природа – мой друг, я её частица» ;

Познакомить детей с правилами безопасной жизни в окружающем ;

Упражнять в умении управлять своим здоровьем ;

Формировать устойчивый интерес и потребность в двигательной деятельности;

Осознание основных примет здоровья (когда ничего не болит, нормальная температура, хороший аппетит, весёлое настроение и т. д.).

Составляющие здорового образа жизни :

Двигательная активность, физическая культура и спорт

Закаливание

Рациональный режим

Рациональное питание

Личная гигиена

Благоприятная психологическая обстановка в детском саду и семье

Экологически грамотное поведение

Создание и пополнение развивающей среды по формированию навыков здорового образа жизни у старших дошкольников играет решающее значение в работе педагога. Развивающая среда - это окружение, с которым ребёнок вступает в контакт, реагирует, взаимодействует. Предметная окружающая среда является частью социальной среды. Она во многом определяет темпы и характер развития и воспитания ребёнка. Окружающие предметы являются источником знаний, эмоций, одним из условий межличностного общения. Мы добивались того, чтобы среда обеспечивала активность детей , их саморазвитие, способствовала физическому развитию наших воспитанников, сохраняла право и свободу выбора каждого ребёнка на любимое занятие. При организации пространственной среды мы исходили из необходимости учета возрастных , полоролевых и индивидуальных особенностей детей , их интересов, предпочтений, возможностей.

Мы пополнили в группе центр двигательной активности, стараясь разместить оборудование так, что бы дети могли подойти к нему, не мешая друг другу,

оформили «Уголок здоровья » ,

где разместили дидактические и развивающие игры по формированию ЗОЖ , ОБЖ «Как избежать неприятностей?» , «Валеология или здоровый малыш . Кожа, питание, сон» , «Валеология или здоровый малыш . Зубы, уши, глаза» ,

Ребусы «Моя безопасность» ,


«Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья» ,


«Мой режим дня» ,


«Составь рассказ по картине» , «Составь предложение на тему «Здоровье » ,


«Придумай чистоговорку на тему «Здоровье » ,


«Полезно – вредно» ,

«Учимся оказывать первую медицинскую помощь» , «Выполняй правила безопасности» , Лабиринты «Мое здоровье , моя безопасность» , «Викторина «Что ты знаешь о безопасности и здоровье , «Расскажи об опасной ситуации» .

В уголке здоровья имеется демонстрационный материал «Виды спорта» ,


«Лекарственные растения» ,


познавательная литература для рассматривания «Природа и здоровье » , «Как уберечь себя от беды» , «Питание и здоровье » ,


иллюстрированные рассказы «Непослушный Стобед или детям о правилах безопасности» .



Для организации работы с детьми нами собран практический материал по ЗОЖ, ОБЖ, составлена картотека подвижных и пальчиковых игр, физкультминуток, игротека и фильмотека здоровья . Для реализации намеченных задач мы используем пособия к сюжетно-ролевым играм «Больница» , "Аптека",


атрибуты и шапочки к подвижным играм,





детскую художественную и научную литературу.


В целях обеспечения эколого-гигиенических условий в группе созданы условия для соблюдения санитарных норм – ежедневная уборка групповых помещений, соблюдение температурного режима. Обеспечению психологического комфорта каждого воспитанника группы способствуют условия для свободного выбора деятельности. Обеспечению оптимальной активности детей в течение дня способствуют условия для самостоятельной двигательной деятельности,



включение движений во все виды детской деятельности.

Особое внимание мы уделяем организации закаливания наших воспитанников.

Строго следим за слойностью одежды в группе и на прогулках, организуем кратковременное хождение босиком до и после дневного сна, при всех переодеваниях. Пропагандируем виды закаливания среди родителей. Из индивидуального опроса родителей и детей мы выяснили , что 23% воспитанников посещают занятия по плаванию, 68% родителей стараются ежедневно организуют совместные прогулки и игры с детьми на воздухе (в парке, в зоопарке, на детской площадке, за городом, на даче) . Все это также способствует формированию навыков здорового образа жизни у детей .

Формирование навыков ЗОЖ у дошкольников - это целостный процесс. Он требует овладения дошкольниками суммой определенных знаний, применения различных форм , методов и приемов работы с детьми. Мы используем следующие методы и приемы : игровые комплексы по эмоциональному, социальному, познавательному и нравственному развитию, минутки психологической разгрузки, опыты, эксперименты и наблюдения в рамках познавательно-практической деятельности детей , проблемные ситуации, релаксационные паузы, элементы психогимнастики и сказкотерапии, игры-драматизации, игры-тренинги «Искусство быть здоровым » , игры и упражнения на обучение простейшим способам саморегуляции, беседы, рассматривание альбомов, иллюстраций, плакатов, просмотр мультфильмов, видеопрезентаций, слушание аудиозаписей, ознакомление с художественной и научной литературой, минутки размышления, комплексы общеразвивающих упражнений, корригирующей гимнастики, заучивание стихотворений, пословиц, поговорок, подвижные, спортивные, дидактические, театральные, настольные, сюжетно-ролевые, пальчиковые, логоритмические игры, конкурсы и викторины, музыкально-ритмические и физкультурные минутки, дыхательная гимнастика, физкультпаузы, инсценирование и анализ литературных произведений, обсуждение опасных ситуаций.

В содержании работы по формированию ЗОЖ значительное место занимают проведение занятий с детьми различного характера : познавательные, развивающие, интегрированные, сюжетные, театрализованные, фольклорные, музыкально-ритмические и т. д. Все виды занятий мы условно разделили на 3 блока : 1блок – «Здоровье – бесценный дар природы» – направлен на уточнение и систематизацию представлений детей о здоровье , его факторах, причинах возникновения болезней и формирование у детей понятия о здоровом образе жизни . 2 блок – «Движение – путь к здоровью » – направлен на формирование у детей представлений и знаний об одном из основных факторов здоровья – движение ; способах достижения полноценного здоровья через организацию оптимального двигательного режима и физкультурно-оздоровительную , спортивную деятельность. 3 блок – «Если хочешь быть здоров – закаляйся » – направлен на ознакомление детей со способами закаливания организма с целью противостояния различным заболеваниям.

Познавательные занятия проходят с использованием элементов фольклора. Включение фольклора как элемента занятия оживляет процесс обучения, делает его доступным детям дошкольного возраста . В качестве фольклорного материала используем потешки и прибаутки, загадки, пословицы и поговорки.

На занятиях знакомим детей с элементарными научными знаниями о внешних и внутренних органах человека, с основами первой помощи при травмах, с правилами безопасного поведения в быту и на природе. Тематика занятий разная : «Наши помощники – глаза» ,

«Наши помощники – уши» ,

«Эти опасные животные» , «Я здоровье берегу - быть здоровым я хочу , «В гостях у Лесовичка» , «Витамины на грядке» , «Путешествие в страну Огородию» , «В школе юного пешехода» , «Путешествие в природу» , «Дорога к здоровью » , «Золотой ключик страны Здоровья » ,


«Мое сердечко – удивительный мотор» , «Беседа о хорошем настроении» , «Опасные предметы» , «Красивые зубы – красивая улыбка» ,


«Что такое микроб и как он попадает в рот?» , «Уроки Мойдодыра» ,


«Забочусь об окружающей среде, а значит о самом себе» и др.

Познавательные занятия разнообразны по форме : дидактические игры, конкурсы знатоков, самостоятельные исследования, «круглые столы» , викторины, игровые путешествия. Опыт показывает, что дети без особых усилий усваивают знания о строении организма и приобретают первоначальные навыки ЗОЖ , если знания преподносятся в доступной и увлекательной форме .

Очень любят наши воспитанники познавательные видеопрезентации. С помощью родителей мы собрали большую «Фильмотеку здоровья » : «Если хочешь быть здоров » , «Что такое хорошо и что такое плохо на современный лад» , «Детям о правилах безопасного поведения на железнодорожном транспорте» , «Полезные привычки» , «Школа дорожных наук» , «Почему нужно чистить зубы и мыть руки» и др.

Очень нравятся детям минутки размышлений, например : Почему важно быть здоровым ? Возможна ли жизнь без движений ? Какие движения полезны? Зачем человеку сохранять здоровье ? Какие предметы опасны? Можно ли жить без воздуха? Почему полезны овощи и фрукты? Зачем нужен спорт? Что такое активный отдых? Что детям можно делать? Что детям нельзя делать?

Интересно детям решать проблемные ситуации, например : «Хрюша любит овощи и фрукты, но у него болит от них живот. Что делать?» , «Легко ли жить, если наши глаза ничего не видят?» , «Чем ребенок похож на взрослого» , «Что будет, если не лечить болезнь?» , «Что будет, если исчезнут врачи?» , «У тебя заболел зуб, а дома никого нет» , «Пропала вода из крана, что делать?» .

Воспитанники с удовольствием обсуждают проблемные вопросы «Сколько воды нужно человеку?» , «Чистая ли вода в стакане?» , «Почему надо отдыхать детям и взрослым?» , «Зачем нужен сон?» .

Постоянно включаем в работу с детьми чтение художественной литературы по данной теме : К. Чуковский «Мойдодыр» , «Федорино горе» , В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо» , А. Барто «Девочка чумазая» и др.

Разработаны игры-тренинги на тему «Искусство быть здоровым » . Их цель – формирование у дошкольников привычки к ежедневному выполнению действий, направленных на укрепление своего здоровья . Вот некоторые из них «Пять дел перед сном» , «Как мыть руки» , «Как ухаживать за зубами» , «Зоркий глаз – гимнастика для глаз» , «Чтобы горло не болело» и др.

Воспитанию потребности в физических упражнениях способствуют ежедневные двигательные и музыкально-ритмические минутки, ежедневная утренняя зарядка. С помощью бесед с ребятами, через рассматривание иллюстраций о физкультуре и спорте, через настольные и дидактические игры «Если хочешь быть здоров » , «Узнай вид спорта» , мы стараемся привить всем нашим воспитанникам интерес и любовь к спорту. 41% воспитанников нашей группы посещают спортивные секции.

Чтобы сформировать у детей навыки культуры питания , мы провели следующие занятия «Приятного аппетита» , «Овощи и фрукты – полезные продукты» и др., организовали беседы о культуре еды, о культуре поведения за столом, упражнялись правильно сервировать стол. Эти знания закрепляем во время приема пищи, в сюжетно-ролевых играх «Дом» , «Семья» , «Дочки-матери» .

В процессе работы с детьми стараемся соблюдать все режимные моменты. Даем детям необходимую информацию о гигиенической культуре и правилах поведения. Постоянно упражняем детей в навыках личной гигиены и самообслуживания. Каждый режимный момент для нас это временной ориентир к постепенной смене деятельности детей . Одновременно это и система своеобразных оздоровительных и образовательных занятий с детьми . Для детей это просто необходимая и увлекательная деятельность, в результате которой наши воспитанники начинают осознавать : почему именно так надо умываться, чистить зубы, мыть руки, зачем нужны сон и зарядка, проветривание помещения, прогулки, почему надо прямо стоять и сидеть, аккуратно есть, пользоваться салфеткой, полоскать рот.

Мероприятия по формированию основ здорового образа жизни , правильно организованный распорядок дня дают свои результаты : наши дети спокойны, активны, у них отсутствует напряжение и возбуждение, дети не отказываются от еды, они спокойно засыпают, крепко спят и просыпаются бодрыми. Так, шаг за шагом воспитанники накапливают опыт сохранения и поддержания здоровья , овладевают соответствующей компетентностью, стремятся проявлять её.

Формирование представлений у дошкольников о здоровом образе жизни невозможно без помощи родителей. Родители помогают в обогащении развивающей среды группы, в приобретении познавательной литературы по проблеме, развивающих игр. С их помощью была собрана коллекция видеопрезентаций для детей , загадок, картотека пословиц и поговорок о здоровье , оснащен «Уголок здоровья » , уголок по ПДД «Зеленый огонек» , уголок сюжетно-ролевых игр «Мы играем» , игровой центр «Учимся ухаживать за телом» , составлен «Каталог витаминов» .


С целью повышения компетенции родителей в вопросах сохранения и оздоровления детей дошкольного возраста составлены тематические папки «Формирование основ здорового образа жизни » , «Вредные привычки» , «Физическое развитие ребенка в семье» , «Воспитание правильной осанки» , «Копилка советов о здоровье ребенка » , «Что надо знать о закаливании детей » .


Благодаря этому тесному сотрудничеству наши дети замечательно владеют основными культурно-гигиеническими навыками , знают правила личной безопасности, основные правила здорового образа жизни . На протяжении значительного времени в группе низкий уровень заболеваемости воспитанников. Как показала практика, планомерная работа по формированию навыков ЗОЖ приводит не только к улучшению здоровья детей , но и к повышению их самооценки ребенка, воспитанию уверенности в себе, расширяет кругозор дошкольников . У родителей формируется активная позиция в вопросах физического развития и здоровья детей , повышение компетентности в данной области.

Здоровый образ жизни — это способ жизнедеятельности, направленный на сохранение и улучшение здоровья людей. Способствует здоровому образу жизни гигиенический режим труда и отдыха, а вот мешает такие вредные привычки, как курение, употребление алкоголя и наркотиков.

Здоровый образ жизни — главный фактор здоровья

По утверждению специалистов ВОЗ, здоровье на 50-55% зависит от образа жизни человека, на 20-23% — от наследственности, на 20-25% — от состояния окружающей среды (экологии) и на 8- 12% — от работы национальной системы здравоохранения. Итак, в наибольшей степени здоровье человека зависит от образа жизни, значит можно считать, что генеральной линией формирования и укрепления здоровья является здоровый образ жизни (ЗОЖ).

Согласно современным представлениям, здоровый образ жизни — это типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, укрепляющие и совершенствующие адаптационные (приспособительные) и резервные возможности организма, что обеспечивает успешное выполнение социальных и профессиональных функций.

В основе любого образа жизни лежат принципы, т.е. правила поведения, которым следует индивид. Различают биологические и социальные принципы, на основе которых формируется здоровый образ жизни. Биологические принципы : образ жизни должен быть возрастным, обеспеченным энергетически, укрепляющим, ритмичным, умеренным. Социальные принципы : образ жизни должен быть эстетичным, нравственным, волевым, самоограничительным.

В основу данной классификации положен принцип единства индивидуального и общего, единства организма и среды — биологической и социальной. В связи с этим ЗОЖ — это не что иное, как рациональная организация жизнедеятельности человека на базе ключевых биологических и социальных жизненно важных форм поведения — поведенческих факторов . Перечислим основные из них:

  • культивация положительных эмоций, способствующих психическому благополучию — основе всех аспектов жизнедеятельности и здоровья;
  • оптимальная двигательная активность (ДА) — ведущий врожденный механизм биопрогресса и здоровья;
  • рациональное питание — базисный фактор биопрогресса и здоровья;
  • ритмический образ жизни, соответствующий биоритмам, — основной принцип жизнедеятельности организма;
  • эффективная организация трудовой деятельности — основная форма самореализации, формирования и отражения человеческой сущности;
  • сексуальная культура — ключевой фактор жизнедеятельности как адекватная и прогрессивная форма воспроизведения вида;
  • здоровое старение — естественный процесс плодотворного долголетия;
  • отказ от пагубных пристрастий (алкоголизм, наркомания, табакокурение и т.п.) — решающий фактор сохранения здоровья.

На практике реализация перечисленных форм поведения чрезвычайно сложна. Одной из главных причин этого следует признать отсутствие мотивации положительного отношения к своему здоровью и ЗОЖ. Дело в том, что в иерархии потребностей, лежащих в основе поведения человека (например, студента), здоровье находится далеко не на первом месте. Это связано с низкой индивидуальной и общей культурой российского общества, что обусловливает отсутствие установки на примат (главенство) ценности здоровья в иерархии человеческих потребностей. Следовательно, формирование здоровья — это прежде всего проблема каждого человека. Его следует начинать с воспитания мотивации здоровья и ЗОЖ, ибо эта мотивация является системообразующим фактором поведения. Иначе говоря, будет мотивация (целенаправленная потребность) — будет и соответствующее поведение.

Здоровый образ жизни и пути его формирования

Здоровый образ жизни (ЗОЖ) - термин, который применяется все чаше. Самое простое определение ЗОЖ — все то в образе жизни, что благотворно влияет на здоровье. Следовательно, в понятие ЗОЖ входят все положительные стороны деятельности людей: удовлетворенность трудом, активная жизненная позиция, социальный оптимизм, высокая физическая активность, устро- енность быта, отсутствие вредных привычек, высокая медицинская активность и т. д.

Формирование установки на здоровый образ жизни является важнейшей задачей государства, так как образ жизни — определяющий фактор здоровья.

Формирование ЗОЖ является также задачей органов здравоохранения, социальной защиты, образования. На формирование ЗОЖ направлены рекомендации ВОЗ:

  • питание с малым содержанием жиров животного происхождения;
  • сокращение количества потребляемой соли;
  • сокращение потребления алкогольных напитков;
  • поддержание нормальной массы тела;
  • регулярные физические упражнения;
  • снижение уровня стрессов и т. д.

Формирование установки на ЗОЖ лежит в основе любой профилактической деятельности, многочисленных программ, направленных на повышение здоровья общества. Пропаганда ЗОЖ является важнейшей функцией и задачей всех органов здравоохранения (особенно учреждений первичной медико-санитарной помощи), центров санитарного просвещения, учреждений образования, органов социальной защиты и т. д.

Установка на ЗОЖ должна формироваться по следующим направлениям: 1) усиление и создание положительного в образе жизни; 2) преодоление, уменьшение факторов риска.

Изучение и формирование общественного мнения относительно оценки собственного здоровья — одна из трудных задач формирования установки на ЗОЖ. Наряду с органами здравоохранения большая роль в этом принадлежит СМИ. Необходимо понимание того, что здоровье населения обеспечивается не только ответственностью государства и общества, но и ответственностью каждого из нас за свое здоровье и здоровье всех.

Здоровый образ жизни базируется на научно-обоснованных санитарно-гигиенических нормативах, направленных на укрепление здоровья: рациональное питание; физическая активность; закаливание; отсутствие вредных привычек; умение выходить из стрессовых состояний (например, владение методиками аутотренинга); высокая медицинская активность (своевременность прохождения медосмотров, своевременность обращения за медицинской помощью в случае заболевания, активное участие в диспансеризации); умение оказать первую помощь при внезапных заболевания, травмах и т. д.

Основы формирования здорового образа жизни

У каждого человека должна быть своя система здоровья как совокупность обстоятельств образа жизни, которые он реализует.

Отсутствие своей системы здоровья рано или поздно приведет человека к болезни и не даст ему возможности реализовать заложенные в него природой задатки.

Человек столь совершенен, что не только поддержать необходимый уровень здоровья, но и вернуться в него из болезни можно практически из любого состояния; но с прогрессированием болезни и с возрастом это требует все больших усилий. Как правило, человек прибегает к этим усилиям, если у него есть жизненно важная цель , мотивация, которые у каждого человека свои.

Основными особенностями программы здоровья должны быть:

  • добровольность;
  • затрата некоторых физических и других сил;
  • ориентация на постоянное повышение своих физических, психических и других возможностей.

Создание своей системы здорового образа жизни представляет собой исключительно длительный процесс и может продолжаться всю жизнь.

Обратная связь от наступающих в организме в результате следования здоровому образу жизни изменений срабатывает не сразу, положительный эффект перехода на рациональный образ жизни иногда отсрочен на годы. Вот почему, к сожалению, довольно часто люди лишь «пробуют» сам переход, но, не получив быстрого результата, возвращаются к прежнему образу жизни. В этом нет ничего удивительного, так как здоровый образ жизни предполагает, с одной стороны, отказ от многих ставших привычными приятных условий жизнедеятельности (переедание, комфорт, алкоголь и др.), а с другой — постоянные и регулярные тяжелые для неадаптированного к ним человека нагрузки и строгую регламентацию образа жизни. В первый период перехода к здоровому образу жизни особенно важно поддержать человека в его стремлении, обеспечить его необходимыми консультациями (так как в этот период он постоянно испытывает дефицит знаний в различных аспектах обеспечения здорового образа жизни), указывать на положительные изменения в состоянии его здоровья, в функциональных показателях и т.п.

Понятно, что для выработки «своей» системы человек перепробует различные средства и системы, проанализирует их приемлемость для него и эффективность, отберет лучшее.

В реализации программы здорового образа жизни, в организации перехода к нему в зависимости от индивидуальных особенностей человек может выбрать различные варианты.

Для тех, кто любит соблюдать четкий жизненный график — это жесткая последовательность действий , расписанная досконально но мероприятиям и времени. Поэтому все действия, направленные на обеспечение здоровья, — физические упражнения, гигиенические процедуры, время приема пищи, отдых и т.д. — жестко вписываются в режим дня с точным указанием времени.

Для привыкших ставить перед собой конкретные цели и добиваться их — четкое разделение по этапам перехода с планированием каждого этапа, его промежуточных и конечных целей. В этом случае появляется технология внедрения программы в жизнь: с чего и когда начать, как организовать питание, движение и т.д. Поэтапное внедрение программы позволяет уточнить цели и задачи каждого этапа, его длительность в соответствии с состоянием своего здоровья, формы контроля, конечный для этапа результат и пр. Выполнение поставленных на этап задач позволяет перейти к следующему этапу. То есть этот вариант не ставит жестких условий на каждый данный период времени, однако позволяет целеустремленно продвигаться к переходу к здоровому образу жизни.

Для привыкших к комфорту и лени — мягкое приближение к желаемому. Этот вариант не заставляет четко планировать распорядок дня или этапы, но принявший его человек считает, что любое оздоровительное мероприятие — уже лучше, чем ничего (сделать хотя бы иногда, хоть один раз в неделю). То есть предпосылкой такого подхода является тезис: важно начать (например, можно начать только с утренней гигиенической гимнастики; потом можно будет отказаться и от утренней сигареты... Потом — постараться пройти пешком на работу...). Такой вариант особенно подходит человеку, который не может резко изменить свой жизненный уклад и отказаться от комфортных привычек.

Для самых инертных — максимальное вписывание программы в привычный распорядок дня. Особенно она подходит для лиц среднего и старшего возрастов, которые, с одной стороны, уже втянулись в привычные условия жизнедеятельности и им тяжело от них отказаться, а с другой — они обременены социальными, бытовыми, личностными, профессиональными проблемами и испытывают постоянный дефицит времени. Последнее обстоятельство для них является удобным поводом для того, чтобы объяснить нежелание перейти на здоровый образ жизни. В таком случае элементы последнего они могут включать в привычный режим (например, часть пути на работу пройти пешком; если не появилось ощущение голода, то сэкономить время на пропуске приема пищи; утром умыться холодной водой и т.д.). Для реализации такого варианта прежде всего следует критически проанализировать свой режим дня и жизни и найти те «ниши» в них, в которые можно было бы встроить такие элементы.

Взвесив свои возможности, особенности своей жизнедеятельности, резервы свободного времени, состояние здоровья, поставив цель и задачи перехода к здоровому образу жизни, следует выбрать из перечня указанных тот вариант программы, по которому человек собирается работать. Важно лишь, чтобы при ее реализации он был уверенным в себе, настойчивым и последовательным, систематически анализируя свое состояние и внося соответствующие коррективы в образ жизни. Несомненно, что все это даст свои результаты и в отношении эффективности и продуктивности жизнедеятельности человека, и в уровне и динамике его здоровья.

Естественно, что путь каждого человека к здоровому образу жизни отличается своими особенностями как во времени, так и по траектории, но это не имеет принципиального значения — важен конечный результат. Эффективность же здорового образа жизни для данного человека можно определить по ряду биосоциальных критериев, включающих:

Оценки морфофункциональных показателей здоровья:

  • уровень физического развития;
  • уровень физической подготовленности.

Оценки состояния иммунитета:

  • количество простудных и инфекционных заболеваний в течение определенного периода;
  • при наличии хронического заболевания — динамику его течения.

Оценки адаптации к социально-экономическим условиям жизни:

  • эффективность профессиональной деятельности;
  • активность исполнения семейно-бытовых обязанностей;
  • широту и степень проявления социальных и личностных интересов.

Оценки уровня валеологических показателей:

  • степень сформированности установки на здоровый образ жизни;
  • уровень валеологических знаний;
  • уровень усвоения практических знаний и навыков, связанных с поддержанием и укреплением здоровья;
  • умение самостоятельно построить индивидуальную траекторию здоровья и программу здорового образа жизни.

Какие же конечные результаты обеспечивает в своей совокупности следование условиям здорового образа жизни, ради чего стоит подвергать себя тому режиму ограничения и нагрузок, который лежит в его основе? Проанализировав приведенные ниже положения, каждый человек сам может сделать для себя вывод стоит ли жить каждый день «на полную катушку», в свое удовольствие, зная о последствиях такого поведения для здоровья и самой жизни, или через воспитание здоровых потребностей и заботу о своем здоровье как главной жизненной ценности обеспечить себе долгую, здоровую и счастливую жизнь. Итак, здоровый образ жизни:

  • положительно и результативно снижает или устраняет воздействие факторов риска, заболеваемость и как результат уменьшает затраты на лечение;
  • способствует тому, что жизнь человека становится более здоровой и долговечной;
  • обеспечивает хорошие взаимоотношения в семье, здоровье и счастье детей;
  • является основой реализации потребности человека в самоактуализации и самореализации, обеспечивает высокую социальную активность и социальный успех;
  • обусловливает высокую работоспособность организма, снижение усталости на работе, высокую производительность труда и на этой основе — высокий материальный достаток;
  • позволяет отказаться от вредных привычек, рационально организовать и распределять бюджет времени с обязательным использованием средств и методов активного отдыха;
  • обеспечивает жизнерадостность, хорошее настроение и оптимизм.

Формирование навыков здорового образа жизни является приоритетным направлением в педагогике, так как именно от этого зависит здоровье, правильное развитие и становление важнейших личностных качеств у детей. Основная задача родителей и педагогов – научить ребенка чередовать процессы труда и отдыха, правильно питаться, привить любовь к физическим упражнениям и закаливанию. Становление личности ребенка происходит постепенно, именно поэтому усилия воспитателей и учителей должны в полной мере поддерживаться в семье, где и происходит закладка характера и навыков детей.

  • воспитание негативного отношения к факторам, наносящим вред здоровью, таким как курение, неправильное питание, малоподвижность;
  • создание условий для выработки привычек, позитивно влияющих на общее состояние физического и психического здоровья, с целью закрепить эти навыки у ребенка.

Формирование позитивных для здоровья привычек

В перечне , которые помогут ребенку стать сильнее, выносливее, воспитать волю и характер, противостоять инфекциям, присутствуют:

  • Закаливание.
  • Приучение к рациональному режиму труда и отдыха.
  • Любовь к физической активности.
  • Правильное питание.

Влияние любого из них на растущий организм трудно переоценить. От наличия или отсутствия этих четырех факторов в повседневной жизни ребенка зависит его здоровье во взрослом возрасте, и в конечном итоге – эффективность его труда и качество жизни.

Закаливание

Закаливание ребенка начинают в раннем возрасте, так как этот фактор позволяет укрепить иммунитет малыша, повысить его сопротивляемость к инфекционным и простудным заболеваниям, а также способствует воспитанию волевых качеств. Важно заинтересовать детей конечным результатом, привести примеры из жизни известных спортсменов и людей, обладающих в глазах ребенка авторитетом. Элемент соревнования в детском коллективе, обсуждение положительных эффектов от процедур позитивно влияют на закрепление привычки.

Наиболее эффективным способом закаливания является ежедневное обливание прохладной водой, причем первоначальная температура должна быть тридцать шесть градусов, а последующее понижение до двадцати двух градусов должно происходить постепенно. Оптимальным временным промежутком для понижения температуры воды на один градус является неделя. Полезно доверить ребенку самостоятельно контролировать показания термометра, акцентируя внимание на изменении субъективных ощущений: в первый раз вода кажется холоднее, чем при последующем обливании при более низкой температуре воды. Ежедневное закаливание не только помогает бороться с болезнями, но и укрепляет волю и чувство ответственности у детей.

Труд и отдых

От правильного режима труда и отдыха зависит здоровье человека, так как несоблюдение основных правил режима дня, переутомление и недосыпание приводит к возникновению заболеваний. Формирование навыков здорового образа жизни у детей и дошкольников особенно важно, так как именно в детстве закладываются привычки, оказывающие влияние на всю последующую жизнь.

Труд – основа жизни человека, он благотворно влияет на физический и умственный потенциал человека, оказывает безусловное влияние на психическое здоровье.

Известно, что все долгожители работали всю жизнь, это значит, что труд не вызывает преждевременного старения и износа систем организма, а содействует повышению выносливости и укреплению здоровья.

Умственная работа снижает риск появления раннего склероза, угасания когнитивных функций организма.

Рациональная организация труда включает в себя правильное и умелое распределение усилий в процессе работы. Длительные периоды простоя и авральный характер последующих рабочих часов негативно влияют на здоровье и качество труда, вызывают переутомление. Занятия, соответствующие характеру и склонностям человека, выполняются легче и быстрее, не приводя к усталости, в отличие от нелюбимой работы. Это необходимо учитывать при выборе заданий для детей.

Организация труда

Дети быстро утомляются от однообразной работы, поэтому во время занятий им необходимо устраивать перерывы каждые полчаса. Чередование процессов физической и умственной активности препятствуют переутомлению, поэтому смена видов деятельности – одно из условий детских занятий. Активный отдых, подвижные игры на свежем воздухе, обязательно должны присутствовать в ежедневном распорядке дня.

Важно, чтобы ребенок имел специальную рабочую форму, которая не только защищает его от загрязнений, но и дисциплинирует. Форма должна быть удобной, изготовленной из натуральных материалов и нравиться малышу. Желательно, чтобы дети имели возможность участвовать в уходе за формой: стирать, развешивать или гладить вещи можно доверить даже дошкольнику.

Рациональная организация рабочего места – это одно из условий эффективного труда и формирования аккуратности: до начала работы нужно помочь ребенку убрать все лишнее, расположить инструменты в пределах доступности. Важно обеспечить хорошее освещение, установить удобные стол и стул, не нарушающие осанки. После выполнения задания дети самостоятельно убирают рабочую зону.

Важность полноценного сна

Ночной сон позволяет нервной системе полностью восстановиться, подготовиться к новому дню. Глубокий и крепкий сон способен оздоровить организм и полезен детям и взрослым. И напротив, недосыпание или поверхностный, беспокойный сон опасен перегрузкой нервной системы и падением защитных сил организма. Существует несколько простых правил организации полноценного сна, приучать к выполнению которых ребенка необходимо с детства:

  • Для здорового сна помещение необходимо ежевечернее проветривать в течение пятнадцати минут в любое время года;
  • В спальне надо установить температуру не выше двадцати двух градусов, так как чрезмерная жара мешает уснуть;
  • Перед сном можно выпить стакан теплого молока, плотный ужин нежелателен, так как пищеварительный процесс будет мешать полному расслаблению;
  • Активные, шумные игры, просмотр телепередач и напряженные умственные занятия возбуждают нервную систему, поэтому перед сном можно прогуляться или почитать книгу;
  • Удобная пижама и натуральное постельное белье способствуют быстрому засыпанию и крепкому сну.

Для правильного физического развития детям любого возраста необходима дозированная физическая нагрузка, большая часть которой в дошкольном и младшем школьном возрасте приходится на подвижные игры и соревнования. Но чтобы привить ребенку нормы здорового образа жизни, мало тех упражнений, которые он выполняет на занятиях в детском саду или школе. Ребенок должен знать пользу ежедневной утренней гимнастики, которая выполняется перед завтраком и становится ритуалом на долгие годы. Утренняя гимнастика позволяет малышам быстрее проснуться, пробуждает аппетит и улучшает настроение, особенно если проводится на свежем воздухе под любимую музыку. Детям старшего дошкольного возраста можно участвовать в пробежках и велопрогулках с родителями, посещать различные секции и обучаться плаванию. Важно на личном примере дать понять ребенку, что физические нагрузки очень полезны, они способствуют развитию мускулатуры и укрепляют сердечную мышцу, повышают выносливость и силу. Если родители ребенка не занимаются спортом и ведут малоподвижный образ жизни, то будет трудно внушить малышу пользу физических упражнений. Но никогда не поздно начать тренировки вместе с детьми, особенно полезны прогулки и пробежки на свежем воздухе, причем поход в детский сад в хорошую погоду можно совместить с энергичной прогулкой. Желательно чередовать темп движения: пятьсот метров быстрым шагом, затем столько же медленным. Обязательно нужно объяснить детям, что родители решили вести здоровый образ жизни, выполняя и перевыполняя ежедневный минимум пешей ходьбы или домашних тренировок.

Личный пример отца или матери вдохновляет малыша, он приучается не отступать перед трудностями, отмечая, как его мышцы становятся крепче.

Сбалансированное питание

Должна прививаться ребенку с дошкольного возраста, младший школьник уже знает, что для нормального развития нужны витамины и полезные вещества, которые находятся в натуральных продуктах. Разнообразные продукты, горячее питание, вторые завтраки: полдник и стакан теплого молока на ночь – вот рацион растущего организма. Полуфабрикаты и пища, содержащая много жиров, сахар и консерванты не полезна, может вызвать расстройство пищеварения, ожирение и иные нарушения.

Пять ингредиентов правильного питания

Основой построения мышечной ткани являются белки, они составляют шестьдесят процентов от суточного рациона ребенка и должны быть представлены нежирным отварным или тушеным мясом, морской рыбой и молочными продуктами. При недостаточности белка, у детей наблюдается задержка роста и развития, анемия, понижение иммунитета.

Углеводы и жиры необходимы ребенку для выработки энергии: в сутки дети должны получать более двух тысяч килокалорий в сутки. Углеводы, полученные из простых продуктов: круп, овощей, муки, являются наиболее полезными и выполняют ряд важнейших функций в организме. Жиры содержат в своем составе витамины, получить которые иным путем невозможно, в меню обязательно должны присутствовать сливочное и растительное масло.

Минеральные вещества, витамины и клетчатка находятся в большом количестве в овощах, фруктах и ягодах, и большая часть их разрушается при воздействии высоких температур. Именно поэтому свежие фрукты, пюре из ягод и фруктовые соки необходимы ребенку на протяжении всего года, а сезонные продукты особенно полезны.

Правильные питьевой режим – необходимость для детей, так как организм ребенка содержит много воды, при потере которой нарушаются важнейшие функции. Особенно важно поддерживать водный баланс в жаркую погоду и при физических нагрузках: играх или тренировках. Общее количество жидкости, потребляемой детьми в сутки, обычно составляет не менее одного литра.

Уменьшение факторов риска

Существует десять норм гигиенического поведения, которые позволяют соответствовать общепринятым стандартам здорового образа жизни:

  • Сбалансированное питание.
  • Физическая активность.
  • Соблюдения норм труда и отдыха.
  • Соблюдение техники безопасности в быту и на производстве.
  • Знания основ психотерапевтической самопомощи.
  • Своевременная профилактика заболеваний.
  • Знание основ оказания первой помощи.
  • Отказ от алкоголя.
  • Отказ от курения.
  • Поддержание нормальной массы тела.

Рекомендации ВОЗ по формированию навыков здорового образа жизни и предотвращению рисков практически повторяют эти правила, то есть, их можно считать медицинской программой. Следуя этой программе, удается за короткий срок достигнуть впечатляющих успехов в сокращении смертности и улучшении качества жизни. И характерно то, что следование этим рекомендациям не требует больших материальных затрат и возможно даже в семьях с низким достатком.

Например, отказ от курения и поваренной соли родителями, влечет за собой следование этим принципам детей. Таким образом, простой отказ от вредных продуктов снижает риск возникновения заболеваний легких и почек у двух поколений одной семьи. Этот факт должен заставить взрослых задуматься, как они могут помочь своим детям, прививая им навыки здорового образа жизни.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Здоровье – бесценный дар, который преподносит человеку природа. Существует более 300 определений здоровья. На бытовом уровне понятием “здоровье” обозначают обычно отсутствие болезни. Согласно официальному определению Всемирной Организации Здравоохранения, здоровье – это физическое, психическое и социальное благополучие.

Учёными установлено, что здоровье человека на 10 % зависит от деятельности системы здравоохранения, на 20 % – от наследственных факторов, на 20 % от экологии, на 50% – от самого человека. Таким образом, здоровье зависит от образа жизни, который каждый выбирает себе сам.

Проблема воспитания здорового поколения приобретает в настоящее время большое значение. С каждым годом увеличивается заболеваемость среди детей. Причины ухудшения здоровья зависят от многих факторов, в том числе и от неправильного отношения населения к своему здоровью, здоровью своих детей, отрицательного влияния окружающей среды, наследственных факторов, нарушения правил здорового образа жизни.

Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский писал: “Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя”. От здоровья и жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. Между тем, в последние годы резко снизилась роль школы в воспитании детей. С каждым годом растет заболеваемость учащихся. Наиболее часто отмечаются случаи ухудшения зрения, заболевания желудочно-кишечного тракта, печени, изменение опорно-двигательного аппарата, позвоночника, нарушения со стороны центральной системы.

Важную роль в сохранении здоровья имеет правильный образ жизни, основанный на достаточной двигательной активности, рациональном питании, правильном режиме дня, отсутствии вредных привычек.На современном этапе развития образования необходимо стабилизировать, а затем и улучшить ситуацию по оздоровлению детей. Все это побудило к созданию воспитательной программы “Расти здоровым!”.

По мнению доктора медицинских наук И. И. Горехмана, здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.

На фоне благополучного здоровья более эффективно достигается одна из главных задач образования – развитие способностей ребенка.

Для того, чтобы данная программа помогла ребенку стать физически, психически и социально здоровой личностью, необходимо, прежде всего, чтобы она учитывала следующие проблемы :

    Ухудшение социального положения семей учащихся;

    Наличие неблагополучных семей, мало занимающихся проблемами воспитания и развития своих детей;

    Невысокий уровень общей культуры населения;

Критериями работы по данному направлению являются:

    Индивидуальный режим;

    Эмоциональный режим;

    Смена видов деятельности;

    Наличие физпауз на занятии;

    Учет физиологических особенностей в развитии организма;

ЦЕЛЬ: профилактика вредных привычек, оздоровление, духовное и культурное развитие личности ребенка, его социальная адаптация.

ЗАДАЧИ:

    Разработать и внедрить наиболее рациональные формы и методы диагностики физического здоровья детей.

    Создать систему внеучебных форм занятий, способствующих становлению физически, психически и эмоционально здоровой личности.

    Сформировать навыки здорового образа жизни, гигиены, правил личной безопасности учащихся.

Используются формы работы:

    Беседа;

    Ролевая игра;

    Экскурсии;

    Выход на природу;

    Мини-выставка;

    Конкурсы;

    анкетирования.

Особенности организации воспитательного процесса

Программа рассчитана на 4 года(5,6,7,8 кл.) охватывает множество социально-значимых тем. Ребенок получает более полную, жизненно важную информацию. Программа включает в себя информацию об оздоровлении, технике безопасности на уроках, культуре поведения, вредных привычках, проблемах экологии и правилах дорожного движения.

Реализация программы создает возможность сформировать у ребенка потребность быть здоровым, научить его этому, организованно помочь в сохранении и формировании здоровья. В идеальном приближении учащийся должен быть личностью духовно, физически и социально здоровой, способной управлять своим здоровьем и укреплять его. Основным критерием эффективности работы должно стать состояние физического, психологического, эмоционального и социального благополучия учащихся.

Результативность воспитательного процесса отслеживается следующими способами:

    Викторины;

    Соревнования;

    Игровые программы;

    Анкетирование

Порядок прохождения программы может быть изменен в процессе обучения в зависимости от условий, степени усвоения материала, особенностей детского коллектива.

Основные темы программы “Расти здоровым!”

    Общеукрепляющее значение физической культуры и закаливания;

    Рациональная организация и гигиена умственной работы учащихся;

    Влияние физического труда на укрепление здоровья учащихся;

    Знание и навыки личной и общественной гигиены;

    Рациональное питание – основа нормальной жизнедеятельности ребенка;

    Правильное гигиеническое поведение учащихся – защита от травматизма;

    Гигиенические аспекты полового воспитания;

    Профилактика вредных привычек;

    Физкультминутки.

Каждая тема включает в себя тематические беседы, помогающие формированию мотивации здорового образа жизни, и представлена в двух аспектах: теоретических и практических.

1. Тема «Общеукрепляющее значение физической культуры и закаливания»

а) Утренняя зарядка, водные процедуры.

Значение утренней зарядки и купания в бассейне для укрепления здоровья, воспитание силы воли, хорошего самочувствия.

Разучивание комплексов утренней зарядки.

Ежедневно выполнять утреннюю зарядку на свежем воздухе.

Четкая последовательность упражнений.

б) Закаливание.

Беседа о закаливающих процедурах: закаливание воздухом, водой, солнцем, ходьбой босиком, принципы закаливания.

Сознательно, систематически, последовательно, постепенно, с учетом физического развития и состояния выполнять правила закаливания.

в) Гигиена правильной осанки.

Выработка правильной осанки обычно требует длительного времени и постоянного контроля. Большое значение для формирования правильной осанки имеет повседневный контроль за тем, как ребенок ходит, стоит при разговоре с педагогом, при ответе с места, правильно ли он сидит при выполнении работы на занятии.

Учащийся, сидящий за рабочим столом, в сущности, неподвижен. С этим связано статистическое напряжение мускулатуры. Если ребенок наваливается грудью или животом на край стола, то происходит сдавливание внутренних органов и крупных кровеносных сосудов, находящихся в грудной и брюшной полостях. Неестественное положение туловища ведет к неправильному развитию опорно-двигательного аппарата, в первую очередь, позвоночника, способствует его искривлению. Близкое расстояние от глаз до рабочей поверхности ведет к напряжению зрения, способствует развитию близорукости.

У ребенка должен быть выработан автоматизм в привычке правильно сидеть. Прежде всего необходимо, чтобы у ребенка было сформировано убеждение в необходимости правильной осанки с помощью понятных им мотивов.

    Значение правильной осанки для гармоничного развития организма:

    Здоровьесберегающее воздействие спортивных мероприятий, утренние зарядки на формирование осанки.

    Регулярно выполнять зарядку, контролировать правильную осанку.

    Строго выполнять правила правильной посадки и осанки.

    Пользоваться правилами самоконтроля и саморегуляции.

г) Двигательная активность.

Основные здоровьесберегающие факторы двигательной активности: утренняя зарядка, физкульпаузы на занятиях, подвижные игры на динамических часах, переменах, прогулки перед сном плавание в бассейне.

Правила поведения во время перемен, соответствие одежды погоде и характеру занятий.

Активное участие в динамических часах, подвижных играх, спокойный отдых перед звонком.

2. Тема «Рациональная организация и гигиена умственной деятельности учащихся»

Учеными установлено, что десятки процессов, протекающих в организме человека, подчинены суточному ритму. В дневное время наиболее активны те отделы вегетативной нервной системы, которые стимулируют артериальное давление, сокращение кишечника, потоотделение и другие функции, дающие организму наиболее благоприятные возможности для физической и умственной работы.

Если ребенок ежедневно в одно и то же время ложится спать и просыпается, завтракает и обедает, выполняет утреннюю гимнастику, проводит закаливающие процедуры, опорожняет кишечник, то у него вырабатывается рефлекс на время. Динамический стереотип задает определенный ритм жизни, облегчающий все жизненные процессы, помогает выполнению такой важной деятельности школьника, как учебное занятие.

Выполнение режима дня дает хорошую возможность воспитания самодисциплины. При этом должны соблюдаться единые требования, учебные обязанности, предъявляемые к ребенку дома, в школе и Центре, предусматриваться время для необходимой социальной деятельности школьника – общественные работы, самообслуживание, помощь по дому.

Здоровьесберегающий фактор – правильный режим дня, четкая организация умственной деятельности, гигиена рабочего места, проветривание, выполнение физпауз на уроках, активная деятельность на переменах, динамических часах. Гигиенические требования ко сну, значение проветривания перед сном.

Самоконтроль за правильным поведением на уроках, поведением на переменах, соблюдением правильного режима дня. Соблюдение санитарно-гигиенических требований на уроках, во время перемен, во время приготовления домашних заданий. Соблюдение рекомендаций по выполнению гигиенических требований к просмотру телепередач, к режиму отбоя.

3.Тема «Влияние физического труда на укрепление здоровья школьников »

Трудовую деятельность детей организуют взрослые. Знакомство с техникой безопасности, ведение журнала по охране труда.

Помимо большого воспитательного значения посильный труд оказывает и оздоровительное влияние: улучшается деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной системы, повышаются обменные процессы, укрепляется костно-мышечная система, повышаются выносливость, работоспособность, совершенствуется координация движений, появляются новые условнорефлекторные связи. Под влиянием труда в коре больших полушарий головного мозга быстрее протекают нервные процессы. Вместе с тем, оздоровительное влияние физического труда возможно только при соответствии его как по характеру, так и по объему, возрастным возможностям и состоянию здоровья учащихся, а также при соблюдении гигиенических требований к режиму трудового обучения и условиям его проведения. Однообразная длительная работа не дает возможности чередовать нагрузку на разные группы мышц, что ведет к снижению уровня насыщения крови кислородом, нарушению физиологических функций.

Нельзя “наказывать” трудом. Дети должны видеть реальные результаты своего труда.

а) Организация рабочего места.

Беседа по санитарно-гигиеническим требованиям к учебным помещениям, рабочему месту.

Проветривание помещений, уборка рабочего места и класса, хранение рабочего инвентаря в определенном месте.

б) Предупреждение и профилактика травматизма.

Эта проблема может решаться только при тесном содружестве семьи и школы.

Важно обучить детей, привить навыки по пользованию опасными предметами в школе, группе, дома, правильному поведению и ориентированию в опасных ситуациях, и довести их до полного автоматизма.

Должны быть под запретом особо опасные для здоровья и жизни школьников игры и занятия. В данном случае необходим контроль со стороны взрослых, организация отдыха и досуга.

Выполнение требований к организации рабочего места, правила пользования рабочими инструментами и инвентарем.

Соблюдение и самоконтроль по выполнению санитарно-гигиенических требований, правил техники безопасности на уроках трудового обучения.

в) Организация отдыха

4. Тема «Знание и навыки личной и общественной гигиены»

Весьма эффективной формой достижения единства требований школы и семьи в воспитании здорового ребенка является информация по вопросам гигиенического воспитания.

За несоблюдение правил гигиены можно постыдить школьника, действуя на его самолюбие, но вместе с тем поддерживать в нем уверенность в возможности отказа от дурной привычки. Но нужно иметь в виду, привычка грызть ногти, ручки, дергать волосы, кусать и облизывать губы, может быть проявлением детской нервозности.

Правила личной гигиены.

Правила ухода за чистотой тела, одежды, смены белья.

Важность овладения правилами культуры поведения.

Регулярное соблюдение правил личной гигиены (мытье рук, уход за ногтями, за полостью рта, за чистотой, одежды, частей тела, головы).

Умение правильно оценивать и контролировать соблюдение правил личной гигиены.

5. Тема «Рациональное питание – основа нормальной жизнедеятельности ребенка»

В настоящее время значительная часть гигиенических рекомендаций строится на знании ритмической деятельности организма. Десятки процессов, протекающих в организме человеке, подчинены суточному расписанию.

К определенному часу, когда происходит прием пищи, выделяются пищеварительные соки, организм готов к еде, ребенок хочет есть. Усвоение питательных веществ в данном случае максимальное, что так важно для растущего организма. Готовность организма к определенному времени и является общей важной физиологической основой режима дня.

Правильный режим питания, значение пищи для растущего организма.

Животная и растительная пища – основа рационального питания.

Значение витаминов для организма.

Здоровьесберегающий фактор – выполнение правил поведения, гигиены.

Употребление разнообразной пищи, ограничение в употреблении сладостей, кондитерских изделий, вред переедания, еды всухомятку.

Прием ужина не позднее 1,5 часов до отбоя.

Соблюдение рационального режима питания, употребление в пищу продуктов, содержащих витамины.

6.Тема «Правильное гигиеническое поведение учащегося – защита от травматизма».

Анализ заболеваемости показывает, что среди детей младшего школьного возраста травматизм стоит на 4 месте. В последние годы изменилось отношение к этому вопросу. Установлено, что травмы носят сезонные колебания, имеют возрастную избирательность, встречаются в определенных местах.

При обучении правилам безопасности важное место занимает проведение так называемых “экскурсий безопасности”. Учитывая обстоятельства, что более чем в 50% несчастных случаев на дорогах повинны дети, то полезно разобрать с ними несколько конкретных ситуаций, в результате которых произошла трагедия. Не менее важным является участие в профилактических мероприятиях представителей специализированных ведомств и органов.

Соблюдение ПДД, правил пользования общественным транспортом, правил перехода улиц и дорог.

Профилактика и предупреждение бытовых травм (дома, на улице, в школе, в группе).

Правила поведения на переменах, занятиях, во время экскурсий, при проведении динамических часов.

Правила поведения и безопасности в экстремальных ситуациях (во время пожара, теракта и др.).

Соблюдение техники безопасного поведения на улицах и дорогах города. Движение по сигналам светофоров (при их отсутствии, согласно правилам ДД). Соблюдение правил безопасного поведения дома, в школе, в группе при работе с колющими и режущими предметами, при использовании спортивного и рабочего инвентаря и инструментов. Соблюдение правил безопасного поведения на льду, в воде, в незнакомых местах, во время паводка.

Строгое и неукоснительное соблюдение правил безопасного поведения на переменах, лестницах, в столовой, других общественных местах.

7.Тема «Гигиенические аспекты полового воспитания».

а) Мальчики.

Уважительное отношение к женщине, матери. Значение дружной и крепкой семьи. Дружба с девочками. Специфическая гигиена. Понятие о вредных привычках, их профилактика и предупреждение.

Соблюдение личной и специфической гигиены, регулярное выполнение зарядки, принятие водных процедур. Посильная помощь дома, в классе, в группе.

б) Девочки.

Значение дружной и крепкой семьи. Почтительное отношение к родителям, к взрослым. Необходимость дружбы и откровенности с теми, кому доверяешь. Содержание в чистоте тела, соблюдение специфической гигиены.

Активное участие в семейных, классных, внеклассных делах мероприятиях. Неукоснительное и строгое соблюдение правил личной и специфической гигиены, выполнение зарядки, принятие водных процедур.

8.Тема «Профилактика вредных привычек».

Более серьезного внимания требуют вредные привычки, формирование которых происходит в младшем школьном возрасте – курение, алкоголизм, токсикомания, наркомания.

В беседах с детьми необходимо не ограничиваться только медицинской стороной дела, а обращать внимание на социально-бытовые аспекты. Эта проблема должна оставаться в зоне постоянного внимания учителя.

В борьбе с вредными привычками школьников, как показывает педагогическая практика, хороший результат дают даже простейшие опыты или демонстрации знакомых детям натуральных предметов, они хорошо запоминаются и побуждают выполнять гигиенические рекомендации, бороться с вредными и дурными привычками.

В воспитании здорового ребенка важен тесный контакт и содружество учителей с медицинскими работниками, особенно в проведении профилактических мероприятий, в работе с ослабленными детьми, санитарном просвещении родителей.

Понятие о вреде курения, алкоголизма, токсикомании, наркомании.

9.Тема «Физкультминутки»

В основе рационального отдыха лежит перемена деятельности. Отдыхом во время занятия является перемена деятельности. Игровые элементы и особенно физкультминутка помогают снять утомление мышц, ослабить умственное напряжение.

Список литературы

Галияхметов Р.Р., Мартынцова Н.В., Поплавская К.А., Улитин И.И. Соревнование классов, свободных от курения// Школьный психолог №4-2005-с.40.

Галияхметов Р.Р., Мартынцова Н.В., Поплавская К.А., Улитин И.И. Соревнование классов, свободных от курения// Школьный психолог №5-2005-с.38.

Галияхметов Р.Р., Мартынцова Н.В., Поплавская К.А., Улитин И.И. Соревнование классов, свободных от курения// Школьный психолог №6-2005-с.38.

Золотарева А.В. Дополнительное образование детей:

Теория и методика социально-педагогической деятельности. Ярославль: Академия развития, 2005- 64с.

Макеева А.г. Все цвета, кроме черного: педагогическая профилактика наркотизма школьников: методическое пособие для учителя 7-9 классов. Москва: Просвещение, 2005-304 с.

Науменко Ю.В. Здоровьесберегающая деятельность школы// Педагогика №6-2005-с.37.

Синягина Н.Ю., Кузнецова И.В. ,Орехова И. Организация процесса здоровьетворящего образования в современной школе: Монография. Магнитогорск: МаГУ2003 – 355 с.

Навыков является одним из основных... Таким образом , при выборе программ и дозирования тренировочных нагрузок по физической...

  • Здоровье и здоровый образ жизни как целевые параметры социальной работы

    Курсовая работа >> Медицина, здоровье

    Базовыми: привитие здоровых навыков у малыша; воспитание с раннего детства здоровых привычек и навыков ; окружающая среда... программ по культуре здорового питания населения. Что в целом и составляет содержание программы по формированию здорового образа жизни ...

  • Здоровый образ жизни молодёжи (1)

    Реферат >> Социология

    ... образ жизни ведут еще со школьной скамьи. Для воспитания здорового образа жизни , ... , чем программы , обучающие адаптивному стилю жизни , навыкам общения, критическому... по борьбе с табакокурением; разработка и внедрение образовательных программ по проблемам...

  • Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста в процессе взаим

    Реферат >> Педагогика

    И формированием прочного навыка здорового образа жизни у родителей. Стержневой основой исследования явилась работа по воспитанию потребности к здоровому образу жизни у старших...